Л.Н.Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Комина Ольга Ивановна

Цели урока: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н.Толстого; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении; создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения,  для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости; воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.tolstoy_akula.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Толстой «Акула»

Цели:

  1. Продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.
  3. Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения.
  4. Создавать условия для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
  5. Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).

Оборудование:

  1. Учебник
  2. Толковый словарь С.И.Ожегова.
  3. Свеча.
  4. Выставка книг Л.Н.Толстого.
  5. Презентация к уроку:
  • Выставка детских рисунков.
  • Портреты Л.Н.Толстого художника И.Н.Крамского, И.Е.Репина.
  • Памятки с объяснением новых слов.
  • Портрет главного героя (артиллериста).
  • Игра «Синонимы и антонимы».
  • Видеозапись детских высказываний о писателе.
  • Большая мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мифодия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.(На доске изображение солнышка)Слайд  1

-Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им.

II. Изучение нового материала.

1. Мотивация. Постановка целей урока.

-Чтобы узнать о каком писателе пойдёт речь на уроке, посмотрите, пожалуйста, видеозапись.( видеозапись детских высказываний о писателе).

-Как вы считаете, о каком писателе шла речь? Объясните, почему? Слайд 2

На доске открывается имя писателя и его портрет. Дети рассматривают портрет писателя. Слушают дополнительную информацию о писателе и художнике, приготовленную учителем.

-Этот замечательный портрет Л.Н.Толстого был написан великим русским художником И.Н.Крамским в 1873 году, ещё при жизни писателя. Это лучший портрет, созданный художником. Второй портрет написан великим русским художником И.Н.Репиным.

-Что вы знаете об этом писателе?

-О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.)

2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений

Подготовка к восприятию.

-Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

-Составьте название рассказа,разгадав ребус.Слайд 3

-Что вы знаете от акулах? Слайд 4-7

-Выскажите свою точку зрения, нужны ли акулы природе? Какая польза и вред акул для нашей планеты? Слайд 8,9 (глобальные компетенции)

3. Предварительная словарная работа.

-В этом произведении вам встретятся новые слова.

_Ребята, обратите внимание на доску.Слайд 10

-Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).

-Объясните значение слов сами.

-  Прочитайте значение слов из толкового словаря.Слайд 11

4. Первичное чтение произведения учителем. Слайд 12

Пауза для эмоционального восприятия.

5. Физминутка – релаксация.(звучит музыка)

-Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.

6. Сообщение темы урока.

-Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении. Какие чувства вы испытали? Почему? А вам было страшно? Почему?

-А как бы вы назвали это произведение?

-Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.

-Л.Н.Толстой заставил нас переживать тревогу и волнение, которые переходят в страх.

8. Повторное самостоятельное чтение учащимися художественного произведения вполголоса.

9. Электронная физминутка для глаз «Чунга-Чанга».

10. Анализ художественного произведения.

-Почему рассказ называется «Акула»?

-Кто, по-вашему, главный герой картины? Обоснуйте ответ. (артиллерист)

-Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый артиллерист»?

-Зачитайте отрывок из рассказа, который, по- вашему, является самым волнительным, тревожным.

-Найдите в тексте, как Толстой передал переживания «старого артиллериста»?

-Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте.

-Посмотрите, как его изобразил художник?

На доске открывается портрет артиллериста.Слайд13

-Что можете сказать о портрете? Кто хочет высказать своё мнение?

На доске появляется характеристика героя:

  • сильный духом
  • мудрый
  • мужественный
  • опытный
  • находчивый
  • решительный
  • смелый
  • бывалый

11. Игра «Подбери синонимы и антонимы»

-Ребята, давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы?

На доске появляются правила и задания по рядам(работа в группах):Слайд 15

Подобрать синонимы к данным словам:

1 ряд  

2 ряд

3 ряд

страх

смелый  

находчивый

Подобрать антонимы к данным словам:

1 ряд  

2 ряд

3 ряд

храбрый  

спасти  

радость

Проверка.

12. Вывод.

-Так кто же главный герой этого рассказа?

-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)

Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске.-Вы согласны? Слайд 16

V. Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

-Что показалось вам особенно интересным?

-Кому на уроке было трудно? Почему?

-Оценивание ответов учащихся(с аргументацией).

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!

-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.

IV. Домашнее задание.

Всему классу: выразительное чтение рассказа. Слайд 17

По выбору учащихся:

  • придумать продолжение рассказа
  • приготовить пересказ по картинкам
  • нарисовать иллюстрацию
  • пересказать по плану учебника
  • сочинить стихотворение об акуле

1 ряд  

2 ряд

3 ряд

Страх-

Храбрый-

Смелый – 

Спасти-

Находчивый-

Радость-

1 ряд  

2 ряд

3 ряд

Страх-

Храбрый-

Смелый – 

Спасти-

Находчивый-

Радость-

1 ряд  

2 ряд

3 ряд

Страх-

Храбрый-

Смелый – 

Спасти-

Находчивый-

Радость-

1 ряд  

2 ряд

3 ряд

Страх-

Храбрый-

Смелый – 

Спасти-

Находчивый-

Радость-

1 ряд  

2 ряд

3 ряд

Страх-

Храбрый-

Смелый – 

Спасти-

Находчивый-

Радость-