открытый урок "Н.Н. Носов "Фантазёры".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Вострецова Алена Олеговна

Предметная область: литературное чтение, УМК « Школа России»

 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

 

Тема: Н. Н. Носов «Фантазёры».

 

Цель урока: познакомить с произведением Н. Н. Носова «Фантазёры».

 

Задачи урока:

1. Организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, найти отличия при толковании понятий: неправда и фантазия, врун и фантазёр.

2. Создать в классе атмосферу совместного сотрудничества.

3. Тренировать умение  работы в  группах

4.Создать условия для развития  таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Познавательных УУД:  постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;

  освоение способов решения проблемы; сравнение, анализ, обобщение.

- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 

Оборудование урока: Портрет писателя, книги, рисунки, карточки для групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_nosovu.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока литературного чтения на родном языке (русском)

  на тему

«Н. Н. Носов Фантазёры»

2 класс

      Составила: учитель начальных классов

                               МОУ Александрово – Заводская СОШ                

                                                                                                                                              Вострецова Алена Олеговна

2019 год

Предметная область: литературное чтение, УМК « Школа России»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: Н. Н. Носов «Фантазёры».

Цель урока: познакомить с произведением Н. Н. Носова «Фантазёры». 

Задачи урока: 

1. Организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, найти отличия при толковании понятий: неправда и фантазия, врун и фантазёр.

2. Создать в классе атмосферу совместного сотрудничества.

3. Тренировать умение  работы в  группах

4.Создать условия для развития  таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Познавательных УУД:  постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;

  освоение способов решения проблемы; сравнение, анализ, обобщение.

- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Оборудование урока: Портрет писателя, книги, рисунки, карточки для групповой работы.

Ход урока

                                             

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

 Самоопределение к деятельности.  

 Чтоб урок прошёл прекрасно,                                                  Хорошо, отлично, классно  

Пожелаю вам удачи, пожелаю вам добра.                                                     Пожелаю вам терпенья  и, конечно же, уменья.                                                

     - Повернитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайте удачи соседу по парте.

- Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих

и т.д.

2.

Введение в тему урока.

- Ребята, посмотрите на доску,  вы видите фотографию писателя, выставку его книг.

Как вы думаете, какое отношение всё это имеет к нашему уроку?

На уроках литературного чтения мы с вами читали произведения Николая Носова.

И книги просят:

А сейчас, вы, друзья, узнайте нас:

– Определите, из каких произведений Н. Носова взяты эти строки:

1) Только полез на горку – бух носом!

– Ого! – Говорит.- Скользкая! (“На горке”.)

2) Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним. (“Затейники”.)

3) Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. (“Живая шляпа”.)

– Молодцы!

- А теперь, посмотрим небольшую инсценировку.

- А может кто-то знает, из какого это произведения?

Какова же тема нашего урока?

А как этих ребят можно назвать?

А фантазёр и врун – это одно и тоже, или нет?

Как вы думаете, говорить неправду и фантазировать – это одно и то же, или нет?

Выслушиваем мнения 2-3 детей. Убеждаемся, что дети не могут однозначно ответить на вопрос. После этого переходим к формулированию цели. Она так и будет звучать: говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.

Кто поможет нам разобраться в этом вопросе? – Николай Носов.

- О ком хотел бы нам рассказать Н. Носов, о врунах или фантазерах?.

- Мы можем это узнать, прочитав рассказ «Фантазеры»

- Определяют тему урока. (Наверное, мы будем читать произведение Н. Носова).

Показывают

Дети высказывают предположение.

3

Работа над рассказом “Фантазеры”

Чтение цепочкой.

Беседа о прочитанном.

- Назовите главных героев рассказа 

Как относится сам автор к своим героям?

- Что можете о них сказать?

- Какой ещё герой присутствует в рассказе?

- Как он отнёсся к игре ребят? Прочитайте.

- Что значит презрительно?

- Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения.

- А зачем Игорь стал с мальчиками играть?

- Почему Стасик и Миша обрадовались, что Игорь решил сочинить историю?

- Как Игорь пытался придумывать? Прочитайте.

- Что можете сказать об истории Игоря?

- Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм, ээээ, многоточия?


Физкультминутка. Сейчас мы отдохнём.

Физминутку проведёт Самохвалова Вероника.

- Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?

- Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

- Как вы относитесь к поступку мальчика?

- Как назвали Игоря мальчики?

- Часто ли мы используем в речи такое грубое слово?

- Почему автор его использовал?

 – Можно ли жить, совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя?

- А бывает ли так, что ложь идёт во благо; что ложь несёт в себе что-то хорошее?

- Бывает ли «ложь во спасение»?

- А была ли такая ложь у Мишутки и Стасика? (Да. С.147 –с мороженом для Иры)

(беседа с учащимися)

- Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл?

- Какое у неё было настроение?

- Какие слова помогли это понять?

- Мишутка и Стасик посочувствовали Ире. Они предложили ей мороженое.

- А как бы вы утешили девочку?

- Как вы считаете, удалось ли Мишке и Стасику утешить Иру?

- Какие слова в тексте подтверждают это?

(Ира засмеялась.)

(Мишутка и Стасик)

(Мишутке и Стасику симпатизирует, называет их ласково, а Игорю нет).

 (любят фантазировать, наши ровесники, хорошие друзья)

(Игорь)

(Вот врут – то! И вам не стыдно?

“Сказки! – презрительно фыркнул Игорь)

(неуважительно, с отвращением)

(Хотел доказать ребятам, что фантазировать очень легко.)

(Им было бы интересно услышать что-нибудь новенькое.)

(Это не фантазия. Это было на самом деле.  Игорь поступил нечестно.

От его слов пострадала сестрёнка.)

(Он хочет показать, что сочинять Игорю трудно.)

(нет фантазии)

Они осудили поступок Игоря и не захотели с ним сидеть.)

(Игорь поступил подло.
Он намазал губы сестрёнке вареньем, когда она спала.
Игорь обманул не только Иру, но и маму.
Он врун и обманщик.)

(брехун)

 (автор осуждает поступок Игоря)

(Иру)

(грустное)

(глаза у неё были заплаканные)

(Не переживай, Ира.
Пойдём к твоей маме, мы расскажем ей правду.
Не плачь, Ира. Это не самое страшное в жизни.)

4

Работа в группах.

- Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.

Карточка:1 группа.

Придумывать ради собственного удовольствия.

Обманывать кого-то с выгодой для себя.

Сочинять интересную историю.

Обманывать, чтобы получить какую-то пользу.

Карточка для 2 группы.

-Поделите слова на две группы и объясните свое решение

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, врать.

3 группа:

Расставить картинки по порядку, следования в рассказе.

- А каков же замысел Н.Носова? Что он думает на этот счёт? Поняли ли вы это, прочитав данное произведение? (выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)?

Вывод. Фантазия приносит пользу, несёт добро. Ложь наносит вред окружающим.

Вывод: с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно, он способен окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии безобидны. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает других – это плохо, нечестно, не по-дружески.

– Какое главное слово произведения? (выбрать из карточек: честность, веселье, обида) (честность)

5

Итог урока:

- Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему?  (даны на доске)

  • Горькая правда лучше красивой лжи.
  • Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
  • Выдумку можно простить, ложь – никогда.
  • Раз соврал – навек лгуном стал.

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

- Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны” или “Обманщики”?

- Чему учит нас рассказ?

- Какая мысль, на ваш взгляд, здесь главная?

говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.

( главные герои фантазируют без злого умысла)

 (выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)

6

Рефлексия

- Сегодня я узнал (а) ………….

- Было интересно……….

- Было трудно…….

7

Домашнее задание (по выбору) 

  • 1 – пересказ диалога (по выбору);
  • 2 – рисунок фантазий Мишутки или Стасика;
  • 3 – сочинение собственной небылицы.

Самоанализ урока по литературному чтению на родном языке (русском)
по теме: Н.Н.Носов «Фантазёры».
Форма проведения
: урок ознакомления с новым материалом 
Цель урока: познакомить с произведением Н. Н. Носова «Фантазёры».

Задачи урока: 

1. Организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, найти отличия при толковании понятий: неправда и фантазия, врун и фантазёр.

2. Создать в классе атмосферу совместного сотрудничества.

3. Тренировать умение  работы в  группах

4.Создать условия для развития  таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Познавательных УУД:  постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации; освоение способов решения проблемы; сравнение, анализ, обобщение.

- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: наглядности, научности, доступности.

Чтобы решить цель урока, я подобрала вопросы, задание.

Использовала на уроке различные средства: инсценирование, беседа, работа с текстом, групповая работа.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке. 

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю,
что выбранная форма организации учебной деятельности детей была достаточно
эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель  ученик», и рефлексия урока показала яркое
эмоциональное восприятие нового материала. Урок прошёл в темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности обучающихся. 
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между обучающимися и учителем.
Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.

- Сегодня я узнал (а) ………….

- Было интересно………

 Было трудно…….

Карточка для первой группы

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

Карточка для 2 группы тоже работают парами.

-Поделите слова на две группы и объясните свое решение

 

Фантазировать,  обманывать,  выдумывать,   сочинять,

изобретать,     лгать,         врать

Цель:  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"

Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...