Комплекс упражнений по скорочтению
учебно-методический материал по чтению

Алексеева Анастасия Викторовна

Комплекс упражнений по скорочтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kompleks_upr.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для развития техники чтения.

Одна из важнейших целей обучения в начальной школе – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

Современный человек должен воспринимать много информации. Для этого ему нужно как можно больше читать. Проблема современных детей состоит в том , что они меньше стали читать, пропал интерес к чтению книг. Как следствие из этого учащиеся не могут качественно и быстро выполнять задания по предметам.

«Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность»

(Н. Ф. Бунаков ).

Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».

Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великие учителя не занимались  бы с этим учеником, ничего у них не выйдет, пока они не научатся элементарному – читать!

Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Как же выйти на этот уровень 120 слов в минуту, какие приемы обучения использовать?

Проведя в начале сентября входную диагностику, были выявлены три ученика со следующими результатами: Агафонова Екатерина -27 слов , Кожемякина Алина – 20 слов, Пиртанов Влад-16 слов в минуту.

С сентября по декабрь работала с данными учениками таким образом: приходили перед уроками ,садились на первые парты и читали, так же давалось дз по прочтению книг, на завтра дети показывали сколько прочитали и пересказывали прочитанное.

Такая работа дала,конечно, результат , но не такой какой хотелось бы.

Тогда я в декабре, пока сидели на дистанционке, решила создать папки с упражнениями по скорочтению.

В своей практике я решила использовать следующие  упражнения, которые способствуют совершенствованию техники чтения:

1.Таблицы Шульте

2. Тест Струпа

3.Артикуляционная гимнастика

4.Анаграммы

5. Догонялки

6.Антиципации

Сейчас более подробно остановлюсь на каждом упр:

1. Таблицы Шульте

Это упр является основой для увеличения скорости чтения. Табл Шульте –это квадрат, раздел на ячейки, в кот записаны числа в случайном порядке. Задача состоит в том, чтобы , глядя на квадрат, найти все числа по порядку и уложиться в минимальный отрезок времени.

Для того, чтобы научиться работать с таблицами нам необходимо расширять поле периферийного зрения. При работе с таблицами не в коем случае нельзя бегать по полю глазами. Необходимо смотреть в центральный столбик и находить числа, смотря только в центр дети должны видеть и справа и слева. Как только мы видим ,что глаза бегают только вверх и вниз, мы усложняем . Необходимо смотреть только в центр табл, тем самым мы уже видим справа, слева, внизу и наверху.

Какой же рез дают таблицы Шульте?

Во-первых , для того чтобы быстро и качественно читать, необходимо видеть слово целиком, а не слоги. В результате тренировок ребенок постепенно начинает видеть сразу и два и три слова, т.е предвосхищать событие. Так как табл. развивают боковое зрение, ребенок быстрее переходит от слогового чтения к чтению целыми слова. В чем же еще плюсы таких таблиц?

1. Концентрация внимания

2.Ориентация в пространстве

3.Интенсивность и скорость мыслительных операций

4.Переключение внимания с одной задачи на другую

5 Меньшее отвлечение на посторонние раздражители

6.Скорость движения глаз

7.Развитие периферийного зрения

Как работать с табл Шульте? Ребенок берет ручку и начинает считать. Сначала 1 мин, потом 2 мин. Чем больше таблиц ребенок посчитает, тем будет лучше.

2.    Тест Струпа

Как тест Струпа помогает развивать мозг?
В последние годы вариации теста Струпа используются, чтобы помочь людям повысить умственную активность и отточить навыки направленного внимания. Оно является важнейшим ментальным ресурсом и дает возможность следить за мыслями и концентрироваться на необходимом.

Тренируясь с помощью теста Струпа, можно отточить внимание и научиться бороться с отвлекающими факторами. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.

Тот факт, что дело именно в противоречии между прочитанной информацией и увиденной.

3.Артикуляционная гимнастика.

При помощи скороговорок улучшают дикцию, артикуляцию, темп речи.

4. Анаграммы.

Что дает разгадывание анаграмм  ребенку?

-Развивается внимание, точнее способность ребенка концентрироваться на чем-то одном, не отвлекаясь.

Психологи утверждают: внимание, которое гаджеты просто - таки "убивают", можно развить. И разгадывание анаграмм - один из самых эффективных тренажеров! Ребенок становится более наблюдательным. Тренируется память, особенно краткосрочная. Чтобы мысленно "тасовать" набор букв, их все следует удерживать в краткосрочной памяти, менять в воображении местами, запоминать, какие варианты уже опробованы, и тому подобное.

-Возрастает скорость обработки мозгом информации.

Иначе говоря, мозг приучается перебирать возможные комбинации букв быстрее и эффективнее. И это не только касается букв: наш важнейший орган приучается мыслить быстрее — в любых ситуациях, где нужно разобраться с новой информацией и найти правильное решение.

-Увеличивается эрудиция и словарный запас.

Ребенок узнает новые слова и их значение или новые значения уже знакомых слов. А еще — легко запоминает новые термины, потому что учитель не только объясняет их в новом материале, но и позже предлагает в виде анаграммы — еще и просит детей объяснить значение расшифрованного слова.

5. Догонялки (чтение со шторкой).

Читаем столбики слов. Задача ребенка успеть прочитать. Нельзя в данную игру играть с текстом,т.к.  при работе с текстом ребенок должен привыкнуть к тому, что он он должен понять и усвоить информацию. А эти слова в столбиках запоминать не нужно, мы благодаря этому упр развиваем речевой аппарат.

Как выполняется это упр? Берем закладку или обычный листочек и начинаем закрывать слова сверху, ребенок должен максимально быстро прочитать слова.

6. Антиципации.

Для увеличения скорости чтения и понимания прочитанного, важно тренировать антиципацию – умение предвосхищать, предугадывать содержание текста.

Высокий уровень антиципации дает возможность не читать весь текст дословно, и при этом хорошо понимать прочитанное. При таком чтении внимание фокусируется на ключевой информации, а то, что известно, понятно быстро просматривается, либо игнорируется.

Как выполняется это упр?

Прочитайте название текста, вспомните, что вы уже знаете по этой теме. Во время чтения текста не вчитывайтесь в каждую буковку, «скользите» по тексту, старайтесь видеть слова целиком, и понимать смысл прочитанного. После чтения ответьте на вопросы.

Виды текстов:

-Текст без середины, верха или низа строчки.

- Текст с перепутанными буквами

- Слитные тексты

- Текст с лишними буквами

- Текст со случайными пробелами

- Текст с рамочкой

- Текст с пропущенными буквами

- Зеркальные тексты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для скорочтения (4 класс)

Материал позволит проверить понимание текста....

Комплекс упражнений для глаз и комплексы физкультурных пауз для детей с нарушениями зрения

В комплекс входят три варианта зрительной гимнастики и наборы упражнения для физкультминуток. Упражнения могут использоваться для снятия зрительного напряжения, укрепления глазных мышц, снятия ст...

Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения.

Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая  гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.Память человеческая устроена таким образом, что...

Упражнения для скорочтения

Материал для учителей начальных классов...

Набор упражнений для скорочтения.Повышение техники чтения.

Набор упражнений для скорочтения. Повышение скорости чтения....

Комплекс упражнений по теме «УПРАЖНЕНИЯ У ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКИ»

Тема «УПРАЖНЕНИЯ У ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКИ»...

Упражнения для скорочтения для детей.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложнос...