ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Н.Носов "На горке"»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
- Цель урока: обучить творческому перессказу произведения Н.Носова "На горке".
- Задачи :
Обучающие:
- способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
- создать условия для выразительного чтения;
- способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_gorke.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
на тему «Н.Носов "На горке"»
- ФИО Коверзнева Маргарита Тенгизиевна
- Место работы МБОУ СОШ №18 имения А.С.Сергеева г. Курска
- Должность учитель начальных классов
- Предмет литературное чтение
- Класс 2
- Тема и номер урока в теме урок № 4 «Мы - друзья»
- Базовый учебник Л.Ф. Климанова "Литературное чтение. 2 класс" УМК "Перспектива"
- Цель урока: обучить творческому перессказу произведения Н.Носова "На горке".
- Задачи :
Обучающие:
- способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
- создать условия для выразительного чтения;
- способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Планируемые результаты
Предметные умения:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- читать текст по ролям;
- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
- пересказывать текст от лица главного героя;
Метапредметные умения:
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое
мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного
задания.
Личностные умения:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного
произведения
- Тип урока комбинированный, закрепление материала
- Формы работы учащихся фронтальная, групповая.
- Необходимое оборудование: компьютер, диапроектор.
- Структура урока
№ П\п | Ход урока | Формиру емые УУД | ||
Название этапа урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя и учащихся | ||
1 | Мотивация учебной деятельности | Создать эмоциональный настрой | У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками регулятивные: обеспечение учащимся их учебной деятельности (коммуникативные) |
2 | Речевая разминка. | Формиро вать навыки владения дыханием, развивать органы артикуляционного аппарата. | - Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.
К вам на варежку упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела. - Посмотрите, куда опустились ваши снежинки.
Слайд 1. Шум леса - ШШШ Полёт пчелы - ЗЗЗ Полёт жука - ЖЖЖ Накачивание мяча - ФФФ Сдутие мяча - ССС Шум леса - ШШШ - Прочитайте глазами. -Прочитайте шепотом и медленно. -Прочитайте громко и медленно. - Прочитайте громко и быстро.
Слайд 2. | |
Как у горки на пригорке Жили тридцать три Егорки Раз Егорка, два Егорка, три Егорка ... | ||||
3. | Актуализация знаний. | Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организо вать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся. | -Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами портреты писателей, назовите и найдите мне писателя, с которым мы познакомились на прошлом уроке. -Конечно, вы догадались, что это Николай Носов. Сегодня мы продолжаем разговор о жизни и творчестве этого писателя и его произведениях. И, сейчас вам расскажут еще некоторые интересные сведения из биографии Николая Носова. Вы внимательно слушайте. Сообщение ученика Конечно, весёлым писателем, юмористом, Николай Носов стал не сразу. Вот что рассказал о себе сам Н.Н.Носов: « Сначала я рос очень медленно, потому что не любил есть суп и манную кашу. Вскоре я заметил, что отстаю в росте от своих сверстников. Это меня встревожило. Теперь, чтобы поскорее вырасти, я ел всё, что мне давали, без разбора: и колбасу, и суп, и манную кашу, даже пшенную кашу, и пил молоко. В результате я стал человеком среднего роста. Учился тоже сначала неважно: мне казалось, что гораздо полезнее бегать на свежем воздухе, играть в разные игры и читать книжки. Потом я понял, для чего учатся дети, засел за учебники и просиживал за ними дни и ночи. В итоге из меня получился человек не глупее других» . (Дети ставят на полку прочитанные ими книги). | анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу ( познаватель ные УУД) |
4. | Работа по теме урока | 1. Чтение текста учащимися и учителем. 2. Проверка внимательности чтения. Слайд 5. Игра (истина/ложь) - Я предлагаю вам поиграть в игру «Истина или ложь». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”? с которым мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения. Если истина, вы поднимаете веселого смайлика, если ложь показываете мне грустного смайлика. - Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире) - Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать) - Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки) - Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять) - Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой) - Котька посыпал горку позади себя. (Впереди) - Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком) - Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался) - Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу) - Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам) -Поспешишь - людей насмешишь.(пословица) Ребята, вы согласны с этим? Что это за выражение? Как вы думаете, в жизни нужны нам пословицы? - Молодцы! Вы справились с заданием! 3. Составление плана - На стр. 121 учебника дан план из рисунков. проверьте, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа. - Каких рисунков не хватает? (Под руководством учителя составляется план) Примерный план. Слайд 6.
Молодцы , ребята ! Вы и с этим заданием спраились на отлично ! Настало время немного отдохнуть, в этом нам поможет Доценко Лера. | осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации ( познаватель ные УУД) | |
5 | Физкульт минутка | Доценко Лера | Мы немножечко устали, А теперь все дружно встали. Раз – поднялись, потянулись, Два – согнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – ровно стать. - Покажите движениями, как Котька посыпал горку песком. - Покажите мимикой, как удивились ребята, увидев испорченную горку. | формирование установки на здоровый образ жизни (личностные УУД) |
6.
| Самостоятель ная работа с самопровер кой | Организо вать самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий. Организо вать соотнесение с эталоном для самопро верки. Организо вать рефлексию деятельности по данному этапу. | 1. Исследовательская работа в группах. Слайд 7,8,9,10,11 12 - Сейчас вы будете работать в группах. каждой группе предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию. Красная шляпа (чувства) 1-я группа Что вы чувствуете по отношению к герою? Синяя шляпа (обощение) 2-я группа С какой целью Н. Носов написал рассказ «На горке». Дайте совет герою? Выберите верные ответы Жёлтая шляпа ( оптимизм) 3-я группа Выберите и подчеркните слова, характеризующие главного героя: хитрый честный справедливый ленивый сообразительный заботливый Что хорошего взять из произведения для себя? Белая шляпа (учёный) 4-я группа Найдите ошибки в предложениях
-Чему следует поучиться у героя? Черная шляпа (критик) 5-я группа Что плохого в поступках героя? Зеленая шляпа (творчество) 6-я группа Выбери пословицы, которые подходят к тексту.
Проверка выполненного задания (по 1 ученику от группы). 2. Составление синквейна в группах. Слайд 13,14 1. Название (1 существительное) 2. Описание (2 прилагательных) 3. Действие (3 глагола) 4. Отношение (фраза из 4 слов) 5. Повторение сути (синоним из одного слова) Учащимся предлагается составить синквейн на главного героя Котьку. | учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения (коммуникативные УУД) осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации (познаватель Ные УУД) |
7. | Домашнее задание | Организо вать обсуждение домашнего задания разными группами обучаю щихся. | -Откройте учебники на с. 122, найдите задание №6. Сравните наш план с планом учебника. - Для чего мы составили план? (С помощью плана легко пересказать текст). - Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задание. Нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так: Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята… | постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу (познаватель Ные УУД) |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организо вать само оценку деятельности на уроке. | - У вас на партах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, работал самостоятельно, возьмите в руки самую большую снежинку. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, возьмите среднюю снежинку. А кто думает, что ему еще надо потрудиться, - маленькую снежинку. А теперь мы построим свою горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежинки. Хорошая горка получилась! | контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (регулятивные УУД) |
Самоанализ урока по произведению Н.Носова "На горке"
Тема урока: Н.Носов «На горке»
Вид урока: обучение творческому перессказу
Основная задача: полноценное восприятие произведения на уровне понимания главной мысли, овладения первичным анализом содержания и структуры, обучить торческому перессказу через методику «6 шляп».
С первой минуты урока дети были погружены в деятельность, вовлечённые в литературную игру «Узна-ка!» ( узнать писателя, с которым познакомились на прошлом уроке).
Такая деятельность способствовала обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлечённости и погружения учеников в учебную деятельность, позволила плавно перейти к определению темы урока, обеспечила готовность учащихся к очередному этапу работы.
Работа с текстом произведения – основная часть урока. Каждый вопрос, задание этого этапа – учебная задача, для решения которой требовалось изучающее, поисковое, просмотровое и выборочное чтение, что способствовало формированию навыка чтения, умению ориентироваться в тексте, находить нужную информацию.
Данный этап урока является самым сложным и трудоёмким, где ведётся работа с образами героя, которая позволила учащимся несколько раз обратиться к тексту, составить устную характеристику главного героя (Котьки) и выразить своё отношение к нему. Данная работа показала, что дети могут увидеть точку зрения автора и выразить свою.
Индивидуальная и групповая формы работы были направлены на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий.
Домашнее задание дано в двух вариантах (дифференцированно), чтобы каждый ребенок мог выбрать работу по силам.
Содержание урока предполагало взаимное творчество учителя и учащихся, учебное сотрудничество. На протяжении всего урока формировала эмоциональную отзывчивость, создавала условия для включения учащихся в творческую деятельность, используя прием технологии ТРИЗ «6 шляп», постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении, не боится высказываться – это формирует адекватную самооценку.
Считаю, что учебный материал учащимися усвоен. Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; были созданы условия, поддерживающие стремление учащихся к проявлению и развитию своих способностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи.
Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"
План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...
План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"
План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...
План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"
План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...
План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"
План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...
Технологическая карта + план-конспект открытого урока по теме: «Цвета. В магазине игрушек и школьных принадлежностей».
Открытый урок английского языка для 2 класс с использованием ИКТ и ЭОР....