ОВЗ 6.1
рабочая программа по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ХХХХХХХХ средняя общеобразовательная школа№ХХ ХХХХХХХХХХХХХ.
Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс.
Принято: Согласовано: Утверждаю:
Рабочей группой учителей Зам.дир. по УР Директор школы начальных классов ________ _______
________________________
______________
«___» _________20__ г.
Рабочая программа
«Литературное чтение»
2 класс
Составитель:
ХХХХХХХХХХХХ
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с рекомендациями примерной программы (Москва «Просвещение» 2011), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с возможностями УМК «Школа России», учебника «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л.А. Винградской, М.В. Бойкиной.
Место предмета в учебном плане:
В учебном плане на изучение курса «Литературное чтение» во 2 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 ч в год.
Цели:
- Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
- Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
- Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
- В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
- Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
- Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Планируемые результаты изучения курса.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Формы и методы контроля.
Раздел(тема курса). | Наименование (вид контроля). | Количество часов |
Самое великое чудо на свете | Входная контрольная работа | 1ч |
Устное народное творчество | Входная диагностика техники чтения. Контрольное тестирование по разделу. | 1ч |
Люблю природу русскую. Осень | Контрольное тестирование по разделу. | 1ч |
Русские писатели | Контрольное тестирование по разделу. Диагностика техники чтения за 1 четверть. | 1ч |
О братьях наших меньших | Контрольное тестирование по разделу. | 1ч |
Из детских журналов | Контрольное тестирование по разделу. Диагностика техники чтения за 2 четверть. | 1ч |
Люблю природу русскую. Зима | Контрольное тестирование по разделу. | 1ч |
Писатели детям | Контрольное тестирование по разделу. | 1ч |
Я и мои друзья | Контрольное тестирование по разделу. | 1ч |
Люблю природу русскую. Весна | Контрольное тестирование по разделу. Диагностика техники чтения за 3 четверть. | 1ч |
И в шутку и всерьёз | Контрольное тестирование по разделу. | 1ч |
Литература зарубежных стран | Контрольное тестирование по разделу. Контрольная диагностика техники чтения за второй класс. Итоговая контрольная работа. | 1ч 1ч |
Проекты:
«Библиотека».
«Детский журнал».
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Ориентировочные показатели по темпу чтения:
40-50 слов в минуту в конце первого полугодия, 55-60 слов в минуту в конце второго полугодия.
В начальной школе проверяются: осознанность чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); выразительность чтения и пересказа текста, чтения наизусть стихотворения, прозаического произведения.
При проверке пересказа текста произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника:
- умение ориентироваться в книге;
- знание литературных произведений, их жанров и особенностей;
- знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса:
- чтение текста;
- пересказа содержания произведения (полно, кратко, выборочно);
- выразительное чтение наизусть или с листа.
Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Высокий уровень– уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
Средний уровень– уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
Ниже среднего – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
Низкий уровень– уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Чтение наизусть
«5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
«3»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
«2»- нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1.Правильная постановка логического ударения.
2.Соблюдение пауз.
3.Правильный выбор темпа.
4.Соблюдение нужной интонации.
5.Безошибочное чтение.
«5»- выполнены правильно все требования
«4»- не соблюдены 1-2 требования
«3»-допущены ошибки по трем требованиям
«2»- допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1.Своевременно начинать читать свои слова.
2.Подбирать правильную интонацию
3.Читать безошибочно
4.Читать выразительно
«5»- выполнены все требования
«4»- допущены ошибки по одному какому-то требованию
«3» - допущены ошибки по двум требованиям
«2»-допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
«5»- пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
«4»-допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
«2»- не может передать содержание прочитанного.
Тест
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2»– верно выполнено менее 1/2 заданий.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Планируемый результат изучения учебного курса.
В результате обучения будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Основное содержание.
Самое великое чудо на свете (4часа)
- Игра «Крестики-нолики»
- Самое великое чудо на свете
- Библиотеки
- Книги
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
- Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике.
- Предполагать на основе названия содержание главы.
- Прогнозировать содержание раздела.
- Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
- Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
- Пользоваться словарём в конце учебника.
- Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении.
- Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.
- Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.
Устное народное творчество (14 часов).
- Устное народное творчество
- Русские народные песни
- Потешки, прибаутки
- Скороговорки, считалки, небылицы
- Загадки, пословицы, поговорки
- Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»
- Сказка «Петушок и бобовое зернышко»
- Сказка «У страха глаза велики»
- Сказка «Лиса и тетерев»
- Сказка «Лиса и журавль»
- Сказка «Каша из топора»
- Сказка «Гуси-лебеди»
- Викторина по сказкам
- КВН «Обожаемые сказки»
- Входная диагностика техники чтения.
- Контрольное тестирование по разделу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
- Размышлять над прочитанным.
- Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.
- Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке.
- Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.
- Анализировать загадки.
- Соотносить загадки и отгадки.
- Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.
- Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
- Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.
- Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.
- Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.
- Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.
- Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
- Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
- Оценивать свой ответ.
- Сравнивать авторские и народные произведения.
Люблю природу русскую. Осень(8 часов).
- Люблю природу русскую. Осень
- Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
- К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»
- А. Фет «Ласточки пропали…»
- Осенние листья
- В. Берестов «Хитрые грибы»
- М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»
- Обобщение «Люблю природу русскую. Осень»
- Контрольное тестирование по разделу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.
- Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
- Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
- Придумывать собственные сравнения.
- Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте. Представлять картины осенней природы.
- Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.
- Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.
- Находить средства художественной выразительности;
- Подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.
- Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
- Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).
- Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования.
- Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.
- Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.
- Представлять картины природы.
- Воспринимать на слух художественные произведения.
Русские писатели (13 часов).
- А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
- Стихи А. Пушкина
- А. Пушкин Сказки
- А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
- И. Крылов «Стрекоза и Муравей»
- Л. Толстой «Старый дед и внучек»
- Л. Толстой «Филипок»
- Л. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»
- Обобщение «Русские писатели»
- Контрольное тестирование по разделу.
- Диагностика техники чтения за 1 четверть.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Пересказывать текст подробно, выборочно.
- Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.
- Определять последовательность событий.
- Составлять план.
- Пересказывать подробно по плану произведение.
- Определять героев произведения.
- Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.
- Отличать басню от стихотворения и рассказа.
- Узнавать особенности басенного текста.
- Соотносить пословицы и смысл басенного текста.
- Характеризовать героев басни с опорой на текст.
- Различать стихотворный и прозаический текст.
- Сравнивать их.
- Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.
О братьях наших меньших (10 часов).
- О братьях наших меньших
- Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…»
- В. Берестов «Кошкин щенок»
- Домашние животные
- М. Пришвин «Ребята и утята»
- Е. Чарушин «Страшный рассказ»
- Б. Житков «Храбрый утенок»
- Бианки «Музыкант»
- В. Бианки «Сова»
- Контрольное тестирование по разделу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Пересказывать текст подробно, выборочно.
- Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.
- Определять последовательность событий.
- Составлять план.
- Пересказывать подробно по плану произведение.
- Определять героев произведения.
- Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.
- Отличать басню от стихотворения и рассказа.
- Узнавать особенности басенного текста.
- Соотносить пословицы и смысл басенного текста.
- Характеризовать героев басни с опорой на текст.
- Различать стихотворный и прозаический текст.
- Сравнивать их.
- Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.
Из детских журналов (10 часов).
- Д. Хармс «Игра»
- Д. Хармс «Вы знаете?..»
- Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи»
- Д. Хармс «Что это было?»
- Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
- Ю. Владимиров «Чудаки»
- А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»
- Контрольное тестирование по разделу.
- Диагностика техники чтения за 2 четверть.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Отличать журнал от книги.
- Ориентироваться в журнале.
- Находить интересные и нужные статьи в журнале.
- Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; Создавать собственный журнал устно.
- Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.
- Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.
- Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представляя эту информацию в группе.
- Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.
- Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.
- Участвовать в работе пары и группы
- Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.
- Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Люблю природу русскую. Зима ( 10 часов).
- Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
- И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»
- К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…»
- Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…»
- Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…»
- С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза»
- Сказка «Два Мороза»
- С. Михалков «Новогодняя быль»
- А. Барто «Дело было в январе…»
- Контрольное тестирование по разделу. Обобщение «Люблю природу русскую. Зима»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.
- Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.
- Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст. стихотворения.
- Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
- Чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
- Читать стихи наизусть.
- Анализировать заголовок произведения.
- Объяснять значение незнакомых слов.
Писатели – детям (18 часов).
- К. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе».
- С. Маршак «Кот и лодыри»
- С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок».
- А. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа».
- Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке».
- Контрольное тестирование по разделу. Обобщение «Писатели – детям».
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Понимать особенности были и сказочного текста.
- Определять смысл произведения.
- Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.
- Определять особенности юмористического произведения;
- характеризовать героя, используя слова-антонимы.
- Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.
- Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним.
- Выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.
- Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.
- Выражать своё собственное отношение к героям.
- Давать нравственную оценку поступкам.
- Проверять себя и самостоятельно
- оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Я и мои друзья (10 часов).
- Я и мои друзья.
- Стихи о дружбе и обидах.
- Н. Булгаков «Анна, не грусти!».
- Ю. Ермолаев «Два пирожных».
- В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?».
- Контрольное тестирование по разделу. Обобщение «Я и мои друзья».
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.
- Объяснять нравственный смысл рассказов.
- Объяснять и понимать поступки героев.
- Понимать авторское отношение к героям и их поступкам.
- Выразительно читать по ролям.
- Соотносить загадки и отгадки.
- Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.
- Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.
- Давать характеристику героев произведения.
Люблю природу русскую. Весна (9 часов)
- Люблю природу русскую. Весна.
- Стихи Ф. Тютчева о весне.
- Стихи А. Плещеева о весне.
- А. Блок «На лугу».
- С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».
- И. Бунин «Матери».
- А. Плещеев «В бурю».
- Е. Благинина «Посидим в тишине».
- Э. Мошковская «Я маму мою обидел…».
- Контрольное тестирование по разделу. Обобщение «Люблю природу русскую. Весна» Диагностика техники чтения за 3 четверть.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Читать стихотворения и загадки с выражением.
- Передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.
- Наблюдать за жизнью слова.
- Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.
- Представлять картины весенней природы.
- Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.
- Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
- Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.
- Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.
- Сравнивать стихотворения разных поэтов.
И в шутку и всерьез (14 часов).
- И в шутку и всерьез.
- Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни-Пуха».
- Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…».
- Стихи В. Берестова.
- Стихи И. Токмаковой.
- Г. Остер «Будем знакомы».
- В. Драгунский «Тайное становится явным».
- Контрольное тестирование по разделу. Обобщение «И в шутку и всерьез»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.
- Пересказывать подробно на основе вопросов учебника.
- Выразительно читать отрывки из них.
- Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.
- Пересказывать весёлые рассказы.
- Придумывать собственные весёлые истории.
- Читать тексты в паре.
- Организовывать взаимоконтроль.
- Оценивать своё чтение.
- Оценивать свой ответ.
- Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения.
Литература зарубежных стран (16 часов).
- Литература зарубежных стран.
- Американская и английские народные песенки
Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети». - Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
- Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
- Э. Хогарт «Мафин и паук».
- Контрольное тестирование по разделу. Обобщение «Литература зарубежных стран».
- КВН «Цветик-семицветик».
- Контрольная диагностика техники чтения за второй класс.
- Итоговая контрольная работа.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Составлять план сказки, определять последовательность событий.
- Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана.
- Называть волшебные события и предметы в сказках.
- Участвовать в проектной деятельности.
- Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия.
- Объяснять значение незнакомых слов.
- Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок.
- Находить общее и различия.
- Давать характеристику героев произведения.
- Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.
- Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.
Планируемый результат изучения учебного курса.
В результате обучения будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
ЛИТЕРАТУРА
для учащихся
Л.Ф. Климанова. Литературное чтение Учебник.2 класс. В 2 ч. – Москва «Просвещение», 2013г.
С.В. Кутявина. Литературное чтение Рабочая тетрадь. 2 класс. Москва «ВАКО»,2013г.
Г.В. Шубина. Тесты по литературному чтению. 2 класс. Москва «Экзамен», 2015г.
для учителя
Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. К учебникам М. В. Головановой и Л. Ф. Климановой. М.: ВАКО, 2010, 360 с.
Календарно – тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России» 1-4 классы. М.: «Вако», 2011, 144 с.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2011, 223 с.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2011, 223 с.
Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2011, 1 часть, 158 с.
Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 288 с.
Кутявина С. В. Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с.
Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Коррек-ка | |||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1ч | 5.09. | ||||
Самое великое чудо на свете (3часа). | |||||||
2 | Игра «Крестики- нолики». Самое большое чудо на свете. | 1ч | 7.09. | ||||
3 | Входная работа по литературному чтению. | 1ч | 8.09. | ||||
4 | Библиотеки. Книги. Проект: «Библиотека» | 1ч | 9.09. | ||||
Устное народное творчество (14 часов). | |||||||
5 | Устное народное творчество. Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки. | 1ч | |||||
6 | Скороговорки, считалки, небылицы. | 1ч | |||||
7 | Загадки, пословицы и поговорки. | 1ч | |||||
8 | Сказки. Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт…» | 1ч | |||||
9 | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1ч | |||||
10 | Сказка «У страха глаза велики». | 1ч | |||||
11 | Сказка «Лиса и тетерев». Проверка техники чтения. | 1ч | |||||
12 | Сказка «Лиса и журавль» | 1ч | |||||
13 | Сказка «Каша из топора». | 1ч | |||||
14,15 | Сказка «Гуси – лебеди» | 2ч | |||||
16 | Викторина по сказкам. | 1ч | |||||
17 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». | 1ч. | |||||
18 | Проверочная работа по теме: «Устное народное творчество». | 1ч | |||||
Люблю природу русскую! Осень (8 часов). | |||||||
19 | Люблю природу русскую. Осень. | 1ч | |||||
20 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» | 1ч | |||||
21 | К. Бальмонт «Поспевает брусника …» А. Плещеев «Осень наступила …» | 1ч | |||||
22 | А. Фет «Ласточки пропали…» | 1ч | |||||
23 | «Осенние листья» -тема для поэтов. | 1ч | |||||
24 | В. Д. Берестов «Хитрые грибы». | 1ч | |||||
25 | М. М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин « Сегодня так светло кругом…» | 1ч | |||||
26 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень.» Проверочная работа . | 1ч | |||||
Русские писатели (13 часов). | |||||||
27 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …» | 1ч | |||||
28 | Стихи А. С. Пушкин | 1ч | |||||
29–31 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 3ч | |||||
32 | Обобщение по сказкам А.С.Пушкина | 1ч | |||||
33 | И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука» | 1ч | |||||
34 | И. А. Крылов «Стрекоза и муравей» | 1ч | |||||
35 | Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» | 1ч | |||||
36,37 | Л. Н. Толстой «Филиппок» | 2ч | |||||
38 | Л. Н. Толстой «Правда, всего дороже» Л. Н. Толстой «Котёнок». Проверка техники чтения. | 1ч | |||||
39 | Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Проверочная работа. | 1ч | |||||
О братьях наших меньших (10 часов). | |||||||
40 | О братьях наших меньших. | 1ч | |||||
41 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре …» И. Пивоварова «Жила-была собака …» | 1ч | |||||
42 | В. Берестов «Кошкин щенок» | 1ч | |||||
43 | М. М. Пришвин «Ребята и утята» | 1ч | |||||
44 | Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» | 1ч | |||||
45 | Б. С. Житков «Храбрый утёнок» | 1ч | |||||
46 | В. В. Бианки «Музыкант» | 1ч | |||||
47 | В. В. Бианки «Сова» | 1ч | |||||
48 | Обобщающий урок по теме: «О братьях наших меньших». Проверочная работа. | 1ч | |||||
Из детских журналов (10 часов). | |||||||
49 | Знакомство с детскими журналами. Проект «Мой любимый журнал.» | 1ч | |||||
50 | Д. Хармс «Игра» | 1ч | |||||
51 | Д. Хармс «Вы знаете?...» | 1ч | |||||
52 | Д. Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи». | 1ч | |||||
53 | Д. Хармс «Что это было?» | 1ч | |||||
54 | Д. Хармс, Н.Гернет «Очень-очень вкусный пирог» | 1ч | |||||
55 | Ю. Д. Владимиров «Чудаки». | 1ч. | |||||
56 | Защита проектов «Мой любимый журнал». | 1ч | |||||
57 | А. И. Введенский «Лошадка», «Учёный Петя». | 1ч | |||||
58 | Обобщающий урок по теме: «Из детских журналов». Проверочная работа. | 1ч | |||||
Люблю природу русскую! Зима. (10 часов). | |||||||
59 | Люблю природу русскую! Зима. | 1ч | |||||
60 | И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло …» К. Д. Бальмонт «Светло-пушистая …» Я. Л. Аким. «Утром кот принёс на лапах …» | 1ч | |||||
61 | Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою …» | 1ч | |||||
62 | С. А. Есенин «Поёт зима-аукает …», «Берёза» | 1ч | |||||
63 | Русская народная сказка «Два мороза» | 1ч | |||||
64 | С. В. Михалков «Новогодняя быль» | 1ч | |||||
65 | А. Л. Барто «Дело было в январе …» С. Д. Дрожжин «Улицей гуляет …» | 1ч | |||||
66 | Обобщающий урок по теме: «Люблю природу русскую! Зима». Проверка техники чтения. | 1ч | |||||
67 | Проверочная работа. | 1ч | |||||
Писатели - детям. (18 часов). | |||||||
68 | Писатели - детям. | 1ч | |||||
69 | К. И. Чуковский «Путаница» | 1ч | |||||
70 | К. И. Чуковский «Радость» | 1ч | |||||
71,72 | К. И. Чуковский «Федорино горе» | 2ч | |||||
73 | С. Я. Маршак «Кот и лодыри» | 1ч | |||||
74 | С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | 1ч | |||||
75 | С. В. Михалков «Мой щенок» | 1ч | |||||
76 | А. Л. Барто «Верёвочка» | 1ч | |||||
77 | А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | 1ч | |||||
78 | А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» | 1ч | |||||
79 | Н. Н. Носов «Затейники» | 1ч | |||||
80,81 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» | 2ч | |||||
82,83 | Н. Н. Носов «На горке» | 2ч | |||||
84 | Обобщающий урок по теме: «Писатели - детям». | 1ч | |||||
85 | Проверочная работа. | ||||||
Я и мои друзья. (10 часов). | |||||||
86 | Я и мои друзья. Развитие речи. | 1ч | |||||
87 | Стихи о дружбе и обидах | 1ч | |||||
88 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1ч | |||||
89 | Ю. И. Ермолаев «Два пирожных» | 1ч | |||||
90,91 | В. А. Осеева «Волшебное слово» | 2ч | |||||
92 | В. А. Осеева «Хорошее» | 1ч | |||||
93,94 | В. А. Осеева «Почему?» | 2ч | |||||
95 | Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». Проверочная работа. | 1ч | |||||
Люблю природу русскую. Весна. (9 часов). | |||||||
96 | Люблю природу русскую. Весна. | 1ч | |||||
97 | Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды» | 1ч | |||||
98 | А. Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | 1ч | |||||
99 | А. А. Блок «На лугу» С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот …» | 1ч | |||||
100 | И. А. Бунин «Матери». Проверка техники чтения. | 1ч | |||||
101 | А. Н. Плещеев «В бурю» | 1ч | |||||
102 | Е. А. Благинина «Посидим в тишине» Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел» | 1ч. | |||||
103 | Обобщающий урок по теме: «Люблю природу русскую! Весна». | 1ч | |||||
104 | Проверочная работа. | 1ч | |||||
И в шутку и в серьёз. (14 часов). | |||||||
105 | И в шутку и в серьёз. | 1ч | |||||
106 | Б.В.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1ч | |||||
107 108 | Б. В. Заходер. Песенки Винни Пуха | 2ч | |||||
109 110 | Э. Н. Успенский «Чебурашка» | 2ч | |||||
111 | Э. Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» | 1ч | |||||
112 | В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» | 1ч | |||||
113 | И. П. Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 1ч | |||||
114 115 | Г. Б. Остер «Будем знакомы» | 2ч | |||||
116 117 | В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным» | 2ч | |||||
118 | Обобщающий урок по теме: «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа. | 1ч | |||||
Литература зарубежных стран. (16 часов). | |||||||
119 | Литература зарубежных стран | 1ч | |||||
120 | Американская и английская народные песенки. | 1ч | |||||
121 | Французская народная песенка, немецкая народная песенка. | 1ч | |||||
122 123 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 2ч | |||||
124, 125 | Ш. Перро «Красная Шапочка» | 2ч | |||||
126, 127 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 2ч | |||||
128, 129 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 2ч | |||||
130 | Обобщающий урок по теме: «Литература зарубежных стран». Проверочная работа | 1ч | |||||
131 | Проверка техники чтения. | ||||||
132 | Итоговая контрольная работа за второй класс. | 1ч | |||||
133-136 | Резервные уроки. Повторение пройденного. |
СПИСОК КНИГ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ БУДУЩИМ ТРЕТЬЕКЛАССНИКАМ
- Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне и другие повести.
- Каверин В. Сказки города Немухина.
- Медведев М. Баранкин, будь человеком!
- Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
- Алексин А. В стране вечных каникул.
- Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома
- И. Акимушкин. Следы невиданных зверей
- Б. Житков. Что бывало
- Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии
- Ю. Коваль. Приключения Васи Куролесова
- Б. Житков. Морские истории
- К. Чуковский. Серебряный герб
- С. Аксаков. Аленький цветочек.
- Д. Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки.
- Г. Х. Андерсен. Гадкий утенок..
- К.Г. Паустовский. Кот-ворюга. Жильцы старого дома. Мой дом. Прощание с летом. Подарок. Теплый хлеб. Барсучий нос.
- И. Тургенев. Воробей.
- А. Чехов. Белолобый.
- И. Крылов. Слон и Моська. Мышь и Крыса.
- Н. Носов. Незнайка на Луне.
- Н. Носов. Приключения Толи Клюквина.
- А. Куприн. Слон.
- М. Зощенко. Великие путешественники.
- В. Драгунский. Арбузный переулок (память о Великой Отечественной войне).
Отзыв о прочитанной книге должен быть составлен по следующей форме:
1. Автор книги.
2. Название книги.
3. Количество дней, которое ушло на прочтение этой книги.
4. Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
5. Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
6. Чему научила тебя эта книга?