Работа с мнемотаблицами на уроках литературного чтения.
презентация к уроку по чтению (2 класс)

Пчельникова Елена Владимировна

В своей работе я использую приёмы мнемотехники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧОУ «НОВАЯ ШКОЛА НАТАЛЬИ КОЛГАНОВОЙ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовила учитель начальных классов Пчельникова Е. В.

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая память просто необходима в учёбе. Каждый учитель сталкивался со сложностями, которые мешают школьнику запоминать стихи, правила, алгоритмы действий. Этого можно избежать, если использовать для тренировки памяти приёмы мнемотехники.

Слайд 3

История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность. Считается, что термин «МНЕМОНИКА» введён Пифагором Самосским в 6 веке до н.э. Слово мнемотехника (или мнемоника) - от греч. « mnemonikon » обозначает «искусство запоминания» Название связано с именем древнегреческой богини памяти Мнемозины. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучали: Джордано Бруно, Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Слайд 4

Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Мнемотехника помогает развивать: - ассоциативное мышление; - зрительную и слуховую память; - зрительное и слуховое внимание; воображение. С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: - развивать связную речь; - развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и пересказывать тексты, стихи; - развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; - развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Слайд 5

РАБОТА С МНЕМОТАБЛИЦАМИ Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько, мозг фокусирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается. Этот метод эффективен для учащихся младших классов, так как в этом возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, заучивании стихов. Для запоминания стихотворений я создаю готовые таблицы. Так же дети могут самостоятельно заполнять таблицы, т.е. придумывать ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Слайд 6

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время заучивания и одновременно решает задачи, направленные на: на развитие - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частом или полном графическом воспроизведении. На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. Картинки располагают в таблице по порядку. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. В столбце справа напечатан текст стихотворения.

Слайд 7

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ Этапы работы над стихотворением: 1 . Выразительное чтение стихотворения учителем, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть. 2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа. 3. Учитель читает каждую строчку или две и соотносит с мнемотаблицей . Ребёнок может сам придумывать ассоциативный образ и зарисовывать его в таблице. 4 . Чтение каждой строчки с опорой на мнемотаблицу . 5 . Рассказывание всего стихотворения с опорой на мнемотаблицу . 6 . Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы .

Слайд 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В овладении приёмами работы с мнемотаблицами , мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем речь и основные психические процессы – память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений более простым, интересным творческим.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...