Урок-экскурсия в городскую библиотеку
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Голидаева Елена Викторовна

урок-экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-ekskursiya.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

« УРОК -ЭКСКУРСИЯ

В ГОРОДСКУЮ БИБЛИОТЕКУ»

   

   

                                                 СОСТАВИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

        ГОЛИДАЕВА Е.В.

                      г. МЫТИЩИ

КОНСПЕКТ УРОКА

Форма организации: экскурсия.

Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь,  заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки, обогащать  словарь: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.

Развивающие: развивать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и библиотекаря.  

Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Ход экскурсии:

Вводная часть

УЧИТЕЛЬ:

Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…

Давайте попробуем отгадать загадку:

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

Молодцы, конечно, это библиотека.

Воспитатель: Библиотека – это такое место, где много книг, это хранилище для книг. Мы сегодня убедимся в этом.! «Библио» по-гречески – книга, «тека» -хранилище.

Основная часть

УЧИТЕЛЬ: Ну, вот мы и в библиотеке. Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется: они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.

Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке.)

- А зачем нужно читать книги? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового.

Итак, библиотека – это дом книги. Здесь тихо, уютно, чисто, красиво и много книг. Познакомьтесь, это… (имя библиотекаря). Она работает здесь, в библиотеке. Как вы думаете, кем работает? (Дети отвечают.) Да, правильно, она работает библиотекарем.

Библиотекарь:

Я работаю библиотекарем. Я выдаю книги для чтения на дом и в читальном зале. Советую, какую книгу нужно прочитать, отвечаю на вопросы, рассказываю о детских писателях, знакомлю с новыми выпусками детских журналов. К юбилеем писателей и поэтов я оформляю красочные выставки. Иногда я приглашаю наших известных авторов книг на встречи с читателями. Весной в библиотеке проходит самый большой праздник детской книги «Книжкина неделя».

- Какими качествами должен обладать библиотекарь?

Библиотекарь:

Библиотекарь должен обладать многими качествами: любить книги, много знать об их авторах, быть аккуратными, бережно относится к книгам и учить детей бережному отношению ним. Нужно обладать хорошей памятью, потому что библиотекарь должен помнить, где какая книга лежит. Общительность, умение слушать, внимательность, доброта – это тоже немаловажные качества библиотекаря.

- В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру.  У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете.  Обратите внимание на книжные полки. Они называются стеллажами. Что стоит на полках?

Дети: На полках стоят разные книги.

УЧИТЕЛЬ: Как они стоят?

Дети: Они стоят очень аккуратно.

УЧИТЕЛЬ: Да, все книги стоят ровными рядами. У них аккуратный вид. Почему? 

Дети: У них аккуратный вид, потому что с ними бережно обращаются.

(Воспитатель достает одну книгу и показывает детям.)

-Вы знаете, как нужно обращаться с книгой? 

Дети: Не загибать уголки, не рисовать на ее страницах.

УЧИТЕЛЬ А чтобы не загибать уголки, нужно пользоваться закладкой.

(Воспитатель показывает детям закладку.)

- Для чего людям нужны книги?

Дети: Книги всем нужны для того, чтобы узнавать много нового и интересного.

УЧИТЕЛЬ: Правильно, а также чтобы быть грамотными, образованными. Как называются люди, которые приходят в библиотеку и читают книги?

Дети:        Этих людей называют читателями.

УЧИТЕЛЬ: В библиотеке есть два основных отдела: абонемент и читальный зал. Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги на дом. Есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день (библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги)

В библиотеке есть читальный зал. Сюда можно прийти и почитать книгу.

(БИБЛИОТЕКАРЬ предлагает детям пройти в читальный зал.)

УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на то, как здесь тихо. Тишину нужно соблюдать, чтобы не мешать друг другу.

Какие правила поведения в библиотеке мы должны соблюдать?

Дети:

- надо внимательно слушать

- разговаривать можно только шепотом

- если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку

- взял посмотреть, положи на место

(Детям предлагаются детские журналы, книги).

Заключительная часть

УЧИТЕЛЬ: Я вам подготовила загадки. Будьте внимательны. Отвечайте по одному.

Без языка, без голоса, а все расскажет… (Ответ: книга.)

Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает… (Ответ: книга.)

Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней… (Ответ: книга.)

Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких. Помогаем детям стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас… (Ответ: книги.)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали. И все они были о книгах. А теперь нам пора возвращаться в школу.

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ экскурсии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник в городской библиотеке п. Малиновка

Для учеников 3 г класса  - милыми женщинами детской библиотеки п. Малиновка, был проведен замечательный праздник....

Городская библиотека

Регулярное проведение мероприятий в городской библиотеке....

учащиеся 2А класса МБОУ «СОШ № 2 им. А. И. Исаевой» г. Нефтеюганска приняли участие в библиотечном занятии МБУК «Городская библиотека» на тему: Весёлый урок «Планета знаний»

Учащиеся 2А класса  МБОУ «СОШ № 2 им. А. И. Исаевой»г. Нефтеюганска  приняли участие вбиблиотечном занятии  МБУК «Городская библиотека» на тему:Весёлый урок «Планета    з...

Совместная работа детской городской библиотеки №2 "Журавушка" и МБОУ "СШ №5", и родителей первоклассников по привитию интереса к самостоятельному чтению.

Немало родителей задаются вопросом, когда ребёнку нужно начинать самостоятельно читать. Некоторым азам он уже обучен и может не только слушать взрослых. Обучение буквам и навыкам чтения происходит в о...

План совместной деятельности МБОУ «СОКШ №4» и МБУК «Городская библиотека"

План совместной деятельности МБОУ «СОКШ №4» и МБУК «Городская библиотека» на 2017-2018учебный год ...

План совместной деятельности с городской библиотекой на 2007-2018 год

План совместной деятельности МБОУ «СОКШ №4» и МБУК «Городская библиотека» на 2017-2018учебный год ...

договор о сотрудничестве с городской библиотекой

договор о сотрудничестве с городской библиотекой...