Тексты для развития техники чтения
тренажёр по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Инструкция.
1.Читаем каждый вечер.
2.Читаем первый раз по предложения (мама- ребёнок)
3.Читаем второй раз тот же текст по предложению (ребёнок- мама)
4.Читает текст третий раз ребёнок один и отвечает на вопросы.( вопросы по тексту задаёт мама)
Принципиально важно. Чтобы ребёнок следил пальцем или ручкой.
(чтобы не было регрессий)
ВОРОНА И РАК
(Русская народная сказка)
Ле-те-ла во-ро-на по–над мо-рем, смот-рит: рак пол-зёт — хап его! И по-нес-ла в лес, что-бы, у-сев-шись где–ни-будь на вет-ке, хо-ро-шень-ко за-ку-сить. Ви-дит рак, что при-хо-дит-ся про-па-дать, и го-во-рит во-ро-не:
— Эй, во-ро-на, во-ро-на! Знал я тво-ег-о от-ца и тво-ю ма-туш-ку слав-ны-е бы-ли лю-ди!
— У-гу! — от-ве-ти-ла во-ро-на, не рас-кры-ва-я клю-ва.
— И бра-тьев и сес-тёр тво-их зна-вал: что за доб-ры-е бы-ли лю-ди!
— У-гу!
— Да всё же хоть о-ни и хо-ро-ши-е лю-ди, а те-бе не ров-ня. Мне сда-ёт-ся, что раз-ум-не-е те-бя ни-ко-го нет на све-те.
По-нра-ви-лись э-ти ре-чи во-ро-не; карк-ну-ла о-на во всё во-ронь-е гор-ло и у-пус-ти-ла ра-ка в мо-ре.
Брат и младшая сестра
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и говорит:
- Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!
— Ещё бы! — отвечает Санька.— Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.
Солнце и радуга
Басня
Раз после дождя выглянуло солнышко и появилась семицветная дуга — радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвастаться, что она красивее самого солнца.
Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива — это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеётся да пуще хвастается. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу - и радуги как не бывало.
(66 слов)
К. Ушинский
- Без чего не бывает радуги?
- Расскажи басню близко к тексту.
Е. Пермяк рассказы и сказки
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
— А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
Ясно?
Пермяк торопливый ножик
Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
- Как же это так? - спрашивает Митю отец.
- Ножик плохой, - отвечает Митя,-косо строгает.
- Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
- А как? - спрашивает Митя.
- А вот так, - сказал отец.
Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
В.А. Осеева
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало.
Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке.
Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку.
Девочка упала.
Витя испугался.
— Я нечаянно...— сказал он, отряхивая с её шубки снег.
— Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
— Коленку...
Сзади раздался смех. «Надо мной смеются!»— подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
+
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса!— крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они. Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду.
А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
В.А. Осеева
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики.
Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу,— говорит первый,— будто волк на меня напал в лесу.
Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу,— говорит второй,— что дедушку встретил.
Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу,— говорит третий.— Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам.
Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож идёт.
— Нет,— говорит,— в этих местах волка. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
+А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Самое страшное Е. Пермяк
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один-одинёшенек!
Лекарство.
У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:
— Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
— А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.
Посмотрел на это доктор и сказал:
— Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!
Пчёлки.
Вот проснулась пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг. Выглянули они в окошечко — разведать, ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло. Выбрались они из улья и полетели к яблоньке:
— Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!
— Нет, — говорит яблонька, — вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках.
Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пёструю головку. Но не было в ней ни запаху, ни мёду.
Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный тёмно-синий цветок, это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой — веселёшеньки. 128 слов
Н. Н. Носов. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос
.. .Однажды Винтик и Шпунтик задумали соорудить пылесос для уборки помещения… Трудились они целый день и целую ночь, и только наутро пылесос был готов.
Все ещё спали. Но Винтику и Шпунтику очень хотелось проверить, как работает пылесос.
«Сначала почистим ковёр в спальне», — предложил Шпунтик. Он включил пылесос, и пыль с ковра так и полетела в трубу.
Поток воздуха был так силён, что в трубу засосало чулки Растеряйки, которые случайно валялись у него под кроватью. Потом сдуло со стола ручные часы доктора Пилюлькина и тоже засосало в трубу. Винтик и Шпунтик ничего не заметили.
Под столом стоял ящик с красками художника Тюбика. После того как Винтик почистил пыль под столом, количество красок в ящике значительно поуменьшилось.
«А теперь попробуем чистить одежду», — сказал Винтик и начал чистить пиджак Торопыжки. Пыль из пиджака так и полетела в трубу, а вместе с пылью и пуговицы.
Потом они стали чистить штанишки Пончика. А у Пончика в карманах всегда лежали конфеты. Пылесос был такой мощный, что высосал из кармана конфеты… 163 слова
Зеркальце
Девочка потеряла на лужайке зеркальце. Скакал мимо заяц.
— Ой, — заверещал он, — мой портрет!
Спрыгнула с дерева белочка, поглядела в зеркальце и пискнула:
— Это мой портрет!
Спешил по делам ёжик.
Взглянул искоса в зеркальце и хмыкнул:
— Это мой портрет!
Пролетала ворона.
— Карр! — крикнула она. — Мой портрет!
На шум прибежала лиса.
— Ах, — пропела она, — какой красивый мой портрет!
Притопал медведь. Глянул и заревел:
— Мой портрет и больше ничей!
Унёс зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену.
Пришёл к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и удивился:
— Эй, медведь, ты зачем мой портрет в своей берлоге повесил? 98 слов
В.А. Осеева
Две женщины брали воду из колодца.
Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет,— говорит другая.
А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь?— спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина.— Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними.
Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьем заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик.— Я только одного сына вижу!
В.А. Осеева
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш.
А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу.
Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата,— говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько,— говорит Лена.
— Смотри,— говорит Катя,— не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне,— говорит Лена,— только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много,— говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери! — Не надо,— отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает: — Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена.
А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
Дети в роще
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо тенистой рощи.
— Знаешь ли что,— сказал брат сестре.— В школу мы ещё успеем, а в роще должно быть очень весело!
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили книжки в траву и скрылись под кудрявыми берёзками.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
— Поиграй же с нами.
— У меня нет времени,— отвечал жук. Детям стало стыдно; они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно. (77 слов)
По К. Ушинскому.
- Куда отправились дети вместо школы?
- Почему жук не захотел с ними поиграть?
- Что решили сделать дети? Почему?
Замазка
Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а Костя и Шурик стояли рядом и смотрели. Когда стекольщик ушёл, они отковыряли от окон замазку и стали лепить из неё зверей. Только звери у них не получились. Тогда Костя слепил змею и говорит Шурику:
– Посмотри, что у меня получилось.
Шурик посмотрел и говорит:
– Ливерная колбаса.
Костя обиделся и спрятал замазку в карман. Потом они пошли в кино. Шурик всё беспокоился и спрашивал:
– Где замазка?
А Костя отвечал:
– Вот она, в кармане. Не съем я её!
В кино они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места. На одно сел сам, а на другое положил замазку. Вдруг пришёл незнакомый гражданин и сел на замазку.
Костя говорит:
– Это место занято, здесь Шурик сидит.
– Какой такой Шурик? Здесь я сижу, – сказал гражданин.
Тут прибежал Шурик и сел рядом с другой стороны.
– Где замазка? – спрашивает.
– Тише! – прошептал Костя и покосился на гражданина.
– Кто это? – спрашивает Шурик.
– Не знаю.
– Чего ж ты его боишься?
– Он на замазке сидит.
– Зачем же ты отдал ему?
– Я не давал, а он сел.
– Так забери!
Тут погас свет и началось кино.
– Дяденька, – сказал Костя, – отдайте замазку.
– Какую замазку?
– Которую мы из окна выковыряли.
– Из окна выковыряли?
– Ну да. Отдайте, дядя!
– Да я ведь не брал у вас!
– Мы знаем, что не брали. Вы сидите на ней.
– Сижу?!
– Ну да.
Гражданин подскочил на стуле.
– Чего ж ты раньше молчал, негодный?
– Так я ведь говорил вам, что место занято.
– Когда же ты говорил? Когда я сел уже!
– Откуда же я знал, что вы сядете?
Гражданин встал и принялся шарить на стуле.
– Ну, где же ваша замазка, злодеи? – проворчал он.
– Постойте, вот она! – сказал Костя.
– Где?
– Вот, на стуле размазалась. Мы сейчас счистим.
– Счищайте скорей, негодные! – кипятился гражданин.
– Садитесь! – кричали на них сзади.
– Не могу, – оправдывался гражданин. – У меня тут замазка.
Наконец ребята соскоблили замазку.
– Ну, теперь хорошо, – сказали они. – Садитесь.
Гражданин сел.
Стало тихо.
Костя уже хотел смотреть кино, но тут послышался шёпот Шурика:
– Ты уже съел свой пряник?
– Нет ещё. А ты?
– Я тоже нет. Давай есть.
– Давай.
Послышалось чавканье. Костя вдруг плюнул и прохрипел:
– Послушай, у тебя пряник вкусный?
– Угу.
– А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.
– А замазка где?
– Замазка вот, в кармане… Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник. Тьфу! То-то я гляжу, что она невкусная!
Костя со злости швырнул замазку на пол.
– Зачем же ты её бросил? – спросил Шурик.
– А на что мне она?
– Тебе не нужна, а мне нужна, – проворчал Шурик и полез под стул искать замазку. – Где же она? – сердился он. – Вот ищи теперь.
– Сейчас я найду, – сказал Костя и тоже исчез под стулом.
– Ай! – послышалось вдруг откуда-то снизу. – Дядя, пустите!
– Кто это там?
– Это я.
– Кто – я?
– Я, Костя. Пустите меня!
– Да я ведь не держу тебя.
– Вы мне на руку наступили!
– Чего ж ты полез под стул?
– Я замазку ищу.
Костя пролез под стулом и встретился с Шуриком нос к носу.
– Кто это? – испугался он.
– Это я, Шурик.
– А это я, Костя.
– Нашёл?
– Ничего не нашёл.
– И я не нашёл.
– Давай лучше кино смотреть, а то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают – собака.
Костя и Шурик пролезли под стульями и уселись на свои места.
Перед ними на экране мелькнула надпись: «Конец». Публика бросилась к выходу. Ребята вышли на улицу.
– Что это за кино мы смотрели? – говорил Костя. – Я что-то ничего не разобрал.
– А я, думаешь, разобрал? – ответил Шурик. – Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины.
Автор Носов.
Огурцы
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
Котька пришёл домой радостный:
– Мама, я тебе огурцов принёс!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.
– Где ты их взял? – говорит мама.
– На огороде.
– На каком огороде?
– Там, у реки, на колхозном.
– Кто ж тебе позволил?
– Никто, я сам нарвал.
– Значит, украл?
– Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
– Постой, постой! Не выгружай! – говорит мама.
– Почему?
– Сейчас же неси их обратно!
– Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно они теперь уже расти не будут.
– Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.
– Ну, я их выброшу.
– Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
– Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
– Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
– Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
– Ну как тебе не стыдно! – говорит мама. – Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
– Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.
– И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
– Ну, пойдём со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
– А брать не боялся?
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
– Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице.
Уже было совсем темно.
«Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнёс, – решил Котька и стал оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: ещё кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадёт».
Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
«Павлику хорошо! – думал Котька. – Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».
Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет всё громче и громче. Сторож услышал и подошёл к нему.
– Ты чего плачешь? – спрашивает.
– Дедушка, я принёс огурцы обратно.
– Какие огурцы?
– А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.
– Вот оно какое дело! – удивился сторож. – Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
– Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
– А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
– Ну, всё, что ли? – спросил старик.
– Нет… одного не хватает, – ответил Котька и снова заплакал.
– Почему не хватает, где же он?
– Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
– Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
– А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
– Ишь ты какое дело! – усмехнулся дедушка. – Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет.
Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
– Дедушка, дедушка!
– Ну что ещё?
– А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?
– Гм! – сказал дед. – Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
– А как же?
– Ну, считай, что я тебе подарил его.
– Спасибо, дедушка! Я пойду.
– Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты для развития техники чтения в 1 классе
Учитель предлагает тексты для развития техники чтения в 1 классе, которые он предлагает своим ученикам...
Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс
Даны хорошие текстыдля чтения с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....
Техника чтения в 1 классе. Тексты для проверки техники чтения в первом классе
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в э...
Техника чтения, тексты для проверки техники чтения в 1 классе, во втором полугодии
Умение читать один из самых важных навыков, способствующий успешному усвоению знаний...
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ. Проверяем технику чтения. 2 - 4 классы.
Подборка текстов для проверки техники чтения....
Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения
Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....
Нормы оценивания техники чтения в начальных классах, тексты для проверки техники чтения
Тексты для проверки техники чтения, нормы в начальных классах...