рабочая программа по литературному чтению 4 кл
рабочая программа по чтению (4 класс)

Гомбоева Оюна Баторовна

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_4_kl_23_g.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено _________

на заседании МО

Руководитель МО

Сундуева М.Ц.        

Протокол №_2           

от  «02 » ноября  2023  г.

Согласовано _________

Заместитель директора

по УВР Гатапова О.Б.

Протокол №_2           

от  «02 »ноября    2023  г.

Утверждаю __________

директор школы

 Дондупова Е.Р.

 Приказ № 80

 от «03» ноября 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет:  Литературное чтение  

Класс:  4

Учитель:  Гомбоева Оюна Баторовна, учитель начальных классов,

первая категория

Срок действия программы :  2023 - 2024 учебный год

с.Баянгол

2023г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии со следующими документами:

  • статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
  • приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;
  • приказ Минобрнауки России от 31 апреля 2014 года № 253 (ред. от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях, изменения №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81)
  • основная общеобразовательная программа начального общего образования (ФГОС НОО) МБОУ «Баянгольская СОШ»;
  • Устав МБОУ «Баянгольская СОШ».

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программой начального общего образования, учебного плана МБОУ «Баянгольская СОШ», образовательная система «Школа России» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение»).

Рабочая программа адресована обучающимся 4  класса МБОУ «Баянгольская СОШ». В соответствии с учебным планом МБОУ «Баянгольская СОШ» литературное чтение в 4 классе изучается в образовательной области «Русский язык и литературное чтение» в объеме 3 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа.

Программа ориентирована на использование  учебно-методического комплекса «Литературное чтение» авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.

Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
  • развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
  • воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Основными задачами курса являются:

  • развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
  • формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел программы

Кол-во часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения. Летописи. Былины. Жития. «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского»

8

2

Чудесный мир классики. П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики»

16

3

Поэтическая тетрадь. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».

А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И. А. Бунин «Листопад»

10

4

Литературные сказки. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

15

5

Делу время - потехе час. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

7

6

Страна детства. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка»

6

7

Поэтическая тетрадь. В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

4

8

Природа и мы. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».  А. И. Куприн «Барбос и Жулька».М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан».В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

9

9

Поэтическая тетрадь. Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка»

6

10

Родина. И. С. Никитин «Русь», С. ,Д. Дрожжин «Родине». А. 3. Жигулин «О, Редина! В неярком  блеске». Б А. Слуцкий «Лошади в океане»

5

11

Страна Фантазия. Е С. Велтистов «Приключения Электроника». С Булычев «Путешествие Алисы»»

5

12

Зарубежная литература. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера».                                         С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»

11

Итого:

102

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата

Домашнее задание

план

факт

1

Введение. Самые интересные книги, прочитанные летом

2

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

3

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

4

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

5

Прозаический текст былины в пересказе И. Карноуховой

6

Герои былины - защитники Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»

7

Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»

8

Житие Сергия Радонежского

9

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития».

10

Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

11

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок

12

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героев

13

А.С. Пушкин «Няне»

14

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...»

15

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

16

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части

17

КВН по сказкам А.С. Пушкина

18

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев

22

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

23

Л.Н. Толстой «Детство»

24

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня

25

А.П. Чехов «Мальчики»

26

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа - герои своего времени

27

Обобщающий урок

28

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

29

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

30

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»

31

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

32

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

33

Н.А. Некрасов «Школьник»

34

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

35

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

36

Обобщающий урок-игра

37

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

38

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана.

39

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ

40

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

41

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения

42

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста

43

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте

44

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения

45

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения

46

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части

47

Сказки любимых писателей.

48

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики».

49

Е.Л. Щварц «Сказка о потерянном времени»

50

Е.Л. Щварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

51

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

52

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

53

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

54

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения

55

Внеклассное чтение. Книги о сверстникам, о школе

56

Обобщающий урок

57

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

58

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения

59

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения

60

М.М. Зощенко «Ёлка»

61

Обобщающий урок

62

Что такое серии книг и каково их назначение

63

В.Я. Брюсов «Опять слон», «Детская»

64

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

65

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»

66

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

67

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

68

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе

69

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

70

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

71

М.М. Пришвин «Выскочка»

72

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка

73

Е.И. Чарушин «Кабан»

74

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

75

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

76

Обобщающий урок

77

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

78

С.А. Клычков «Весна в лесу»

79

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

80

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

81

С.А. Есенин «Лебёдушка»

82

Обобщающий урок

83

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

84

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому

85

А.В. Жигулин «О, Родина!. В неярком блеске…»

86

Обобщающий урок «Родина»

87

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

88

Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений

89

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Герои фантастического рассказа

90

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического  жанра. Сравнение героев рассказов фантастического жанра

91

Путешествие по стране Фантазии.

92

Внеклассное чтение. «В путь, друзья!»

93

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

94

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части

96

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. Характеристика героев

97

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

98

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков

99

С. Лагерлеф «В Назарете». Святая ночь. Святое семейство

100

С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда

101

Обобщающий урок

102

«Путешествие по дорогам любимых книг»

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники

1. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская)

2. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская)

Рабочие тетради и пособия (серия «Успешный стандарт)

1. Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Методические пособия

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова Л. В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.

Книги для учителя

1. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность  

2. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника

3. Научно- популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

4. Детская справочная литература (справочники, атласы- определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

5. Методические пособия для учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...