Ю Ермолаев "Проговорился"
методическая разработка по чтению
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:
«Ю. Ермолаев «Проговорился»
(по курсу «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. УМК «Школа России»)
Тип урока: урок чтения и анализа литературного произведения.
Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве писателя Ю. Ермолаева; ознакомить обучающихся с его новым произведением; отрабатывать навык беглого чтения про себя; формировать умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам, выразительно читать по ролям; создавать условия для развития мышления, воображения средствами анализа текста по вопросам и используя творческое задание на составление продолжения рассказа; обеспечить развитие у обучающихся монологической и диалогической речи; содействовать осознанию основной идеи произведения: «Вежливым человек должен быть всегда».
Оборудование:
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. - М. : Просвещение, 2012. – 223 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-024670 – 5.
- Плакаты с пословицами:
Изба красна пирогами, а человек делами.
Труд кормит, а лень портит.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Все тайное становится явным.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ученье – свет, а неученье - тьма.
Правда, что шило в мешке – не утаишь.
Вежливым человек должен быть всегда.
- Электронный ресурс URL: https//ru.wikipedia.org/wirki/
Ход урока:
- Организационная часть урока:
- Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать.
Можем мы урок начать?
-Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте удачи на урок!
- Актуализация опорных знаний и умений.
- Введение в тему.
Учитель начинает урок с чтения рассказа Ю. И. Ермолаева:
- Бежала через лесную дорожку речка. А через речку был мостик. Хороший мостик с перилами. Но прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. « Вот какая плохая доска!» - подумала Таня и пошла по другой стороне мостика.
Прошли по мостику и два дружка – Николка с Петей. Тоже чуть не упали. «Вот противный мостик!» – рассердились мальчики.
Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всем своим друзьям сказали: «Не ходите по мостику. Там одна доска оторвалась». Хорошо сделали, что сказали. А можно было ещё лучше сделать.
-Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Определите главную мысль этого рассказа. (Лучше не говорить, а делать.)
- Как вы думаете, полезный совет вам дал автор?
-Знаете ли вы, ребята, кто автор этого произведения?
- Это Юрий Иванович Ермолаев. Какие его произведения вам уже знакомы? (« Лучший друг», «Два пирожных»)
-Что вы знаете об авторе?
2. Работа со справочными материалами.
(Учитель раздаёт каждому справочные материалы.)
-Как можно познакомиться с биографией писателя? (С помощью энциклопедии, интернета, дополнительной литературы)
- Используя информацию из детской энциклопедии, расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве Ермолаева.
III. Сообщение цели, темы урока.
- Свои произведения Ермолаев называл «грустными шутками, забавность которых таит в себе много важного и поучительного». Дети любят писателя за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. Читая его рассказы, можно получить много полезных советов о том, как нужно поступать.
-Предположите, какие новые знания или полезную информацию вы можете получить в результате знакомства с его новым произведением. (Правильно, мы получим с вами один новый совет.)
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка к первичному восприятию текста.
- Прочитайте название произведения на странице 179, рассмотрите иллюстрацию к нему на странице 180. (Попугай произносит грубые слова.)
-Назовите слова – синонимы или выражения, которые могут заменить название рассказа (разболтал, сказал лишнее, выдал тайну, не подумал, о чем рассказывать).
- Предположите, кто должен проговориться.
2. Первичное восприятие текста.
- Прослушайте текст и ответьте на вопрос: о чем проговорился попугай? (чтение текста на стр. 179-181 учителем или заранее подготовленным обучающимся)
3. Проверка качества первичного восприятия текста.
- О чем же проговорился попугай? (По фразам, которые произносил попугай, дети поняли, какая Ира на самом деле. Ведь попугай повторил не те слова и звуки, которым она его учила, а те, которые он чаще всего слышал от своей хозяйки. Вот и получилось, что попугай «проговорился».)
4. Вторичное восприятие текста.
а) чтение про себя с заданием подготовиться к чтению по ролям;
-А теперь прочитайте текст про себя с заданием подготовиться к чтению по ролям, не забывайте обращать внимание на паузы и незнакомые слова.
После прочтения:
- Как вы понимаете смысл слова «дрессировщица»?
б) выборочное чтение для подготовки к чтению по ролям:
- Попробуйте представить себя в роли дрессировщицы – Ирочки. Чему Ирочка учила попугая? Прочитайте.
-Как Ирочка общалась с бабушкой? Как это надо прочитать?
-Найдите и прочитайте, какая была погода.
- Можно ли по описанию погоды сказать, какое настроение было у девочки.
-Как вы понимаете выражение «предчувствуя восторженные похвалы»?
-Прочитайте, как девочка общалась с попугаем в классе.
- А теперь представьте себя в роли попугая. Как вел себя попугай? Передайте это правильными интонациями при чтении.
-Найдите в тексте, как менялось настроение Ирочки.
- Попробуйте передать это настроение при чтении интонацией голоса.
(оценка качества выполнения задания)
V. Закрепление изученного материала
1. Распределение ролей;
2. Чтение по ролям.
3. Анализ текста.
- Понравился ли вам рассказ?
- Понравилась ли главная героиня? Почему? (Нет! Она грубая и невоспитанная девочка. Все время отмахивалась от любой просьбы своей бабушки. Ирочка – хвастунья. Она не хотела просто показать ребятам попугая, а хотела всех удивить, «какая она способная дрессировщица».)
- Получилась ли из девочки настоящая дрессировщица?
-Как нужно дрессировать животных? (добрым словом, лаской, а еще личным примером)
-Как вы понимаете слова одноклассника Ирочки Алеши: «Как не хочет? Он нам очень многое сказал!»
-Подумайте, почему произошла такая неприятность? (Девочка не была вежливой, она грубо разговаривала с бабушкой. Попугай все слышал. Он повторил за героиней невежливые слова.)
-Посмеялись ли ребята над девочкой? Почему? (Нет, потому, что она сама все поняла.)
-Посмеялся ли сам писатель Ю. Ермолаев над своей героиней?
- Можно ли его рассказ назвать юмористическим?
- Как Ирочке исправить ситуацию?
4. Творческая работа (работа в группах)
-Придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно.
(проверка задания, взаимооценка)
5. Работа с пословицами:
(Учитель показывает плакат с пословицами)
-Выберите пословицы, которые можно отнести к рассказу Ермолаева «Проговорился»:
Изба красна пирогами, а человек делами.
Труд кормит, а лень портит.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Все тайное становится явным.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ученье – свет, а неученье - тьма.
Правда, что шило в мешке – не утаишь.
Вежливым человек должен быть всегда.
VI. Итог урока.
- Что хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил?
(Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».)
-Какой совет автора можно прочитать между строк?
(Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их.)
-Какая из пословиц больше всего выражает главную мысль произведения?
Учитель обращает внимание на плакат с надписью «Вежливым человек должен быть всегда».
- Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем? ( Дети делятся впечатлениями об уроке: после урока мне захотелось…, нацеливают себя и друг друга: «Давайте будем вежливы»)
Чтение специально - подготовленным учеником стихотворения С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы…».
Домашнее задание: читать по ролям, подобрать другие пословицы, передающие смысл данного рассказа.