Литературное чтение на родном (русском языке ) 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Литературное чтение на родном (русском языке ) 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke_4_kl.docx | 39.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» 4 класс
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 4 класса и реализуется на основании следующих нормативных документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.(с изменениями и дополнениями).
2.Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (с изменениями и дополнениями).
3.Основной образовательной программы: НОО МБОУ Холстовской СШ (утвержденной приказом МБОУ Холстовской СШ № 119-ОД от 31.08.2023 г )
4.Устава МБОУ Холстовской СШ (утвержденной постановлением администрации МО «Павловский район» №805 от 08.12.2015 г. (с изменениями и дополнениями).
5.Распоряжения министерства образования Ульяновской области№1146-р от 12.04.11г «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»
6.Распоряжения министерства образования Ульяновской области№1146-р от 12.04.11г «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»
7.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства образования № 766 от 23.12.2020 г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») (с изменениями и дополнениями).
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование .
Курс родного языка и литературного чтения на родном языке в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Предмет «Литературное чтение на родном языке » играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нѐм своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи :
-расширение читательского кругозора обучающихся;
-овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
-формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и --создание высказываний в устной и письменной форме;
-обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
-пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану на изучение предмета отводится 0,5 ч. в неделю, всего 17 ч. Рабочая программа рассчитана на 17 часов.
Преподавание предмета ориентировано на использование учебника:
- Литературное чтение на родном русском языке.4 класс./О.М.Александрова ,Н.В.Беляева ,М.И.Кузнецова :Учебное пособие .ФГОС. Издательство «Просвещение».2021 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Холстовская средняя школа
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
на заседании ПТГ учителей- предметников ________/А.Н.Пуцков/ | Заместитель директора по УВР ________/Д.Ю.Каргин ___/ | Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холстовской средней школы ______ /_Н.С. Баранова__/ |
Протокол № 1 от 29.08.2023г | Протокол №1 от 29. 08. 2023 г | Приказ № 121-ОД от 31.08.2023г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение на родном языке»
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
Уровень, класс, учебный год: НОО, 4 класс , 2023-2024
Срок реализации программы:1 год
Разработана учителем начальных классов Святовой Т.П.
село Холстовка
2023
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Освоение обучающимися содержание программы по физической культуре предполагает следующие результаты
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
∙ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
∙ способность к самооценке;
∙ чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
∙ представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
∙ ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
∙ регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
∙ эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
∙ познавательная мотивация учения;
У обучающихся могут быть сформированы:
∙ чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
∙устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
∙ толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
∙ планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
∙ учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
∙ выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
∙ вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
∙ ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
∙ самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения, так и в результат проведенной работы;
∙ планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
∙ находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
∙ выделять существенную информацию из текстов разных видов;
∙ сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
∙ устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
∙ устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
∙ осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
∙ сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
∙ строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
∙ работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
∙ работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;
∙ аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
∙ точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
∙оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
∙владеть диалогической формой речи;
∙ корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
∙ понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
∙ задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
∙ читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей, осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);
∙ читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
∙ прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
∙ находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
∙ различать последовательность событий и последовательность их изложения;
∙выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
∙пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменого диалога повествованием, с включением рассуждений;
∙обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
∙ составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
∙ соотносить поступки героев с нравственными нормами;
∙ ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию;
∙читать по ролям художественное произведение;
∙ создавать текст на основе плана;
∙придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
∙писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
∙ участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
∙ создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций;
∙выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
∙ определять (на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
∙ выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
∙ вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
∙ определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
∙ различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);
∙ находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Обучающиеся получат возможность научиться:
∙ составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
∙ высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
∙ создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
∙ создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;создавать иллюстрации к произведениям;
∙ создавать в группе сценарии и проекты.
∙ делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
∙ создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел 1. Мир детства (10ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Раздел 2. Россия - Родина моя
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Тематическое планирование.
№ | Тема урока | Количество уроков |
Мир детства (10 часов) | (1 час) | |
1. | . Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). | 1 |
2 | Испокон века книга растит человека. И.А. Гончаров Фрегат «Паллада | |
3 | С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). | |
4 | Я взрослею. Скромность красит человека. Л.Л. Яхнин «Храбрец» | |
5 | И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». Е. В. Клюев. «Шагом марш». | |
6 | Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов «Ночь исцеления». И.А. Мазнин « Летний вечер» | |
7 | Я и моя семья. Такое разное детство. К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). | |
8 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). | |
9 | Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). | |
10 | Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры и страны. Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | |
Россия - Родина моя (7 часов) | ||
11 | Люди земли Русской. Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). К.И.КУнин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина». Афанасий Никитин «Хождение за три моря» | |
12 | Люди земли Русской. В.А.Гагарин «Мой брат Юрий» Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут». Г.С.Титов «Наш Гагарин» | |
13 | Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная. А. Д. Дорофеев. «Веретено», «Сказ о валдайских колокольчиках». | |
14 | М.Я Бородицкая « В гостях у лесника». Г.Я Снегирёв «Карликовая берёзка» В. Г. Распутин. «Саяны». | |
15 | О родной природе. Мороз невелик, да стоять не велит. Загадки и пословицы. Отрывки из русской народной сказки «Морозко»,В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», В. Д. Берестов. «Мороз» и др. | |
16 | На небе стукнет, на земле слышно. Загадки и пословицы. М.М.Зощенко «Гроза», А.А. Блок « Перед грозой», «После грозы». | |
17 | «Ветер, ветер, ты могуч…». Загадки и пословицы .В.А. Солоухин «Ветер» | |
Итого | 17 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 классов
Тест составлен для проверки усвоения текста Г.Скребицкого Ледоход...
Конспект урока 2 класс литературного чтение на родном (русском) языке по теме: "Детские журналы и газеты"
Урок литературного чтения на родном (русском) языке 2 класс «Детские журналы и газеты». Цель урока: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке 1 класс "Школа России"
Часто встречается как родная литература, КТП разработано с расчетом 1ч в неделю со второго полугодия...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
Рабочая программапо родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе н...
Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...
Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".
Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.Цель урока: -дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ...