Летние задания. Переходим в 3 класс
учебно-методический материал (2 класс)
Предварительный просмотр:
Лисицына Екатерина Ивановна
Тема: «Затейники» Н.Н. Носов
Класс: 2
Предмет: литературное чтение
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).
Цели: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Затейники»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух.
Задачи:
образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения;
развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.
Технология: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно - коммуникативная технология.
Методы организации учебного пространства: словесный, наглядный, практический .
Формы организации учебного пространства: фронтальная, групповая.
Ресурсы: ноутбук, мультимедиа, презентация, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Психологический настрой. 5 минут
-Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.
На уроке вы сидите,
Не шумите и не кричите.
Руку тихо поднимаете,
Если спросят – отвечаете.
На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета. Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи). И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
Cядьте поудобнее. Тогда мы начинаем.
2. Речевая разминка.
Ребята, вы знаете, что на уроках физической культуры, прежде чем начать делать сложные упражнения, которые требуют силы надо делать разминку! И на уроках чтения, тоже необходима разминка, только разминка речевая, а нужна она нам для того, чтобы наш язычок нас слушался, был подготовлен к четнию, и речь была чистой и без запинок.
— вдох носом, выдох через рот;— вдох,
задержка дыхания,
выдох;
— вдох, выдох по порциям.
Приготовились (вдохнули через нос-выдохнули через рот):
А теперь проговариваем:
Ря–ря–ря – синие моря;
рю–рю–рю – репу я варю;
арь-арь-арь - новый букварь;
ри–ри–ри – горят фонари;
(высоко-низко), но проговариваем так, как будто поднимаемся и спускаемся по горке. Молодцы.
А теперь поиграем с интонациями. Прочитайте стихотворение (сердито, грустно, радостно).
Уронил я мыло в суп с лапшой.
В котле возник пузырь большой.-
Вот это суп! - кричат друзья.
Красивый суп, да есть нельзя,
Ну, что же за затейник, я!?
Речь наша готова, приступаем к работе дальше.
3.Создание проблемной ситуации (мотивация).
А теперь, внимание!
Что за шум! (Шум ракеты, Слайд с Незнайкой на ракете)
Кто-то к нам прилетел на ракете!
Кто же это?
Ну, конечно!
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне скажите без утайки…
Ну, конечно же…Незнайка.
Зачем же он к нам прилетел?
Смотрите, есть послание! (Завернутый лист, учитель разворачивет лист, а там стихотворение):
Под моей огромной шляпой
Рыжий чуб и нос курносый.
Знают все от мамы с папой,
Что меня придумал .....
Я — веселый коротышка
Из любимой детской книжки.
На урок я к вам приехал,
Радости привез и смеха.
Ребята, мне кажется Незнайка что-то забыл написать. (Что его кто-то придумал)
Давайте найдем пропущенное слово.
На слайде появляются имена детских писателей.
Внимание вопрос:
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию писателя:
Аг*ия Барт*
Чуков*ки й К*рней
Михалко* Сергей
На доске.
Николай Николаевич Носов- (портрет)
(демонстрируется портрет Н.Н. Носова)
Чтегние стихотворение целиком.
Учитель спрашивает:
- А какие еще произведения писателя вы знаете? (перчисление произведений)
- Чем они вам интересны?
4.Актуализация знаний.
- Мы с вами выяснили, что это за герой и кто написал о нем и его приключениях.
- Чтобы пополнить ваши знания, я бы хотела немного рассказать о жизни и творчестве Н.Н. Носова. Послушайте их.
слайд
1.ученик: Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актёра. К 30 годам он успел освоить множество профессий – газетного торговца, землекопа, косаря, возчика брёвен. Потом учился в Институте кинематографии в Москве.
слайд
2.ученик: Носов работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.
слайд
3.ученик:
Все книги Н.Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать не возможно.
Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.
-Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Эти книги вы сможете взять и почитать в школьной библиотеке. С некоторыми вы уже знакомы.
Задание на флепбуке
4.Сообщение темы, постановка целей урока. Выявление места и причины затруднения.
7-8 минут)
Но есть один рассказ Николая Николаевича , с которым познакомимся сегодня на уроке. А как он называется, вы мне скажете, собрав слово из слогов. Следующее задание
Каждая группа получает набор слогов и составляет слово, один учащийся составляет слово у доски.
- Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)
- Ребята, как вы думайте, кого называют затейниками? (Ответы детей)
- Прочитайте слова на доске: фантазеры, лодыри, выдумщики, весельчаки.
-Какие из этих слов являются близкими к слову затейники, какое слово лишнее?
_ А теперь посмотрим как объясняется это слово в толковом словаре- Учитель читает слово
Затея- занятие для развлечения, забава
отсюда
Затейник. 1. Весёлый человек , склонный к забавным выдумкам, затеям.
2. Руководитель массовых игр, развлечений.
- Итак, затейник- это организатор веселья.
- О чем может идти речь в рассказе с таким названием?
- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа?(Дети )
Первоначальное восприятие произведения.
- Чтобы проверить наши предположения, давайте послушаем текст произведения Н.Носова «Затейники». Откройте учебник на странице 50.
аудиозапись(4 минуты)
- Вы прослушали рассказ. Наши предположения о героях рассказа были правильными?
- Грустный или веселый рассказ? (Весёлый)
Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания?
Оказался ли рассказ такой, как мы предполагали?
Хорошо, скажите, какие были ребята?
Они маленькие, они остались дома одни, и чем же они себя заняли?
Что они стали делать?
- Отношение автора к ребятам?
Давайте немного отдохнем и продолжим работать по группам
- Незнайка однажды полетел на спутник Земли. Это куда? (На луну). Давайте быстро слетаем на ракете, а потом вернемся назад Сделаем физкультурную паузу.
ФИЗМИНУТКА
Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль . (минут)
Работа с текстом в группах.-
Вы получаете задания, чтобы их выполнить,нужно прочитать текст рассказа и вспомнить его содержание.
Каждая группа повторно читает рассказ Н.Н. Носова «Затейники» и выполняет своё задание:
-А теперь поработаем. Давайте для начала разделимся на группы. Первый ряд – первая группа, второй ряд – вторая группа, третий ряд – третья группа.
(Учащиеся делятся на группы по рядам).
-Каждая группа сейчас получит задание. Будьте внимательны при выполнении работ.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.
Задание №1(работа в группах)
(Приступают к выполнению заданий).
От каждой группы к учителю отправьте по 2 человека - мальчик и девочка
Задание для 1-й группы
Первая группа – выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.
Опорные слова и словосочетания:
Читали сказку-Три поросёнка
Прыгали
Кричали
Сделаем домик
Залезли под стол
Серый волк
Схватит за ногу
Испугалась
Выбежали
Открыли дверь
Подкрался
Дёрнул одеяло
Обрадовались
Карточки – «ловушки»:
Бегемоты
Читали стихотворение
Играли в магазин
Злая собака
Подрались
Помирились
Разломали домик
– Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вашей группе нужно выбрать и расположить карточки на доске согласно содержанию текста.
Задание для 2-й группы
В какой последовательности происходили события в рассказе Н.Носова «Затейники».
Дети сделали домик.
Мама ушла в магазин.
Волка под столом не оказалось.
Дети прочитали сказку.
Валя потрогала Петю за ногу.
Дети испугались и выскочили из-под стола.
Задание для 3-й группы
Прочитай пословицы и поговорки, выбери из них ту, которая подходит к нашему рассказу Н. Носова. Объясните свой выбор.
Не думай о страхе, ...так его и не будет.
Трусливому зайке и .....пенёк - волк.
ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ……В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ….ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
-Ребята, какая из пословиц подойдёт к произведению. Объясните ответ.
(Трусливому зайке и пенек волк! — в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.
Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика. Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями).
9. Самостоятельное чтение рассказа детьми.
- Чтобы лучше понять характеры героев, отношение к ним автора, мы этот рассказ прочитаем по цепочке. Обратимся к учебнику.
(Начинает учитель. Дети читают по очереди).
- Замечательно! Ребята, обратимся к слайду. Перед вами табличка.
Прочитайте авторские слова в правой колоночке. Используя слова для справок, впишите в таблицу, какие чувства испытывали герои на протяжении всего рассказа. (Дети сообщаются и вписывают слова).
-Давайте посмотрим, что у вас получилось. Только читать авторские слова нужно выразительно, показывая эмоции мальчиков.
(Дети читают свои записи).
10.Подведение итогов урока.
(Дети отвечают на поставленные вопросы).
-Ребята, как называется рассказ, который мы читали?
-Кто его написал?
-Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать этот рассказ? Поставим ли мы его на нашу «Золотую полку» - то есть туда, где собраны наши самые любимые произведения?
-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора.
11. Домашнее задание.
-Предлагаю вам дома:
(Дети делают выбор и записывают домашнее задание).
-прочитать текст по ролям
-попробовать его пересказать.
12. Оценки.
- На оценочных листах поставьте себе оценку. (Оценивают результаты своей работы).
VII. Рефлексия деятельности. (2-3 минуты)( итог урока)
Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Не будут скучать,умеют организовать свой досуг).
За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх,играть в спокойные игры.)
Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом,с постелью).
Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?
Спасибо за активную работу на уроке. И для вас у меня есть подарок. Купоны “Халявная 5”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мамина школа (летние задания) переход во 2 класс
Задания на лето (переход во 2 класс)....
Мамина школа (летние задания) переход в 3 класс
Задания на лето (переход в 3 класс)....
Мамина школа (летние задания) переход в 4 класс
Задания на лето (переход в 4 класс)...
Летние задания (переход во второй класс)
Задания по русскому языку, математике и список литературы для будущих второклассников....
Мамина школа (летние задания) переход в 5 класс
Задания на лето (переход в 5 класс)...
Летнее задание "Переходим в 5 класс"
В этот материал включены задания "Мамина школа", список книг для чтения и план, по которому можно написать отзыв о прочитанной книге....
Летнее задание "Переходим во 2 класс"
За летние каникулы чтение ухудшается у более чем 50% учеников, письмо - у 67%, вычислительные навыки - у 75% учеников. Для того, чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков, достаточно тренироват...