Константин Георгиевич Паустовский « Корзина с еловыми шишками»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Урок по литературному чтению К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" в 4 классе (УМК Школа России)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_moy.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Константин Георгиевич Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

- Дома вы должны были написать сочинение на тему: «Что такое счастье?»

- Заслушиваем сочинения нескольких учеников.

- Ребята, вы большие молодцы. А теперь будьте очень внимательными.

3. Целеполагание

- Прочитайте девиз нашего сегодняшнего урока:

« Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое…» (К.Г. Паустовский.)

- Автор этих слов Константин Паустовский.

- Посмотрите на выставку и вспомните, какие произведения К. Паустовского вы знаете?

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением Константина Паустовского.

- Для этого мы отправляемся в путешествие. Посмотрите на анаграмму и догадайтесь куда.

(РЯНИГОВЕ)

- Молодцы. О Норвегии нам расскажет Дима Афанаскин.

Норвегия - одна из 4 скандинавских стран, которые расположены на северных просторах Европы. Норвегия - вытянутая и узкая страна, более 30% территории которой покрыто лесами, множеством рек и озёр. Более половины площади страны занято горными массивами. Столица – город Осло. Страна викингов – так часто называют Норвегию, представляет собой природную достопримечательность.

- Норвегия – родина великого композитора Эдварда Грига.

- Скажите, пожалуйста, кто такой композитор?

- Музыка! Её торжественные звуки, разрывая тишину, откликаются в сердце каждого человека. Музыка в нашей жизни всегда. Это ТВ, это радио, кто-то учится в музыкальной школе, кто-то сам сочиняет и напевает нехитрые мелодии. Музыка играет в душе, когда нам: радостно, печально, тревожно, спокойно. Музыка для каждого из нас разная. Послушаем одно из музыкальных произведений Грига в исполнении ученицы нашего класса Морозовой Владиславы. Ему уже много десятков лет, но оно до сих пор вызывает бурю эмоций.

- А теперь давайте послушаем рассказ о Эдварде Григе.

Шилин Максим

1. Родился Эдвард Григ в городе Бергене 15 июня 1843 года. Впервые он сел за пианино в возрасте 4 лет. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Головина Ксения

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, 4 сентября 1907 г., когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. Ему было 64 года.

- Но почему же на уроке литературного чтения мы заговорили о музыканте и композиторе?

- Почему у нас на доске висят рядом два портрета: писателя и композитора?

- Посмотрите внимательно, что изображено на экране? (корзина с еловыми шишками)

- Давайте прочитаем тему и определим задачи урока.

Оказывается, Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Он встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи их жизни.

4. Подготовка к восприятию текста

Перед тем как начать читать, проведем речевую разминку

«На ёлке шишки, на столе книжки» (чтение шёпотом, медленное чтение с ускорением, чтение в парах)

Физминутка

5. Перед чтением проведем словарную работу

Берген - город в Норвегии.

Ничтожная часть - маленькая часть.

Кованые - обитые железом.

Портьеры - плотные тяжелые занавески для окон или дверей.

Ботфорты - высокие сапоги.

Благоухание - аромат, приятный запах.

Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.

Шпоры - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

Шпага - колющее оружие с прямым длинным клинком.

6. Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми.

1 часть.

- Рассказ начинается словами «Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена» - так начинается повествование.

- Что делал в лесу композитор? Зачем он приходил сюда не однажды?

(Гулял, любовался природой, черпал вдохновение в увиденной красоте).

- Как выглядел осенний лес? Что описывается в этом отрывке? (Воздух, шелест листьев, шум прибоя, мох, эхо, осенние листья.)

- Какие приёмы использует автор, чтобы так поэтично, так образно и ярко описать красоту осеннего леса?

- Олицетворение: «эхо живет, ждет, швыряет», «…мох свешивается…, листья дрожат…» (Паустовский большой мастер олицетворений)

- Сравнения: «листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником»

- Эпитеты: «весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд, кованные листья»

- Какое важное событие описано в первой части?

- Как озаглавить первую часть, чтобы было понятно о чем она? (Встреча Дагни и Грига в осеннем лесу?)

- Как вы думаете, почему Григ захотел сделать Дагни подарок?

(Она очаровала его. Гуляя по осеннему лесу, любуясь его красотой, Григ вдруг видит ее удивительные глаза, отражающие зеленую листву. Она сможет понять и оценить ту музыку, которую композитор для нее напишет.)

— Как вы думаете, почему с таким вниманием и любовью Григ относится к девочке?

(В девочке он увидел свою дочь, представил, что это она. Смерть дочери была самым драматичным моментом в жизни Грига. Это, несомненно, знал Паустовский.)

-Почему композитор обещал девочке подарок только через несколько лет?

(Нужно было время, чтобы девочка выросла и смогла понять и оценить подарок.)

(Григ задумал духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают музыку, поэтому композитор обещает её через 10 лет. Дагни тогда исполнится 18 лет)

2 часть.

- О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора? (там всё было очень просто, несмотря на то, что Григ был очень известным и достаточно обеспеченным человеком, убрал ковры и мебель, чтобы не приглушать звуки)

- С чем сравнивает автор это жилище? (с жилищем дровосека, там остались только большой диван для гостей и рояль)

- Что было украшением дома Грига? (Рояль) Почему?

Выборочное чтение

- Музыку не передать словами. Но мастерство К. Паустовского и использованный им приём олицетворения позволяют услышать, как рояль великого композитора может петь (о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом). Прочитайте.

- Каких слушателей Григ ценил больше?

(Синиц на дереве, загулявших матросов из порта, прачку из соседнего дома, сверчка, снег и Золушку в заштопанном платье.)

- Прочитайте, какие чувства пробуждала музыка Грига у тех, кто ее слушал? (Дети читают)

- Какой эпизод изобразил художник на иллюстрации?

(написание музыки для Дагни)

- Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком?

- В чём заключалось счастье для великого композитора?(Жить для других)

Найдите в второй части самые важные слова.

(«Я видел жизнь. Чтобы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старше, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, счастливее тебя, Дагни…»)

- Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие?

1) Жизнь удивительна и прекрасна.

2) Счастлив потому, что трудился во имя людей, отдавая им всё: талант, работу, жизнь.)

- Как эти слова характеризуют Грига?

(Жил для других, бескорыстно отдавая себя людям без остатка.)

- Как можно озаглавить 2 часть?

В доме композитора Грига

- Кто нашел ответ на вопрос урока: «Чем же должен жить человек?» (любовью)

- Жить любовью к чему? (к жизни, к людям, к природе, к работе, к искусству, к Родине)

- А теперь мы вернемся к вопросу, который мы задали перед началом работы с этим произведением и в начале урока и попытаемся сделать вывод:

- Что же делает человека бессмертным? Чем же должен жить человек, каким он должен быть, чтобы оставить свой добрый след на земле?

(Человек становится бессмертным в памяти людей. Бессмертным его делают его добрые, мужественные поступки. Может сделать его бессмертным музыка, картины, художественные произведения… Жизнь должна быть наполнена любовью и духовностью, нужно уметь видеть прекрасное и романтическое в самом обыденном, не скупиться на добрые дела и поступки, уметь дарить людям счастье и «сказку жизни».)

- Ребята, а как вы думаете, можно ли считать Эдварда Грига безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни? (Ответы детей)

- Нет, Григ не умер. Он живёт в своих бессмертных произведениях. Грига сделали вечным и после смерти его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это сделал Константин Георгиевич Паустовский.
- Каждый человек должен оставить свой добрый след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым мы посвятили урок.

Людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте поблагодарим Паустовского за его прекрасный рассказ, Э.Грига - за чудесную музыку. Себя – за работу на уроке, а гостей – за внимание

Вывод: Мы поняли, что счастье у всех людей разное. Кто – то находит свое счастье в семье, в детях, кто – то в любимой работе. Люди творческие счастливы, когда сочиняют музыку, пишут картины, стихи. Эдвард Григ поделился с Девушкой своим счастьем. Композитор открыл для Дагни новые горизонты. У нее появилась цель жизни. Может, она будет учиться музыке, а затем учить детей. Григ открыл для Дагни музыку, и она понесет другим людям радость жизни. Жизнь прекрасна и разнообразна.

урок мне хочется закончить высказыванием великого педагога Сухомлинского «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Презентация. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Презентация содержит в  себе фотографии и краткую биографию Э. Грига, У К. Паустовского есть замечательный рассказ об Э. Григе, под названием "Корина с еловыми шишками".  А так же прилагаетс...

Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Первый урок по произведению. После скачивания объедините, пожалуйста, все части в одну презентацию. Песня Сольвейг, фрагменты фильма: http://www.youtube.com/watch?v=9TWckPbKWsE  или htt...

К Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данное произведение изучается на уроках литературного чтение по программе УМК "школа 2100" для 3 класса....

Константин Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Тест по произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" может быть использован на уроке обобщения знаний по произведению. Тест выполнен в программе MIMIO...