1 класс "Буква Е"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок литературного чтения в 1-ом классе. Тема: "Буква Е".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 68.64 КБ |
Презентация к уроку | 2.84 МБ |
Схема буквы Е | 142.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: чтение (интегрированный урок)
Класс: 1
Образовательная система: Школа России
Тема: Русская народная сказка. Буква Е е.
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: знакомство с ролью буквы Е е;
Деятельностная: формирование умения читать и писать слоги, слова, предложения с буквой Е е.
Задачи:
Дидактические:
1. Различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
2. Определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
3. Писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
4. Читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
5. Устно составлять предложения по сюжетным картинкам и на основе наблюдений.
Развивающие:
1. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы с помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
2. С помощью учителя формулировать цель, планировать свою деятельность;
3. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
4. Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
5. Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям
6. Строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
7. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.
Воспитательные:
1. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Различает согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
2. Определяет количество слогов в слове; делит слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определяет в слове ударный слог;
3. Пишет аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
4. Читает вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
5. Устно составляет предложения по сюжетным картинкам и на основе наблюдений.
Личностные:
1. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
2. С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации.
Регулятивные:
1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
3. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Коммуникативные:
1. Строит устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.
Оборудование: презентация, учебник, прописи.
Образовательные ресурсы:
1. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ (В. Г. Горецкий, В.А Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина). – М.: Просвещение 2021. – С. 72-73
2. Прописи – (Горецкий В. Г., Федосова Н.А. Прописи 1 класс, в 4-х частях. Ч. 2. Учеб пособие для общеобразоват. организаций. Издательство «Просвещение» 2021 – с. 23, 24)
План урока:
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Работа с пословицей
2. Этап актуализация и пробного учебного действия
2.1. Работа с иллюстрацией (стр.72)
2.2. Составление предложений по схеме
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1. Работа с моделью слова «ели»
3.2. Формулирование проблемы урока
4. Этап построения выхода из затруднения
4.1. Работа над темой урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Планирование своей деятельности
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Знакомство с печатной буквой «Е»
5.2. Работа с правилом
5.3. Работа в прописях (стр.31)
5.4. Работа со словами и предложением
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1. Запись предложения в прописи
6.2. Обобщение по теме
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята! 1.2. Проверка готовности - Проверьте свою готовность к уроку. 1.3. Работа с пословицей - Наш урок я хочу начать с интересной пословицы «Есть терпенье, будет и уменье.». - Как вы понимаете смысл данной пословицы? Чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие. Вот и я вам на уроке хочу пожелать быть трудолюбивыми и внимательными, и тогда вы узнаете много нового! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Объясняют смысл пословицы | Фронтальная Фронтальная | Л.1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Работа с иллюстрацией (стр.72) -Ребята, давайте откроем ваши учебники на стр.72-ой. - Посмотрите на иллюстрацию к русской народной сказке. -Сказки, которые придумывали люди очень давно, называются русскими народными. Все их знали, пересказывали детям из поколения в поколение, но никто не знал, кто же придумал ту или иную сказку первым. Поэтому их и называют народными. - Может кто-то узнал по иллюстрации, что это за сказка? - Поднимите руки те, кто читал сказку «По щучьему веленью». -Ребята, а давайте вспомним, о чем эта сказка? -А чему она нас учит? -Молодцы, ребята. Хотя Емеля был не слишком работящим и не любил слезать с печи, зато он добр душой и внимателен. Он пожалел щуку и отпустил ее обратно в воду, за что был вознагражден. Хорошие поступки всегда находят отклик и благодарность. Это была не простая щука, которую вылавливают, чтобы приготовить еду, а волшебная и говорящая, которую жаль отправить на сковороду. За внимательность и щедрость души Емеля получает возможность осуществления многих желаний. Но мы то с вами знаем, что в жизни приходится самостоятельно трудиться, чтобы достичь самых высоких результатов. Давайте рассмотрим иллюстрацию. -Какое время года на иллюстрации? Как вы это поняли? -Кого вы видите на картинке? -Во что они одеты? -Чему удивляются люди? -Что везет Емеля? 2.2. Составление предложений по схеме. -На доске я вам предлагаю схему предложения. Давайте попробуем по иллюстрации и схеме составить предложения. -Скажите, сколько слов будет в предложении? (Примеры: Емеля едет на санях. Собака бежит перед санями. Ели стоят покрытые снегом.) | -Зима, лежит снег, падают снежинки, елки стоят в снегу. -Дед, баба, Емеля. -Тулупы, которые подвязаны, валенки -Тому, что Емеля едет на возе без лошади -Везет вязанку дров. -4 | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | ПР.1 ПР.2 ПР.3 К.2 Л.1 П.1 Л.1 П.1 Р.3 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Работа с моделью слова «ели» -Ребята, посмотрите, что изображено у меня на картинке? -Где стоит буква е? Произнесите хором слово ели по слогам. (Е – ли.) - Сколько слогов в слове ели? (Два.) - Произнесите первый слог протяжно. [й’ э] - Что слышите? (На доске выставляется первый слог.) - Произнесите второй слог. Из чего он состоит? (На доске выставляются слоги под схемами) 3.2. Формулирование проблемы урока -Ребята, если буква е стоит в начале слова, она будет иметь два звука [й'э]. Мы слышим два звука, но пишем одну букву. А вы знаете букву, которую мы пишем? | -Ели -В начале слова -Е-ли -Два -Слияние, в котором два звука, это слияние мягкого согласного с гласным звуком. -Из слияния мягкого согласного с гласным. | Фронтальная Фронтальная | ПР.3 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.3 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока -Как вы думаете, с чем мы познакомимся сегодня на уроке? - Верно. Сегодня на уроке мы познакомимся и узнаем о звуке [й'э], [э], и букве Е. 4.2. Формулирование цели урока – А какую цель мы с вами поставим сегодня на уроке? - Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться слышать, правильно произносить звук [й'э], узнаем, какой буквой он обозначается, как правильно пишется, будем учиться читать слоги с этой и другими буквами. 4.3. Планирование своей деятельности - Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? - Полистайте учебник. | Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока. - Научиться произносить, правильно писать, читать слоги, слова, предложения с буквой «эль» - Работать в прописях, работать с Азбукой, с иллюстрацией, с текстом, с лентой букв | Фронтальная | П.1 Р.1 Л.1 П.1 К.1 К.2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Знакомство со звуками [й'э] 5.2. Предъявление печатной буквы «Е» - Ребята, посмотрите на красное табло. - Какой буквой обозначены звуки [й’э], [э]? - Давайте вместе проговорим – буква «Е». - На что похожа буква «е»? - Буква Е похожа на сломанную лестницу на книжную полочку, на грабли без черенка, на гребешок - расческу для волос, у которой осталось всего три зубья. - Вот видите, ребята, какая уникальная буква «Е». - Поэтому давайте продолжать с ней знакомиться. - Как вы думаете это печатная буква или письменная? - Как вы думаете, чем будет отличаться письменная буква? - Проверим, верны ли ваши предположения. 5.2. Работа с правилом (стр.73) -Ребята, мы с вами уже узнали, что буква «Е» может иметь два звука. Давайте обратимся к правилу «тетушки совы». (Буква «Е» обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.) -Я предлагаю вам поработать в парах. Задайте вопросы по правилу соседу по парте. -У меня есть схема, как вы думаете, она подходит к нашему правилу? Я оставлю вам эту схему, чтобы вы хорошо усвоили это правило. -Давайте немного отдохнем. Физкультминутка А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад Повернулись вправо, влево, Тихо сели вновь за дело. 5.3. Работа в прописях (стр. 31) - Ребята, откройте, пожалуйста, прописи на стр. 31-ой. - Кого вы видите в верхней части страницы? - Что необычного вы увидели на рисунке? - Девочка спряталась за елью и наблюдает за птичками. Она показывает нам в какой последовательности нужно писать букву е. Пальчиковая физкультминутка Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно. (Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.) -Сейчас наша задача обвести птичек. -Из каких элементов состоит птичка? -Начинаем обводить птичек, двигаясь по стрелочкам, а затем обводим головку птички. -Кто выполнил задание, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили. -Молодцы, вы справились с заданием! -Посмотрите на доску. Это строчная буква е. Из каких элементов она состоит? -Сравните, печатную букву и строчную. -Чем они отличаются? Ставлю точку чуть выше нижней линии рабочей строки, веду наклонную линию до верхней линии рабочей строки, закругляем влево, и не отрывая руки, веду прямую линию до нижней линии рабочей строки и закругляю линию вправо. Обратите внимание, что у буквы е торчит маленький хвостик с левой стороны. - Теперь напишите по образцу строчную букву «Е». Сначала обведите её, затем пропишите до конца рабочий строки самостоятельно. 5.4. Работа со словами и предложениями -Давайте посмотрим ниже на слова: ел, ела, ели. Пропишите каждое слово на строке два раза. После как справитесь с работой поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили работу. -Хорошо, молодцы! -Ниже этих слов написаны предложения. Сколько слов в первом предложении? Какое первое слово? С какой буквы оно написано? - Какие второе слово? Что стоит в конце предложения? -Запишите это предложение рядом, один раз. -После как справитесь с работой поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили работу. -Работа с иллюстрацией в учебнике. -Посмотрите на страницу учебника 73. -Кто изображен на иллюстрации? Что она делает? Около какого дерева она роет нору? -Второе предложение «Кто около ели?» -Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Какое второе слово? Какое третье слово? -Какой знак стоит в конце предложения? -Как мы ответим на вопрос? | - Печатная - Научиться пить букву «е» Туловище, головка, хвостик. Выполняют действия по образцу. Из петельки и хвостика. Печатная буква состоит из прямых линий, а строчная из петли и хвостика. -Два слова -Вот -ели - точка
-Лиса -роет -около ели -Три -Кто -около -ели -Стоит вопросительный знак -Около ели лиса. | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | ПР.1 ПР.2 ПР.5 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.3 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Запись предложения (работа в прописях) -В прописях запишем предложение, которое у нас получилось. Около ели лиса. -Запишите ниже под вопросом это предложение. -После как справитесь с работой поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили работу. 6.2. Обобщение по теме. -Ребята, какая тема у нас была на уроке? С какой буквой мы сегодня познакомились? Что о ней вы сегодня узнали нового и интересного? -Поднимите правую руку те, кто узнал новое на нашем сегодняшнем уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«По щучьему веленью.»
Тема: Русская народная сказка. Буква Ее. Цель: правильно произносить звук [ й'э ], узнаем, какой буквой он обозначается, как правильно пишется, будем учиться читать слоги с этой и другими буквами.