И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока литературного чтения на тему И.А. Крылов "Стрекоза и муравей". Урок разработан для УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_i.a._krylov_strekoza_i_muravey.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Составила учитель начальных классов: Барсукова Анна Сергеевна
УМК «Школа России»
Класс: 2
Тема урока: И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Цель: Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»;
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение выделять признаки басни;
- Умение различать речь автора и героев басни;
- Умение читать басню по ролям.
Межпредметные:
Регулятивные:
- Умение планировать собственную деятельность,
- Умение сохранять в течение урока поставленную цель,
Познавательные:
- Умение находить сходство и различие между героями басни.
- Умение работать с источниками информации.
Коммуникативные:
- Умение работать в паре, умение слушать собеседника,
- Умение аргументировать сою точку зрения.
Личностные:
- Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни
Оборудование: Памятник и портрет И. А. Крылова, презентация, проектор, мультимедийная доска.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать тетрадь, учебник, пенал и дневник. Встаньте ровно. Здравствуйте, дети! Садитесь – сначала девочки, потом мальчики.
- Постановка темы и учебной задачи.
- Ребята, тему урока мы определим вместе с вами. (На экране фотография памятника И. А. Крылову).
- Посмотрите на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке. Статуя высокая, а пьедестал не велик. Предположите, что такое пьедестал? (То, на чем стоит статуя)
- С четырех сторон на нем размещены бронзовые фигуры различных животных. Давайте рассмотрим, фигуры животных, кого вы видите? (Козла, мартышку или обезьяну, медведя) Как вы думаете, кто этот человек?
- Рассматривая бронзовый зверинец, вы узнали И.А. Крылова.
Рассказ об авторе:
И. А. Крылов – знаменитый баснописец. Иван Крылов родился в Москве, в небогатой семье. Он очень любил читать, поэтому вырос умным, интеллигентным человеком. В детстве Иван любил посещать городские празднества, ярмарки, гуляния, где наблюдал за людьми, подмечал интересные ситуации и даже принимал участие в кулачных боях. Он близко общался с народом. Наверное, это и помогло ему написать так много остроумных басен. После Переезда в Петербург, его будущий талант баснописца стал раскрываться. Ивана Андреевича Крылова знают и любят за его мудрые, жизненные, искрометные басни.
- Этот памятник установил знаменитый скульптор Петр Карлович Клодт, скажите, почему Клодт изобразил его в окружении животных? (Эти животные являются персонажами произведений).
«Звери мои за меня говорят», - заметил однажды Крылов.
- О чем же говорят его звери? Что скрыто за ними?
- На эти вопросы мы будем находить ответы.
- А с какой басней мы сегодня познакомимся? Попробуйте отгадать.
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо … (Стрекоза)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Муравей)
- Верно, мы познакомимся сегодня с басней «Стрекоза и Муравей»
- Первичное восприятие басни
- Послушайте басню «Стрекоза и Муравей» в исполнении артиста В. Гафта.
- Что удалось передать чтецу голосом, интонациями? (Отношение к героям)
- Кто главные персонажи этой басни? (Стрекоза и Муравей)
- Какой вы увидели Стрекозу? Муравья?
- Посмотрите на иллюстрацию обложки Сергея Ярового, какими он представил наших героев? (Муравей – трудяга, ветви тащит в свой дом, Стрекоза – беззаботная, поет песни, ни о чем не думает)
- Чтение и анализ басни.
- Прочитайте по цепочке строки из басни.
- Что изменилось в жизни Стрекозы с наступлением зимы? (Она не успела приготовиться к зиме, она стала голодна и пошла к муравью)
- Как автор передает настроение и чувства Стрекозы? (Автор передает настроение и чувства Стрекозы при помощи слов, фраз)
- Какими словами он выражает свое отношение к ней? (Злой тоской удручена)
- А что это означает? (Ей грустно и она огорчена)
- Как Муравей отнесся к беде Стрекозы? (Он отказался впускать ее в дом)
- Почему он отказал ей в уюте, доме, назвал просьбу Стрекозы странной? (Потому что она все лето пропела, а муравей трудился)
- Бывает ли так у людей? Что осуждает Крылов? (Да, бывает. Крылов осуждает лень)
- Автор через образы животных показывает человеческие характеры, он осуждает лень, беспечность, хорошую жизнь нужно заслужить честным трудом.
- Через образы животных баснописец помогает людям увидеть в себе недостатки, пороки – и верит, что это поможет бороться с ними – например, с ленью, беспечностью.
- Найдите вывод в басне, работая в парах. (Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!)
- Вывод в басне называется моралью, в ней содержится урок людям.
- Так какая же мораль басни содержится в этих строках? (не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом)
- Выявление признаков басни
- На опорных листах имеются слова и словосочетания, которые помогут вам выделить признаки басни. Дайте ответ на вопрос «Что такое басня», работая в парах.
- Небольшое произведение по размеру.
- Веселое, смешное произведение.
- Заставляет задуматься.
- В стихах.
- Содержит вывод – мораль басни.
- Героями являются люди.
- Героями обычно являются животные.
- Высмеиваются пороки людей.
- Волшебные герои и события.
- Что такое басня? (Небольшое произведение по размеру, которое заставляет задуматься. Героями являются животные, под которыми высмеиваются пороки людей. Басня содержит мораль)
- Обобщение.
- Чтение басни по ролям
Вначале подготовка к чтению по ролям:
- Сколько действующих лиц в этой басне?
- Найдите слова автора, прочитайте их.
- Найдите слова Стрекозы. Прочитайте их.
(Обратить внимание на то, что слова героев записаны в кавычках)
- Найдите слова Муравья, прочитайте.
- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?
(Чтение басни по ролям)
- Саша, прокомментируй как твой герой поступил по отношению к Стрекозе?
- Маша, а твоя героиня как ты думаешь, согласится работать?
- Ребята, какую свою изюминку вы внесли бы в инсценировку басни? (мы дали Стрекозе шанс исправиться, признать свои ошибки, она им воспользовалась)
- Итог
- Что такое басня? По каким признакам узнаем, что пред нами басня?
- С какой басней И. А. Крылова сегодня познакомились?
- Какова основная мысль басни «Стрекоза и муравей»?
- Что вы для себя поняли из этой басни?
- Домашнее задание
- Выучить басню наизусть и подобрать пословицы, которые можно соотнести к Муравью и Стрекозе.
- Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, подчеркнув одно слово в каждой паре.
- На уроке я работал активно/пассивно
- Своей работой на уроке я доволен/недоволен
- Урок для меня показался коротким/длинным; интересным/скучным
- За урок я не устал/устал
- Мое настроение стало лучше/хуже
- Материал урока мне был понятен/непонятен
Список источников:
- http://chto-chitat-detyam.ru/pamyatnik-krylovu.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/krylov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И. Крылов !Стрекоза и муравей"
Презентация к уроку. Мультфильм можно скачать: http://teramult.org.ua/mult/1961_su_strekoza.i.muravej...
Презентация к уроку литературного чтения: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"
Презентация создана с целью знакомства с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей", обучения выразительному чтению с последующим чтением по ролям. Презентация выполнена: Power Point 2007. После...
Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....
презентация к уроку Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....
Презентация "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Презентация содержит материал не только по содержанию басни, но и о баснописцах, отличиях басен от других произведений, пословицы, фотографии насекомых....
И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"
Урок литературного чтения во втором классе: И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» в свете решения стандартов второго поколения....
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»
Современные требования к качеству обучения в компетентностном подходе смещают акценты от области знаний к области умений. В связи с этим в школе появляются различного рода инновац...