Летние задания. Переходим в 3 класс
учебно-методический материал (2 класс)

Лисицына Екатерина Ивановна

Переходим в 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zateyniki.docx60.52 КБ

Предварительный просмотр:

Лисицына Екатерина Ивановна                                                                                                

                                                                                                           

Тема: «Затейники» Н.Н. Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок  открытия новых  знаний

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Цели: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Затейники»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух.

Задачи:

образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения;

развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения; 

воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.

Технология: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно - коммуникативная технология.

Методы организации учебного пространства: словесный, наглядный, практический .

Формы организации учебного пространства: фронтальная, групповая.

Ресурсы: ноутбук, мультимедиа, презентация, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.

ХОД УРОКА

1.Организационный  момент.  Психологический настрой. 5 минут

-Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

На уроке вы сидите,
Не шумите и не кричите.
Руку тихо поднимаете,
Если спросят – отвечаете.

        На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета. Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот). 

        Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи). И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!

 Cядьте поудобнее. Тогда мы начинаем.

2. Речевая разминка.

Ребята, вы знаете, что на уроках физической культуры, прежде чем начать делать сложные упражнения, которые требуют силы надо делать разминку! И на уроках чтения, тоже необходима разминка, только разминка речевая, а нужна она нам для того, чтобы наш язычок нас слушался, был подготовлен к четнию, и речь была чистой и без запинок.

— вдох носом, выдох через рот;— вдох,

задержка дыхания,

выдох;

— вдох, выдох по порциям.

Приготовились (вдохнули через нос-выдохнули через рот):

А теперь проговариваем:

Ря–ря–ря – синие моря;

рю–рю–рю – репу я варю;

арь-арь-арь - новый букварь;

ри–ри–ри – горят фонари;

 (высоко-низко), но проговариваем так, как будто поднимаемся и спускаемся по горке. Молодцы.

А теперь поиграем с интонациями. Прочитайте стихотворение (сердито, грустно, радостно).

Уронил я мыло в суп с лапшой.

В котле возник пузырь большой.-
Вот это суп! - кричат друзья.
Красивый суп, да есть нельзя,

Ну, что же за затейник, я!?

 Речь наша готова, приступаем к работе дальше.

3.Создание  проблемной ситуации (мотивация).

А теперь, внимание!

Что за шум! (Шум ракеты, Слайд с Незнайкой на ракете)

Кто-то к нам прилетел  на ракете!

Кто же это?

Ну, конечно!

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне скажите без утайки…

Ну, конечно же…Незнайка.

Зачем же он к нам прилетел?

Смотрите, есть послание! (Завернутый лист, учитель разворачивет лист, а там стихотворение):

Под моей огромной шляпой
Рыжий чуб и нос курносый.
Знают все от мамы с папой,
Что меня придумал .....
Я — веселый коротышка
Из любимой детской книжки.

На урок я к вам приехал,
Радости привез и смеха.

Ребята, мне кажется Незнайка что-то забыл написать. (Что его кто-то придумал)

Давайте найдем пропущенное слово.

На слайде  появляются  имена детских писателей.

Внимание вопрос:

Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию  писателя:

Аг*ия   Барт*

Чуков*ки   й К*рней

Михалко*   Сергей

             На доске.

Николай Николаевич Носов- (портрет)

(демонстрируется портрет Н.Н. Носова)

Чтегние стихотворение целиком.

Учитель спрашивает:

- А какие еще произведения писателя вы знаете? (перчисление произведений)

- Чем они вам интересны?

4.Актуализация знаний.  

-  Мы с вами выяснили, что это за герой и кто написал о нем и его приключениях.

- Чтобы пополнить ваши знания, я бы хотела немного  рассказать  о жизни и творчестве Н.Н. Носова. Послушайте их.

 слайд

1.ученик: Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актёра. К 30 годам он успел освоить множество профессий – газетного торговца, землекопа, косаря, возчика брёвен. Потом учился в Институте кинематографии в Москве.

слайд

2.ученик: Носов работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.

 слайд

3.ученик:

Все книги Н.Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать не возможно.

Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.

-Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Эти книги вы сможете взять и почитать в школьной библиотеке. С некоторыми вы уже знакомы.

Задание на флепбуке

4.Сообщение темы, постановка целей урока. Выявление места и причины затруднения.

7-8 минут)

Но  есть один рассказ Николая Николаевича , с которым познакомимся сегодня на уроке. А как он называется, вы мне скажете, собрав слово из слогов. Следующее задание

Каждая группа получает набор слогов  и составляет слово, один учащийся составляет слово у доски.

- Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)

- Ребята, как вы думайте, кого называют затейниками? (Ответы детей)

- Прочитайте слова на доске:  фантазеры, лодыри, выдумщики,  весельчаки.

-Какие из этих слов являются близкими  к слову затейники, какое слово лишнее?

_  А теперь посмотрим как объясняется это слово  в толковом словаре- Учитель читает слово

Затея- занятие для развлечения, забава

отсюда

Затейник. 1. Весёлый человек , склонный к забавным выдумкам, затеям.

2. Руководитель массовых игр, развлечений.

- Итак, затейник- это организатор веселья.

- О чем может идти речь в рассказе с таким названием?

- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа?(Дети )

 Первоначальное восприятие произведения.

- Чтобы проверить наши предположения, давайте послушаем текст произведения Н.Носова «Затейники». Откройте учебник на странице 50.

аудиозапись(4 минуты)

- Вы прослушали рассказ. Наши предположения о героях рассказа были правильными?

- Грустный или веселый рассказ? (Весёлый)

Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания?

Оказался ли рассказ такой, как мы предполагали?

Хорошо, скажите, какие были ребята?

Они маленькие, они остались дома одни, и чем же они себя заняли?

Что они стали делать?

- Отношение автора к ребятам?

Давайте немного отдохнем и продолжим работать по группам

- Незнайка однажды полетел на спутник Земли. Это куда? (На луну). Давайте быстро слетаем на ракете, а потом вернемся назад Сделаем физкультурную паузу.

ФИЗМИНУТКА

Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль . (минут)

Работа с текстом в группах.-

Вы получаете задания, чтобы их выполнить,нужно прочитать текст рассказа и вспомнить его содержание.

Каждая группа повторно читает рассказ Н.Н. Носова «Затейники» и выполняет своё задание:

-А теперь поработаем. Давайте для начала разделимся на группы. Первый ряд – первая группа, второй ряд – вторая группа, третий ряд – третья группа.

(Учащиеся делятся на группы по рядам).

-Каждая группа сейчас получит задание. Будьте внимательны при выполнении работ.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1(работа в группах)

(Приступают к выполнению заданий).

От каждой группы к учителю отправьте по 2 человека - мальчик и девочка

Задание для 1-й группы

Первая группа – выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.

Опорные слова и словосочетания:
Читали сказку-Три поросёнка

Прыгали
Кричали
Сделаем домик
Залезли под стол
Серый волк
Схватит за ногу
Испугалась
Выбежали
Открыли дверь
Подкрался
Дёрнул одеяло
Обрадовались

Карточки – «ловушки»:

Бегемоты
Читали стихотворение
Играли в магазин
Злая собака
Подрались
Помирились
Разломали домик

Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вашей группе нужно выбрать и расположить карточки на доске согласно содержанию текста.

 

Задание для 2-й группы

В какой последовательности происходили события в рассказе Н.Носова «Затейники».

Дети сделали домик.

Мама ушла в магазин.

Волка под столом не оказалось.

Дети прочитали сказку.

Валя потрогала Петю за ногу.

Дети испугались и выскочили  из-под стола.

Задание для 3-й группы

Прочитай пословицы и поговорки, выбери из них ту, которая подходит к нашему рассказу Н. Носова. Объясните свой выбор.

Не думай о страхе, ...так его и не будет.

Трусливому зайке и .....пенёк - волк.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ……В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ….ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

-Ребята, какая из пословиц подойдёт к произведению. Объясните ответ.

(Трусливому зайке и пенек волк! — в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика. Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями).

9. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

- Чтобы лучше понять характеры героев, отношение к ним автора, мы этот рассказ прочитаем по цепочке. Обратимся к учебнику.

(Начинает учитель. Дети читают по очереди).

- Замечательно! Ребята, обратимся к слайду. Перед вами табличка.

Прочитайте авторские слова в правой колоночке.  Используя слова для справок, впишите в таблицу, какие чувства испытывали герои на протяжении всего рассказа. (Дети сообщаются и вписывают слова).

-Давайте посмотрим, что у вас получилось. Только читать авторские слова нужно выразительно, показывая эмоции мальчиков.

(Дети читают свои записи).

10.Подведение итогов урока.

(Дети отвечают на поставленные вопросы).

-Ребята, как называется рассказ, который мы читали?

-Кто его написал?

-Можете ли  вы посоветовать друзьям прочитать этот рассказ? Поставим ли мы его на нашу «Золотую полку» - то есть туда, где собраны наши самые любимые произведения?

-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора.

11. Домашнее задание.

-Предлагаю вам дома:

(Дети делают выбор и записывают домашнее задание). 

-прочитать текст по ролям

-попробовать его пересказать.

12. Оценки.

- На оценочных листах поставьте себе оценку. (Оценивают результаты своей работы).

VII. Рефлексия деятельности. (2-3 минуты)( итог урока)

Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?  (Не будут скучать,умеют организовать свой досуг).

За что можно их поругать?  (Нельзя нагонять на себя страх,играть  в спокойные игры.)

Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?  (Нельзя играть с одеялом,с постелью).

Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?

Спасибо за активную работу на уроке. И для вас у меня есть подарок. Купоны “Халявная 5”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мамина школа (летние задания) переход во 2 класс

Задания на лето (переход во 2 класс)....

Мамина школа (летние задания) переход в 3 класс

Задания на лето (переход в 3 класс)....

Мамина школа (летние задания) переход в 4 класс

Задания на лето (переход в 4 класс)...

Летние задания (переход во второй класс)

Задания по русскому языку, математике и список литературы для будущих второклассников....

Мамина школа (летние задания) переход в 5 класс

Задания на лето (переход в 5 класс)...

Летнее задание "Переходим в 5 класс"

В этот материал включены задания "Мамина школа", список книг для чтения и план, по которому можно написать отзыв о прочитанной книге....

Летнее задание "Переходим во 2 класс"

За летние каникулы чтение ухудшается у более чем 50% учеников, письмо - у 67%, вычислительные навыки - у 75% учеников. Для того, чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков, достаточно тренироват...