Технология развития критического мышления
материал по чтению
Предварительный просмотр:
Использование приемов технологии развития критического мышления в начальной школе как средство реализации ФГОС.
Правильно мыслить более ценно, чем многое знать.
Джон Локк
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты.
Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через чтение и письмо ТРКМЧП, придуманная американскими психологами и модифицированная для школ российскими методистами.
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.
Ожидаемый результат:
- Учащиеся к окончанию начальной школы должны: научиться пользоваться приёмами ТРКМ при работе с различными текстами.
- Повышение культуры читателя.
3 Повышение уровня исследовательской культуры обучающихся.
4 Повышение успеваемости и качества знаний по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
Базовая модель технологии, состоит из трех этапов: стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.
Структура урока в технологии ТРКМЧП:
Этапы | Задачи | Приемы |
Вызов Пробуждение интереса к предмету. | ∙ Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом. ∙ Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету. ∙ Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. | 1.Верные, неверные высказывания 2.Кластер 3.Таблица ЗХУ 4.Корзина идей 5.Дерево предсказаний 6.Круги по воде |
Осмысление Осмысление материала во время работы над ним. | ∙ Помочь активно воспринимать изучаемый материал. ∙ Помочь соотнести старые знания с новыми. | 1.Инсерт 2.Зигзаг 3.Таблицы 4.Толстый и тонкий вопрос |
Рефлексия Обобщение материала, подведение итогов. | ∙ Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал. ∙ Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. | 1.Кластер 2.Эссе 3.Таблицы 4.Синквейн |
Изучив теорию технологии «Развитие критического мышления» и положительный педагогический опыт коллег, я применила в работы её приёмы. А также сделала некоторые собственные открытия, которыми сегодня поделюсь с вами.
Приём «Корзина идей» предлагается для проведения на этапе вызова. То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме — "вызывается" из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в "корзинке" идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
В работе с детьми младших классов этот прием можно применить, например, на уроке литературного чтения.
Проблема, которая решается на стадии вызова с помощью приема "Корзина идей" — привлечение к работе всех учащихся. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу. "Корзина идей" включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело.
Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе по теме «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
В начале урока, на этапе вызова, я предлагаю детям собрать все ассоциации, которые связаны со словом бабушка в корзину идей. Ребята, конечно, складывают туда самые лучшие эпитеты, касающиеся бабушек: добрая, ласковая, нежная, заботливая, старенькая, а также действия помогает, любит…
Во время чтения этого же произведения на этапе ОСМЫСЛЕНИЯ я использую табличный приёмом технологии развития критического мышления, который направлен на развитие навыков работы с информацией, умение вдумчиво читать, быть активным слушателем, анализировать, интерпретировать полученную информацию.
Сюжетная таблица
Суть работы с этой таблицей — читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
Перед вами таблица, которую я немного изменила и которая позволит детям целенаправленно работать с текстом сказки А.С. Пушкина. Первую строчку заполняем вместе с детьми.
Кто? | Куда? | Какое? | Когда? | Что? |
Старик | К морю | Синее | Первый раз | Ничего |
Кто? Старик. Старик пришёл куда? К морю. Море какое? Синее. Синее море было когда? Когда пришёл первый раз. Первый раз попросил что? Ничего.
Попробуйте сами заполнить данную таблицу. (2-3 строчки)
Желательно, чтобы ребята работали с таблицей сначала самостоятельно, только после заполнения таблицы можно предложить им посоветоваться с другом по парте.
Такая таблица послужит планом и поможет учащимся пересказать сказку, а также данная сравнительная таблица может стать основанием для будущей беседы. Например, таблица дает возможность увидеть и обсудить отличия в состоянии моря и отличия в просьбах старика.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления.
Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока.
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
- обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
- отрабатывает умение формулировать вопросы;
- воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Таблица «тонких» (краткие однозначные ответы) и «толстых» (полные развернутые ответы) вопросов выглядит так:
Давайте возьмем тот же самый урок литературного чтения во 2 классе по теме «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Сформулируйте и запишите 2 тонких и 2 толстых вопроса к данному произведению (работа в группах).
Такое задание может быть дано как на уроке, так и на дом самостоятельно.
Так как я человек, который увлекается написанием стихотворений, то и мой любимый прием технологии развития критического мышления – это синквейн.
Синквейн - прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Он может использоваться на других этапах урока.
Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.
Правила написания синквейна.
1 строка - одно слово - название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
Объясняются правила написания синквейна.
В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
Задается тема синквейна.
Фиксируется время на данный вид работы.
Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Хочется рассказать о своем опыте работы с синквейном.
Особенно удачной получается работа с синквейном на уроках литературного чтения. Работу по «Сказке о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкина мы начали с КОРЗИНЫ идей, со слова бабушка. А завершить работу по произведению можно синквейном, тема которого «Бабка». Давайте попробуем написать этот синквейн.
1.Бабка
2….
3…
В ходе беседы выясняем, почему главную героиню сказки автор называет бабка, старуха, а не бабушка. Попробуйте и вы ответить мне на эти вопросы.
Синквейн можно использовать при знакомстве с биографией писателя. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина, ребятам было дано задание на дом написать синквейн на тему «Пушкин».
Вот что у них получилось.
Пушкин.
Русский, величайший.
Творил, писал, восхищал.
Сочинил очень хорошие сказки.
Поэт.
Такое же задание ребята получили при изучении творчества Льва Толстого.
Толстой.
Известный, талантливый.
Писал, сочинял, издавал.
Открыл школу для детей.
Писатель.
Можно применять синквейн и на этапе анализа произведения. Например, после прочтения сказки Пушкина «О царе Салтане…» ученикам было дано задание на дом написать синквейн о любом понравившемся герое.
Вот что составили дети:
Лебедь.
Добрая, сказочная.
Плавает, колдует, разговаривает.
Она всегда помогает Гвидону.
Царевна.
Гвидон.
Умный, храбрый
Спасает, помогает, любит.
Спас Лебедя от коршуна.
Князь.
Черномор.
Добрый, мудрый.
Хранил, управлял, выходил.
Охранял царство князя Гвидона.
Защитник.
Бабариха.
Злая, противная.
Нервничает, злится, кричит.
Поменяла письмо царя Салтана.
Бабка.
После прочтения произведения Некрасова «Дед Мазай и зайцы» ребята работали в группах, составляли синквейн. Вот что у них получилось.
Мазай.
Добрый, душевный.
Спасает, плывет, отпускает.
Мазай спасает бедных зайцев.
Герой.
Очень интересны сравнительные синквейны главных героев или одного героя в разное время. Это моё личное открытие. Составление таких синквейнов позволяет сделать сравнительную характеристику героев.
Например, при изучении сказки Погорельского «Черная курица», ученикам было предложено задание сравнить с помощью синквейна Алешу до встречи с курицей и после встречи с курицей. Вот что у них получилось.
Вот что получилось у ребят:
Алёша. (До встречи с курицей)
Добрый, жалостливый.
Спасает, узнаёт, помогает.
Спас Чернушку от гибели.
Герой.
Алёша. (После встречи с курицей)
Ленивый, хвастливый.
Шалит, ленится, предает.
Не делает, а знает.
Лентяй.
Такую же работу нужно было проделать ученикам и после чтения произведения Куприна «Слон», т.е. сравнить девочку до встречи со слоном и после встречи с помощью синквейна.
Девочка. (До встречи со слоном)
Грустная, больная.
Лежит, грустит, ждет.
Непонятно, чем она больна.
Бедняга.
Девочка. (После встречи со слоном)
Разговорчивая, веселая.
Играет, радуется, угощает.
Очень любит своего слона.
Красавица.
Помимо использования синквейна на уроках литературного чтения, практикуется и его использование по пройденному материалу любой другой дисциплины.
Например, на уроке окружающего мира после изучения темы «Кого можно назвать человеком?» Ученикам было предложено поработать в группах и составить 3 синквейна по темам: Маугли реальный ребенок; Маугли из сборника рассказов Редьярда Киплинга «Книга джунглей»; человек, воспитанный в обществе людей. Вот что получилось у ребят:
Маугли. (Реальный ребенок)
Дикий, злой.
Охотится, рычит, боится.
Маугли живет в лесу.
Дикарь.
Маугли. (Из сборника рассказов Редьярда Киплинга)
Добрый, храбрый.
Мастерит, помогает, общается.
Маугли воспитывается дикими животными.
Герой.
Человек. (Ребенок, воспитанный в обществе людей)
Добрый, разговорчивый.
Учится, читает, пишет.
Учится решать все проблемы.
Умница.
Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Возможны варианты с составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Составлять синквейн можно самостоятельного, в паре, в группе.
На уроке окружающего мира ребятам был дан неполный синквейн без первой и последней строки. Таким образом, угадав первую строку синквейна, ребята сформулировали тему и цели урока. Попробуйте и вы мне сказать, о ком пойдет речь на уроке.
1____________
2 Верный, преданный.
3 Помогает, защищает, верит.
4 Всегда познается в беде.
5____________
(О друге) Правильно, тема нашего урока «Что творится у друга на душе».
С помощью синквейна можно подвести и итог любого урока. Так на уроке русского языка по теме «Предложный падеж имен существительных» учащимся было предложено высказать свои впечатления об уроке с помощью синквейна. Приведу пример одного из них.
Урок.
Интересный, познавательный.
Учит, воспитывает, восхищает.
Нам всем очень понравился.
Сказка.
Работа с синквейном на уроках очень интересна и полезна, т.к.
синквейн:
-обогащает словарный запас;
-подготавливает к краткому пересказу;
-учит формулировать идею (ключевую фразу);
-позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
-получается у всех.
Хочется получить от вас оценку своего выступления, поэтому я хочу попросить вас написать синквейн. Тема «Выступление».
А закончить своё выступление мне хочется словами Марка Туллия Цицерона: «Человеческий ум воспитывается учением и мышлением».
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления
Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...
Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления Ромашка Блума
технология развития критического мышления...
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Государственное бюджетное общеобразовательное школа №54 Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...