урок обучения грамоте с технологической картой , 1 класс, тема" Звуки [б], [б]. Буква Б"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Елена Юрьевна Крокулева

Урок обучения грамоте по теме «Звуки [б], [б]. Буква Б»

 

Цель: Познакомить детей с новой буквой алфавита и ее звуками.

Задачи:

1. Формировать представление об особенностях новых согласных звуках [б], [б], буквах Б,

2. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, делать звуко-буквенный анализ слов.

3. Обучать созданию рассуждения.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_b.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме «Звуки [б], [б]. Буква Б»

Цель: Познакомить детей с новой буквой алфавита и ее звуками.

Задачи:

1. Формировать представление об особенностях новых согласных звуках [б], [б], буквах Б,

2. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, делать звуко-буквенный анализ слов.

3. Обучать созданию рассуждения.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать согласные звуки [б], [б], буквы Б, б; правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами.

получат возможность научиться: дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам.

Метапредметные (приобретённая компетентность):

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

регулятивные - понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения: Объяснительно – иллюстративный; частично-

поисковый; фронтальная, индивидуальная, парная

Ход урока.

I. Организационный момент.

–Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь.

- Потрите ладоши. Вы почувствовали тепло? (да)

-Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

II. Артикуляционная разминка.

Упражнение «Заведем моторчик».

Губы сомкнуты и расслаблены. На выдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р», имитирующим работающий двигатель.

III. Постановка учебной задачи.

- Какой первый звук вы сейчас произнесли? [б]

- Давайте сформулируем учебную задачу урока. Закончите предложение.

1.Сегодня мы познакомимся …

2.Научимся… ( читать слогослияния с новой буквой.)

3.Научимся читать слова и предложения с новой буквой.

Слайд 2

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов белка, барсук.

2. Нахождение слов на букву б

Физкультминутка

3.Чтение слогов и слов.

4.Составляем слова.

5. Работа в парах.

6. Решение шарад и ребусов.

VI. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

VII. Оцени свою работу. «Смайлик».

- Послушайте загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Составим к этому слову звуковую схему. (Конвертики)

 (На доске схема, дети выбирают буквы, подставляют под схемой)

Рассуждение:

Какой слог первый? (бе) Из каких звуков он состоит? (согл мякг, зел квадрат) Какими буквами запишем?

Роет норы он умело

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его …(барсук)

[б]- твердый (синий квадрат)

Аналогично.

Выделите еще раз первый звук, позаикаемся. Повернитесь друг к другу, произнесите его.

 

- Какой это звук согл и гл?

Как произносится с препятствием или без? Тянется или не тянется? Значит он согласный.

- Приложите к горлышку ручку и произнесите звук [б]. Какой звук, звонкий или глухой?

(Звонкий)

Работа со звуковыми схемами учебник с. 28

- Как можно назвать все предметы? (музыкальные инструменты)

- Назовем все предметы

- в названии какого предмета есть и звук б и бь?

Подведем итог: Что вы узнали у звуке Б?

Работа с картинкой

- Найдите все слова на букву б

( бабушка, береза, бабочка, бананы, балерина, бегемот, блины, белка, бублики, божья коровка)

- А теперь ребята немного отдохнем.

Встаем.

- Я буду называть слова, а вы будете хлопать, когда услышите букву б в слове, а если ее там нет, то будете топать.

Баран, зубр, очки, лимон, бегемот, кобра, ласточка,   воробей, мороз,  зебра, обезьяна, морковь, банан.

- На доске слоги, чтение хором, чтение индивидуально со слабенькими

Чтение в учебнике с. 29

- Составьте слова из слогов

Учебник с. 29

- Продолжим чтение слов в книге с. 30

- Прочитайте слова друг другу шепотом.

- Проследите, как меняется количество слогов в словах каждого столбика

На доске записаны слова, надо поменять буквы местами и получатся другие слова

Бук- куб

Баня- баян

Банка- кабан

- Преврати большой предмет в маленький

Куб – кубик

Лоб- лобик

Зуб- зубик

- Ребусы:

 1. столбы    2. Бабочка   3. Обложка

4. бусы    5. Береза    6. Изба

ТЕСТ «Да, нет»

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. ДА

Буква Б – гласная буква. НЕТ

Для обозначения звуков [б,] и [б] служит буква Б. ДА

В слогах БИ, БЕ буква Б обозначает твердый согласный звук. НЕТ

- С какой буквой познакомились сегодня?

-Что нового узнали на уроке?

-Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

- Кто доволен своей работой, поднимите веселый смайлик, желтый.

- Кто считает, что не все задания ему удались и надо постараться, поднимите красный смайлик грустный

Работа в парах

Фронтальная работа и индивидуальная работа


Ход урока

I Организационный момент.

- Здравствуйте ребята!

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Ну, проверьте-ка, ребятки,

Все ль на месте, все ль в порядке?

Ручка, карандаш, тетрадка

И учебник на столе,

Взгляд внимательный на мне.

II Закрепление опорных знаний.

– Ребята, давайте вспомним все гласные буквы, которые мы уже изучили.

                                                                                   (а, о, у, ы, и, е)

- А теперь те из них, которые обозначают 2 звука.              (е)

- Теперь назовите гласные звуки, которые указывают на мягкость согласного.

                                                                                                    (и, е)

- Ребята, назовите все согласные, которые мы изучили.

                                                                        (н, м, л, р, в, п, к, с, т)

- Какие из них звонкие?  (н, м, л, р, в)

-Глухие? (п, к, т, с)

III Изучение нового материала

Постановка целей и задач урока.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой Б. Узнаем какие звуки она обозначает. Научимся читать слоги и слова с этой буквой. Будем учиться писать «строчную» букву б.

 - А теперь ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно, я загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян.

Я звонкий круглый …. (барабан)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. …(бабочка)

У отца был мальчик странный,

Необычный деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?.....                  (Буратино)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? ……(белка)

– Что объединяет все эти слова?  (Все эти слова начинаются на букву Б)

- Давайте посмотрим на ленту букв и найдем букву Б.

- Прочитаем ее все вместе.

- Что делают наши губки(Они сжимаются и выталкивают воздух. Возникает препятствие.)  Значит, какой это звук – гласный или согласный?

                                                                                               (согласный)

Физкультминутка

- А теперь немного отдохнем и встанем на зарядку.

Хомка, хомка, хомячок –

Полосатенький бочок,

Хомка раненько встает:

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку,

Раз, да, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать!

Ребята, теперь откроем учебник на стр. 97.

- В рамке, где живет буква Б есть слоги-слияния. Давайте их прочитаем.

БА                  БИ

БО                  БЕ

БУ

БЫ

- Ребята, почему у меня на доске эти слоги в двух столбиках? (в ба, бо, бу, бы – твердый звук [б], а в слогах би, бе – мягкий.)

- Теперь поиграем в игру «Хлопок». Я назову слова, а вы хлопаете, когда услышите мягкий [б’].  (барабан, белка, банан, бинт, бантик, буфет, бабочка, голуби)

На доске 2 слова: БЕЛКА, КОБРА.

- Сделаем слого-звуковой анализ этих слов.

- 2 человека у доски, а остальные в своих тетрадях в линейку. Не забываем отступить 2 строчки от последней работы.

-Сколько слогов в слове БЕЛКА?

-Почему ты отметил зеленым цветом звук [б’]?

-Какой слог ударный?

-Сколько слогов в слове КОБРА?

- Почему звук [б] обозначен в схеме синим цветом?

-Какой слог ударный?

Чтение слов на стр. 97 учебника с выделением количества слогов.

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик отыскать-

Надо на носочки встать.

-Садитесь, пожалуйста.

–Ребята мы познакомились со звуками [б], [б’].  На письме же эти звуки обозначаются буквой Б, б.

- Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

-Давайте откроем пропись на стр. 12 и посмотрим, как она пишется.

-Кто изображен на картинке? (Богатырь).

- Почему? (Начинается на букву Б).

-Давайте возьмем в руки ручку и вспомним, как нужно сесть и положить тетрадь.

-Теперь вместе со мной в воздухе напишем букву Б. (озвучивая направление линий).

- Теперь самостоятельно пропишем образец и первую строчку. Кому нужна будет помощь, поднимите руку, я подойду.

-Прочитаем слоги, написанные во второй строчке. (ба, бу, бе).

- Теперь их напишем.

Физкультминутка

Презентация «Делай, как я!».

IV Работа по учебнику

1) - Загляните на стр. 97 учебника. Найдите изображение белки.

- Я прочту текст, потом мы ответим на вопросы по тексту.

-Как можно озаглавить текст?

-Прочитаем текст по цепочке.

–Ребята, взгляните на доску.

- Почитайте пословицу: «Дружба и братство – дороже любого богатства».

-Найдите в пословице слова с буквой Б. Подчеркните ее.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

V Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?

-Что вам особенно понравилось?

-Было ли что-то сложным?

-Мне сегодня очень приятно было с вами работать.

-Все очень старались.

-Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1-м классе " Звуки [л], [л,], буква Л–л"

1.     Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в слов...

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Заглавные буквы Ц, Щ. Написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу"

Форма проведения: урок.Тип урока: комбинированный.Дидактические принципы:    Принцип научности;    Принцип доступности;    Принцип систематичности...

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Заглавные буквы Ц, Щ. Написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу"

Форма проведения: урок.Тип урока: комбинированный.Дидактические принципы:    Принцип научности;    Принцип доступности;    Принцип систематичности...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тип урока: «открытие » нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [д], [д’],  с печатными буквами Дд; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....

Технологическая карта урока обучение грамоте УМК "Перспектива" 1 класс "Буква Б, звуки [б] [б\']

Технологическая карта и презентация к уроку по обучению грамоте по теме: "Буква Б звуки [б] [б']" Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий д...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1-м классе по теме "Знакомство с буквой е".

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1-м классе (технологическая карта)....