В Осеева "Почему?"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема. В. Осеева «Почему?».
Цель урока: формировать умение определять главную мысль изучаемого произведения на основе наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, чтобы показать душевное состояние, настроение, поведение героев в сложившейся ситуации.
Задачи:
Образовательные:
- расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
Развивающие:
- развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
- расширять кругозор;
- развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Воспитательные:
- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
- воспитание чуткого отношения к живой природе
- обогащение нравственного опыта младших школьников
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
- воспитывать гуманное отношение к животным.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Познавательные:
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
1)Орг. момент.
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
2) Проверка дом задания.
Вспомним тему прошлого урока.
О чем шла речь на уроке? ( о дружбе) Мы познакомились с произведениями Эммы Мошковской и Валентина Берестова.
Какие задания у вас были дома?
- Выразительное чтение стихотворений
- Выучить стих о дружбе
- Нарисовать рисунки про дружбу
Э.Мошковская «Я ушел в свою обиду»
Выр чтение учеником. Затем чтение наизусть.
-Что значит ушел в свою обиду?
- Как мальчик решил свою проблему?
-А что делаете вы, если вас обидели?
-Подумайте, если вы обиделись, значит ли это, что вас ХОТЕЛИ обидеть?
-Что вы посоветуете своим друзьям, если вы надулись, отвернулись и «живете» в своей обиде, как герой этого стихотворения?
«За игрой» ВБерестовКто выучил это стих-е?
- С чего может начаться дружба?
-Почему дружба не заканчивается, когда кончилась игра?
-Как вы думаете, какие чувства испытывает герой стихотворения?
- Какой совет дает нам Валентин Берестов?
- Как вы понимаете слова «гляжу с высоты на обиду»?
- Какая пословица подходит к этому стих-ю?
-Кто же такой настоящий друг?Сиквейн.
Что же такое настоящая дружба?
Какие еще стихи про дружбу вы выучили?
Л. Измайлов Что такое дружба, каждый знает? Дружба – это если друг твой болен Если друг твой что-то, к сожаленью, | Ю. Белоусова Дружба – это дар нам свыше, |
Вывод: дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
Дружба между кем бывает?
А наш класс можно назвать дружным?
Давайте улыбнемся друг другу .
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.
И силой наполняется дарующий успех.
Физминутка.
III. Сообщение цели урока и постановка проблемного вопроса.
Почему сегодня радость затмила всё вокруг?
Почему луна исчезла ранним утром вдруг?
Почему всегда с улыбкой в школу мы идем?
Почему друзей в дороге за руку берем?
Скажите, пожалуйста, какое слово объединяет все это стихотворение?
А что это такоеПочему? В каких случаях задают вопрос "почему"? (когда хотят выяснить причину)
Сегодня мы продолжим знакомство с рассказами Осеевой.
Вспомним, что мы знаем о В. А. Осеевой. ( по цепочке 5-6 предл.)
Что вас удивило в творчестве писательницы.
А ещё сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своём произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
По названию произведения попробуйте определить, о чем пойдет речь в рассказе?
А по иллюстрации к книге Осеевой?
А может помогут такие слова : черепки, бранить.
Словарная работа со словами ЧЕРЕПКИ и БРАНИТЬ.
- Ребята, а сейчас сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.
Вопрос перед чтением : Почему рассказ назван «Почему»
4) Чтение первой части рассказа. (учитель)
- Почему мальчик повёл себя именно так? (Мальчик сильно испугался.)
- Почему так сильно расстроилась мама?
- О какой картинке идет речь ?
Б) Читаем текст до второго вопроса ( по ролям читают дети)
Было ли стыдно герою ?
– Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела. (Да, взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.)
– Вы заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение? (Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.)
– Легко ли было маме принять такое решение? (Нелегко, ведь и она любит Бума!)
– Как вы думаете, почему мама выгнала Бума? (Она хотела, чтобы сын признал свою вину.)
– Как чувствовал себя мальчик?
- Предположите, как будут развиваться дальнейшие действия?
В) Чтение 3 части произведения
Какое впечатление произвело на вас это произведение?
К какому жанру отнесем это произведение?
Признаки рассказа
- Повествование о реальных событиях.
- Небольшой объём.
- Немного действующих лиц.
-От чьего имени ведется рассказ?
-Какой момент особенно взволновал?
- Определите тему рассказа. О чем или о ком рассказ? ( о людях и животных)
Почему рассказ назван «Почему»? |
Кому адресован вопрос «Почему?» в рассказе?
О чём думал Бум? Начните ответ со слова «Почему?» |
О чём думала мама? Начните ответ со слова «Почему?» |
О чём думал мальчик? Начните ответ со слова «Почему?» |
Выборочное чтение
1. -Ответьте на вопросы ( работа в парах по рядам)
- Попробуйте дать ответ Буму.
Ответ Буму:
- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….
- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.
Ответ маме:
- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….
- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.
Ответ сыну:
Я очень обрадовалась тому, что…
Физминутка.
Я буду называть чувство, а вы его должны изобразить соседу по парте (радость, огорчение, радость, удивление, обида).
– Герой признаётся, что чашку разбил он, а не Бум. Что подтолкнуло мальчика сказать правду? Почему мальчик все-таки признаётся?
Мы с вами умеем составлять синквейны. А сегодня вы попробуете узнать ключевое слово.
На экране …
ЧИСТАЯ, БЕСПОКОЙНАЯ
МУЧАЕТ, ТЕРЗАЕТ, ПОБЕЖДАЕТ
СТЫД НЕ ДЫМ, А ГЛАЗА ЕСТ.
(это СОВЕСТЬ.Очень важно, чтобы у человека была совесть)
- Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.
Определим главную мысль рассказа ( ложь – это плохо. Причиной лжи является страх перед ответственностью. Но правда всегда лучше лжи. За свои поступки надо уметь отвечать.)
-Каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее.
На следующем уроке мы продолжим работу над этим произведением.
Д . Зад.Научитесь, дома читать этот рассказ выразительно и ответьте на вопросы теста с портала учи.ру , раздел «Литературный кружок» https://uchi.ru/teachers/cards/442847?back_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books&congrat_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books
Итог урока.
Прочитайте пословицы.Выберите из них ту, которая выражает, какой УРОК вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.
От человека утаишь, а от совести не утаишь.
Нечистая совесть спать не дает.
Ошибайся, да сознавайся.
О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?(честность, совесть, ответственность)
Продолжите любое предложение.
-На сегодняшнем уроке я узнал…
-После урока мне захотелось…
-На этом уроке я похвалил бы себя за …