Конспект урока по литературному чтению. Тема: "П.П.Ершов "Конёк-горбунок"". 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Дуркина Евдокия Васильевна

Конспект урока по литературному чтению. Тема: "П.П.Ершов "Конёк-горбунок"". 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

урока по литературному чтению

Студентки 331 группы

социально-педагогического отделения

Дуркина Евдокия Васильевна

Место проведения урока:

Школа № 18 , класс 4 «в»

Дата проведения урока: 20 сентября

Начало урока 8:00

ФИО учителя школы:

ЗОРИНА Татьяна Геннадьевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Полякова В.Р.

Допуск к проведению урока:

Тема урока: «Жизнь и творчество П.П. Ершова. Сказка Конёк-горбунок»

Учебный предмет:

Класс:

Литературное чтение

4

Цели урока:

Деятельностная:  Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Познакомить с краткой биографией П.П.Ершова и сказкой «Конёк-горбунок».

Технологии, методы, приёмы:

Беседа, задания на карточках.

Основные понятия, термины:

Пенять, лубок, пласть, балаган, жомы, померить.

Тип урока:

Урок ОНЗ

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • знают краткую биографию П.П.Ершова;
  • знают содержание части русской сказки «Конёк-горбунок».

Личностные:

  • проявляют положительное отношение к учебной деятельности;
  • проявляют мотивацию к учебной деятельности.

Метапредметные:

  • умеют определять тему рока и формулировать цель учебной деятельности; (регул.)
  • умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий; (регул.)
  • умеют ориентироваться на страницах учебника; (позн.)
  • умеют работать с информацией, представленной в виде текста; (позн.)
  • участвуют в учебном диалоге; (коммун.)
  • умеют взаимодействовать в парах. (коммун.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • работа в парах.

Ресурсы:

  • мультимедийная презентация
  • учебники
  • карточки с заданиями.

Этапы урока

Задачи этапов

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Организационный момент. Мотивация на деятельность

Задачи:

Личностные:

- Организовать направленное внимание на начало урока;

- Замотивировать к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евдокия Васильевна и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

- Урок я начну с данного стихотворения.

Итак, друзья, внимание – 

Ведь прозвенел звонок, 

Садитесь поудобнее, -

Начнём скорей урок! 

Сказка мудростью богата, 

Скажем сказке: « Приходи!». 

Эта присказка, ребята, 

Сказка будет впереди.

Итак, друзья, внимание – 

Ведь прозвенел звонок, 

Садитесь поудобнее, -

Начнём скорей урок! 

Сказка мудростью богата, 

Скажем сказке: « Приходи!». 

Эта присказка, ребята, 

Сказка будет впереди.

Итак, друзья, внимание – 

Ведь прозвенел звонок, 

Садитесь поудобнее, -

Начнём скорей урок! 

Сказка мудростью богата, 

Скажем сказке: « Приходи!». 

Эта присказка, ребята, 

Сказка будет впереди.

Итак, друзья, внимание – 

Ведь прозвенел звонок, 

Садитесь поудобнее, -

Начнём скорей урок! 

Сказка мудростью богата, 

Скажем сказке: « Приходи!». 

Эта присказка, ребята, 

Сказка будет впереди.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, -

Начнём скорей урок!

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: « Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Ученики открывают тетради, записывают число.

II. Актуализация знаний

Задачи:

Личностные: проявлять интерес к предстоящей работе;

Познавательные: готовиться к работе на уроке с помощью речевой разминки;

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя.

Речевая разминка. Исходное положение для речевой разминки принять. Спина плотно прижата к спинке стула, ноги с опорой на пол, между вами и партой ваша свободно проходящая ладонь.

- Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он не знает как нужно проводить рчевую разминку, давайте покажем ему как это нужно делать!

- Незнайка – это весёлый персонаж и он предлогает немного повеселиться! Первое упражнение «Качели». Описание: рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка. 1) Кончик языка качается верхнихзубов. 2) кончик языка качается нижних зубов. Двигается только язык, а не подбородок.

- Следующее упражнение «Часики». Незнайка уже устал ждать, когда мы его будем дальше учить речевой разминки, поспешим! Описание: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно качается то левого, то правого угла рта.

- Идём дальше! Ух ты! Пока мы с вами выполняли упражнения, Незнайка убежал от нас и решил поиграть на трубе. Давайте подиграем ему. Упражнение «Подиграй-ка!» Описание: губы в «трубочку», глубокий вдох через нос, на ыдохе произнести долгое «у-у-у…» Молодцы!

- Итак, нашего персонажа зовут Незнайка, а как вы думаете, знает ли он гласные буквы? Давайте напомним ему! Упражнение: вдох, на одном дыхании произнести гласные буквы, протяжно отрывисто. А-О-У-Ы-И

- Давайте проверим, помнит ли Незнайка слоги. Упражнение: отчетливо произноси слоги: громко – тихо, тихо – громко.  ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ;  фи – фэ – фа – фо – фу – фы.

- Далее, переходи на сложный уровень! Произнести медленно, быстрее и очень быстро.

Да-да-да - из трубы бежит вода.

Ша-ша-ша - мама моет малыша. 

Ют-ют-ют - очень любим мы уют.

Аш-аш-аш - у Ирины карандаш. 

Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

- Незнайка пока что справляется со всеми заданиями, а вы?

- И последнее упражнение, самое сложное! Упражнение:

1.Прочитайте скороговорку «про себя».

2.Прочитайте медленно и чётко вслух.

3. Читайте скороговорку чётко и быстро.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Вместе с учителем выполняют речевую разминку.

III. Выход на тему и постановка задач урока

Задачи: 

Регулятивные: с помощью учителя определять тему и цели урока.

- Ребята, откройте учебники на странице 39 и прочитайте названия произведения с которым мы сегодня начнём знакомиться.

- Какой жанр данного произведения?

- Как вы думаете чем русская сказка отличкается от народной?

- Верно. Давайте посмотрим, кто же автор русской сказки «Конёк-горбунок»?

- Так, Автор сказки «Конёк-горбунок» - Пётр павлович Ершов.

- Давайте определим, какую цель мы поставим перед собой на урок.

- Произведение называется «Конёк-горбунок».

- Русская сказка.

- Отличается тем, что у русской сказки есть автор, а у народной нет.

-Автор – П.П.Ершов.

- Цель – познакомиться с биографией П.П.Ершова и сказкой «Конёк-горбунок»

IV. Открытие нового знания

Задачи:

Познавательные: выполнять задания; доказывать и аргументировать свою точку зрения, использовать терминологию; 

Регулятивные: принимать и сохранять условия задания, планировать свои действия, последовательно выполнят задания, проверять свою работу;

Коммуникативные: уметь взаимодействовать в парах;

Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности.

- Биография Петра Павловича Ершова.

Вопросы:

  1. Как зовут писателя, с биографией которого вы сейчаспознакомились?
  2. Где прошло детство писателя? (в Берёзове)
  3. В каком городе Петя учился пока в гимназии, а потом в университете? (Тоболск)
  4. Чем начинает увлекаться писатель? (народными традициями, загадками, легенами, песнями, особенно его интересовали предания старины глубокой) Предание – рассказ в устной форме о каких-либо событиях и людях, который передается от одного поколения к другому.
  5. Какие места любил посещать Пётр Ершов? (святые места, мнастыри и церкви)
  6. Кем работал Пётр Павлович Ершов? (учителем, был директором гимназии)
  7. С помощью чего стал знаменитым Пётр Ершов? (сказка «Конёк-горбунок»)
  8. Какие интересные факты из биографии Петра писателя вам показались интересными? (дом-музей имени П.П.Ершова, который находится в городе Ишим)
  9. Как называется детский познавательный журнал? Что в нём печатается? (журнал называется «Конёк-горбунок». Сказки, легенды, картинки, кроссворды)

- Итак, ребята! Давайте вернёмся к сказке «Конёк-горбунок». Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 45.Что на ней изображено?

- К сожалению, в учебнике недостаточно иллюстраций, поэтому обратите внимание на слайд. Давайте рассмотрим их.

- Предположите, о чём будет говориться в данной сказке?

- Давайте приступим к изучению сказки и проверим совпадут ли наши предположения. Я включаю аудиозапись, а вы внимательно слушайте и следите по тексту.

- Итак, о чём повествуется в данном отрывке сказки? Совпали наши предположения?

- Задание 1. Вы могли заметить, что в произведении встречаются много незнакомых слов. Сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание:

- Я вам раздам карточки, где будут выписаны незнакомые слова, а вам нужно будет написать что оно обозначает, определения есть в конце учебника на странице 218, в словарике. Данное задание выполняем самомтоятельно.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Слова:

Пенять – упрекать, укорять.

Лубков – лубок, нароная ярко раскрашенная картинка.

Пластью – пластом, плоская толща чего-либо.

Балаган – здесь, устаревшее: деревянная постройка.

Жомах – тиски, пресс.

Померил – здесь, вдумываться.

- Задание 2. Каких героев мы встретили в прослушенном отрывке сказки?

- Верно, мы возьмём одного из героев и дадим ему характеристику. Этим героем будет младшый сын – Иван.

- Я снова раздам вам карточки, на них будут написаны характеристики человека, вам нужно будет подчеркнуть те характеристики, описания, которые относятся к Ивану. Работа в парах. Провека – в каком эпизоде расскрывается та или иная характеристика Ивана, обоснуй.

- На иллюстрации изобрадён мальчик и конь. Они стоят в поле.

Рассматривают иллюстрации и предполагают о чём будет говориться в сказке.

Слушают диктора.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно выполняют задание на карточках. Проверяют работу.

- Герои: старик, Старший сын – Данило, Средний сын – Гаврило, младший сын -Иван, конь.

- В парах выполняют второе задание.

- Отвечают на вопросы.

Физкультминутка

Выполняет физкультминутку.

Выполняют физкультминутку.

V. Воспроизведение знаний и промежуточная рефлексия.

Задачи:

Познавательные: выполнять задания творческого и поискового характера; доказывать и аргументировать свою точку зрения, использовать терминологию.

- Итак, сейчас мы будем читать сказку, по одному предложжению, друг за другом по цепочке и после небольших отрывков будем отвечать на вопросы.

- Задание 3.  Вопросы на слайдах (учебник страницы 59-60)

Вопросы:

  1. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?
  2. Что в произведении говориться о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так: из жадности, из скупости, из желания достичь своей цели, из стремления быть добрыми и честными? Почему они всё время обманывали? Как ты объяснишь поступки братьев?
  3. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван?

- Выразительно читаю сказку, по цепочке. Отвечают на вопросы.

VII. Закрепление знаний

Задачи:

Познавательные: делать выводы и обобщения;

Регулятивные: контролировать свою работу;

Коммуникативные: вести диалог, сотрудничать с учителем;

Анализ прочитанной части сказки.

- Чем занималась семья старика?

-Как шли дела у братьев?

-Какое горе у них приключилось?

-Что они придумали? (ходить в дозор, чтобы поймать вора)

-Кто первым пошел караулить поле? ( старший брат)

-Чем закончился его дозор? ( Он никого не поймал)Почему?

-После дозора, что он рассказал дома отцу?

-Правильно ли он поступил? О каком качестве характера это говорит?

-Как бы вы поступили на его месте?

-Как сходил в дозор средний брат?

-Что он рассказал дома?

-Чем закончился дозор младшего сына?

-С какими героями вы уже познакомились? (Иван, два брата,)

-А какие, отношение у вас сложилось к братьям главного героя. Почему?

- А со второй частью сказки «Конёк-горбунок» вы познакомитесь на следующем уроке.

Отвечают на вопросы.

VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока

Задачи:

Коммуникативные: умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников

Регулятивные: уметь выполнять контроль своей работы.

- Итак, ребята! Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.

- Скажите пожалуйста, какая тема была сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставили на урок? Получилось достигнуть цель?

- Что вас заинтересовало при чтении сказки?

- Какие чувства вы испытывали сегодня при чтении сказки?

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Поднимите палец вверх, если урок был увлекательным и у вас получилось выполнить все задания и опустите палец вниз, если урок вам показался скучным и вам было трудно справиться с заданиями.

- Спасибо за урок, до свидания!

 Подведение итогов.

- Тема урока «жизнь и творчество П.П.Ершова. Сказка «Конёк-горбунок»

- Цель - познакомиться с краткой биографией П.П.Ершова и сказкой «Конёк-горбунок».

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Список литературы:

https://uchitelya.com/literatura/38840-konspekt-uroka-ershov-konek-gorbunok-4-klass-fgos.html 

речевая развинка

физкультминутка

видеоматериал – Биография П.П.Ершова (4.28-6.30)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...

Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....

Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...