Урок по литературному чтению "Моя страна Фантазия"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Данный урок проводится в 4 классе при изучении произведения К. Булычёва "Путешествие Алисы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_chteniyu_moya_strana_fantaziya.docx | 259.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Хомяченко Е.А.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: обобщение изученного материала (урок – практикум)
Технологическая карта изучения темы
Тема | Моя страна Фантазия |
Цели
| Образовательные: Создавать условия для совершенствованияумения работать с текстом (находить идею произведения, главную мысль произведения, восстанавливать по памяти, с помощью учебника), для совершенствования навыка чтения, для повторения и обобщения материала раздела, умения оценивать свою работу. Развивающие: Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно- образного мышления, творческих способностей. Воспитательные: Содействовать формированию культуры поведения при групповой работе, индивидуальной работе, воспитанию интереса к чтению, любви к книге. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке, формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Литературное чтение»; понимание причин успеха в учёбе, понимание предложений и оценок учителя; проявлять учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу. - Регулятивные УУД:определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе); формулировать собственные мнение и позицию; учитывать другое мнение и позицию; ориентироваться на позиции партнёра в общении и взаимодействии; контролировать действия партнёра. - Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; воспринимать смысл текста, осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую; выполнять практические действия на основе инструкций; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении творческого и поискового характера. |
Планируемый результат | Предметные: Уметь работать с текстом (находить идею произведения, главную мысль произведения, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Уметь выразительно читать и инсценировать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение. Личностные: Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, делать выводы, приходить к общему решению (при работе в группе); контролировать действия партнёра.(Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД) |
Межпредметные связи | Окружающий мир, физика |
Ресурсы: | Учебник, ноутбук, презентация, карточки |
Организация пространства | Групповая работа (в парах), индивидуальная работа, фронтальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Ответы детей | УУД | |||||
I. Мотивация самоопределение к учебной деятельности Цели:создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Осознанно входят в пространство учебной деятельности. Настраиваются на успешную работу. | Организует, создаёт эмоциональный настрой .
Уточняет тематические рамки. | - Сегодня мы с вами на нашем необычном уроке перенесёмся в сказочную, пока ещё маленькую страну. В этой стране бьют хрустальные родники, несут прозрачные воды ясные реки, воздух чист и напоен запахами цветов и лесов. И каждый из вас в неё может попасть легко, так как, говоря словами известного французского писателя Жана Жака Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы ….. (умные), как хорошо умеете …. (работать), если будете постоянно перед собой ставить новые ….. (цели), стремиться к их достижению…» (Ж.Ж. Руссо) -Тогда у вас всё будет хорошо. -Ну что ж приступим к работе. -А для того чтобы эта работа была продуктивной, положите перед собой листы самооценки, которые вы заполнять по ходу работы.
|
| Принимать роль в учебном сотрудничестве. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи (Регулятивные УУД). Самоопределение. Смыслообразование. (Личностные УУД)
| |
II. Речевая разминка. Цель: -настроить детей на работу; -привить определённую культуру пользования речевым аппаратом; -научить фиксировать внимание на исполнительской стороне своей и чужой речи; -воспитать у учеников чувство ответственности и за то, что они говорят, и за то, как они произносят речь. | Выполняют речевую зарядку. | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношения слогов и слов без искажения их звукового состава). | -Чтобы разговаривать, надо выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. -Мы сейчас с вами сделаем нашу речевую разминку. -У вас на столах у каждого лежат скороговорки. Итак, лото скороговорок. -Возьмите каждый свою скороговорку. Я даю вам полминуты, чтобы вы отработали её чтение чётко, понятно и быстро. Начинаем. -Закончили. Всё. Тишина. -Какое у нас сегодня число?(17) -У кого номер №17? -Вы слушайте и отмечайте, кто лучше прочитает скороговорку. -Кто лучше прочитал? -Продолжаем дальше. -У вас на партах лежат строфы из стихотворения. -Ваша задача прочитать эти строфы с интонацией радости, восторга, восхищения. В моей Вообразилии, В моей Вообразилии, Там царствует Фантазия Во всём своём всесилии. -У кого получилось лучше? (оцените себя) |
| Принимать роль в учебном сотрудничестве. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи(Регулятивные УУД). | |
III. Актуализация знаний. Формулирование темы урока, постановка цели (Прогнозирование. Целеполагание) Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; -организовать постановку цели урока учащимися; -организовать составление плана работы на уроке учащимися; -организовать работу по поиску информации в словаре. IV. Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности) | Принимают проблемную ситуацию. С помощью учителя формулируют тему урока. Ищут информацию. С помощью учителя формулируют задачи урока. Отвечают на вопросы устно, находят подтверждение своих ответов из текста и зачитывают. Анализируют, обобщают, делают выводы. | Создаёт условия для прогнозирования детьми темы урока. Создаёт проблемную ситуацию.
Создаёт условия для поиска нужной информации Создаёт условия для успешного формулирования задач урока учащимися. Привлечение уже изученного материала. Следит за диалогом детей, Подводит учащихся к тому, чтобы они смогли сами проанализировать и сделать выводы по тексту. | -Послушайте слова немецкого физика Альберта Эйнштейна «В своём воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир…». Кто догадался, в какую страну мы отправляемся? -Предположите, какая тема сегодня на уроке? -Правильно, «Моя страна фантазия». -Вспомните, что такое фантазия? -Кто готов дать толкование этому слову? Именно благодаря фантазии человек способен творить. -Мы оправляемся в страну Фантазию. -В этой стране проходит научный конгресс. –В каком произведении мы встречали это слово? - Кто участвует в конгрессах? Какими качествами должны обладать учёные? Вот такими и я вижу вас, поэтому, будем активны, работаем сообща. -На этот конгресс были приглашены и мы. - Вы представляете группы учёных, работающих в определённых сферах науки. Цель конгресса – обобщить знания, полученные при изучении раздела «Страна Фантазия». Вы должны показать свои знания по теме, которую мы изучили, подготовить доклады по своим научным вопросам и выступить с ними на конгрессе. -Работать вы будете в группах, не забудьте о правилах этой работы. -Для того, чтобы наш урок был продуктивным, надо определить задачи нашего урока. -Что мы с вами должны уметь делать? -Что должны развивать? -Что должны воспитывать? Посмотрите, пожалуйста, на выставочный стол. Из какого произведения эти предметы? Кто автора? | Уметь работать с дополнительной литературой, искать нужную информацию. -Моя страна Фантазия. Фантазия – это воображение. «Приключения Электроника» Учёные. Умные, трудолюбивые, активные… Уметь работать с текстом. Уметь выразительно читать и высказывать своё мнение.
«Приключения Электроника», Велтистов. «Путешествие Алисы», Булычёв.
| Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. (Коммуникативные УУД).
Принимать роль в учебном сотрудничестве. Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя, задачи урока с помощью учителя, составлять план работы с помощью учителя (Регулятивные УУД). Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Литературное чтение». Формировать понимание причин успеха в учёбе. Формировать понимание предложений и оценок учителя (Личностные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД) | |
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Цели: -организовать работу над содержанием произведения Физкультминутка VI. Работа в группах на основе выполненного – практикума.
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: -организовать рефлексию: 1. настроения и эмоционального состояния; 2. деятельности и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Выполняют задания учителя. Ищут ответы (строят предположения) на проблемные вопросы. Выполняют движения. Самостоятельная работа в парах, используя учебник. Дети в процессе творческой коллективной деятельности находят отрывки произведений в тексте Работают на ноутбуках в парах.
Осознают новые знания и умения. Отвечают на вопросы учителя. | Создаёт условия для успешной работы в группах. Организует работу по формированию умений находить ответы на поставленные вопросы, используя текст. Психологическая разгрузка Наблюдает за работой учащихся. Оценивает ответы и работу в парах и группе. Самооценка. Создаёт условия для рефлексивной деятельности. | -Мы приступаем к подготовке наших докладов с презентациями. 1.группа: Вопросы по произведению Евгения Серафимовича Велтистова «Приключения Электроника» (3 вопроса) 2.группа: Вопросы по произведению Кира Булычёва «Путешествие Алисы» (Выборочное чтение) -Оцените свою работу. Оцените себя -Интересы нашей страны на конгрессе будут защищать следующие группы учёных: учёные – кибернетики, учёные – филологи. -Учёные – кибернетики готовят доклад на тему «Воплощение в жизнь». Вы работаете с изученными произведениями и научными статьями. Вам нужно подготовить презентацию о современных достижениях в области кибернетики. Из предоставленной информации определить, какая правдивая, а какая фейковая. -Учёные филологи подбирают материал для доклада на тему «Сокровища речи». Ребята, произведения , с которыми мы работаем, фантастические. Писателям удалось подобрать такие слова и выражения в переносном значении, чтобы рассказы получились увлекательными и необычными. Давайте вспомним, какие выразительные средства вы уже знаете? (метафоры, сравнения , эпитеты, олицетворения). Какую роль они выполняют? В средних и старших классах вы узнаете, что такое ассонанс, эпифора, синекдоха, литота, гипербола и многое другое. Эти знания вам понадобятся на экзаменах в 9 и 11 классах. Поэтому тема исследования филологов не только очень интересная, но и важная. А теперь задания для вашей группы: вам даны предложения . определите, какие приёмы использовали авторы. Результаты своей работы отобразите в докладе и на стенде. - Группы учёных получили свои задания. -Приступайте к работе. -Итак, время закончилось. -Первое слово предоставляется учёным – кибернетикам с докладом на тему «Воплощение в жизнь». -Слово предоставляется учёным – филологам с докладом на тему «Сокровища речи -Оцените свою работу. Тест «Проверь себя» 1.Кто приехал к гостинице «Дубки» с большим чемоданом? ( Алиса, Карлсон, Громов). 2.Что находилось в чемодане? ( электроник, спящая красавица, кукла) 3. Сколько вольт было в розетке, когда заряжался Электроник? (180, 220, 18) 4. Как им образом Электроник сбежал? (Выпрыгнул в окно, ушел через дверь, вызвал такси) 5.Назовите фамилию Алисы. (Уткина, Селезнева, Лебедева) 6.Что собрали Алиса с отцом во время путешествия? (кустики, деревья, травинки) 7.Какие черты характера присущи Алисе? (злость и трусливость, доброта и внимание) 8. Чем поила Алиса кустики? ( молоком, чаем, водой) Взаимопроверка на местах. | Выполнять роль в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра. Формулировать собственные мнение и позицию. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Уметь находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении задач творческого и поискового характера. (Познавательные УУД) Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст. Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Планировать свои действия. Контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. (Регулятивные УУД).
Проявлять учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу. (Личностные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Принимать роль в учебном сотрудничестве. (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, делать выводы. (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Формулировать собственные мнение и позицию.(Коммуникативные УУД). | ||
Используют листы самооценки. Делают самооценку. |
Организует самооценку учебной деятельности. Организует оценку учебной деятельности. | -Работа нашего научного конгресса подошла к концу. Я, как президент, одобряю её. Ваши доклады можно отдать в издательство журнала «Фантазии всегда реальны». -Теперь мы подведём итоги уроки. -Закончите предложения. -Сегодня на уроке мы познакомились….. -Полученные знания мне пригодятся…. -У меня возникло желание…. -Я даю вам несколько минут, чтобы подвести итог своей работы. Заполните листы самооценки, оцените себя и товарища. -Наблюдая за вами, мы отметили как вы хорошо и сплочённо работали, отнеслись к выполнению заданий с большой ответственностью. | Строить умозаключения на основе полученной информации, принимать её или подвергать сомнению, перепроверке. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Принимать роль в учебном сотрудничестве. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке. Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Литературное чтение» (Личностные УУД). | ||
VI. Домашнее задание. | Принимают домашнее задание. | Создаёт условия для осознанного принятия домашнего задания. | -Т.к. учёные – народ очень любознательный, любит искать новые пути решения различных жизненных проблем, я предлагаю выполнить следующее домашнее задание. Р. т. с64 Составьте синквейн. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс по теме: "Обобщение по разделу «Страна Фантазия»
Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа России", учебник Л.Ф.Климанова "Литературное чтение" 4 класс....
урок литературного чтения «Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия»
Литературное чтение: Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия»(Е.С.Велтистов «Приключения Электроника, К. Булычев «Приключения Алисы»)Цель:- развивать фантази...
Тест по литературному чтению "Страна Фантазия" 4 класс
Тест по литературному чтению "Страна Фантазия" 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Страна Фантазия»»(УМК«Школа России», 4 класс )
Цели деятельности учителя:повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Страна фантазия».Планируемые результатыПредметные:Знать:содержание раздела «Страна фантазия...
Конспект урока по литературному чтению по теме «Путешествие в страну Фантазия»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: обобщение изученного и прочитанного по разделу «Страна Фантазия».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию авторов Кира Булычева, Евгения Велтистова; осо...
Конспект урока литературного чтения. Тема"Обобщение по разделу «Страна фантазия»" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Обобщение по разделу «Страна фантазия»»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела &l...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок "Путешествие в страну "Фантазия"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Страна «Фантазия»».Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания обучающихся о биографии авторов Евгения Велтистова, Кира...