И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Барсукова Анна Сергеевна

Конспект урока литературного чтения на тему И.А. Крылов "Стрекоза и муравей". Урок разработан для УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_i.a._krylov_strekoza_i_muravey.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Составила учитель начальных классов: Барсукова Анна Сергеевна

УМК «Школа России»

Класс: 2

Тема урока: И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Цель: Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение выделять признаки басни;
  • Умение различать речь автора и героев басни;
  • Умение читать басню по ролям.

Межпредметные:

Регулятивные:

  • Умение планировать собственную деятельность,
  • Умение сохранять в течение урока поставленную цель,

Познавательные:  

  • Умение находить сходство и различие между героями басни.
  • Умение работать с источниками информации.

Коммуникативные:

  • Умение работать в паре, умение слушать собеседника,
  • Умение аргументировать сою точку зрения.

Личностные:

  • Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни

Оборудование: Памятник и портрет И. А. Крылова, презентация, проектор, мультимедийная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать тетрадь, учебник, пенал и дневник. Встаньте ровно. Здравствуйте, дети! Садитесь – сначала девочки, потом мальчики.

  1. Постановка темы и учебной задачи.

- Ребята, тему урока мы определим вместе с вами. (На экране фотография памятника И. А. Крылову).

- Посмотрите на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке. Статуя высокая, а пьедестал не велик. Предположите, что такое пьедестал? (То, на чем стоит статуя)

- С четырех сторон на нем размещены бронзовые фигуры различных животных. Давайте рассмотрим, фигуры животных, кого вы видите? (Козла, мартышку или обезьяну, медведя) Как вы думаете, кто этот человек?

- Рассматривая бронзовый зверинец, вы узнали И.А. Крылова.

Рассказ об авторе:

И. А. Крылов – знаменитый баснописец. Иван Крылов родился в Москве, в небогатой семье. Он очень любил читать, поэтому вырос умным, интеллигентным человеком. В детстве Иван любил посещать городские празднества, ярмарки, гуляния, где наблюдал за людьми, подмечал интересные ситуации и даже принимал участие в кулачных боях. Он близко общался с народом. Наверное, это и помогло ему написать так много остроумных басен. После Переезда в Петербург, его будущий талант баснописца стал раскрываться. Ивана Андреевича Крылова знают и любят за его мудрые, жизненные, искрометные басни.

- Этот памятник установил знаменитый скульптор Петр Карлович Клодт, скажите, почему Клодт изобразил его в окружении животных? (Эти животные являются персонажами произведений).

 «Звери мои за меня говорят», - заметил однажды Крылов.

- О чем же говорят его звери? Что скрыто за ними?

- На эти вопросы мы будем находить ответы.

- А с какой басней мы сегодня познакомимся? Попробуйте отгадать.

Самолётик лёгкий быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо … (Стрекоза)

Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Муравей)

- Верно, мы познакомимся сегодня с басней «Стрекоза и Муравей»

  1. Первичное восприятие басни

- Послушайте басню «Стрекоза и Муравей» в исполнении артиста В. Гафта.

- Что удалось передать чтецу голосом, интонациями? (Отношение к героям)

- Кто главные персонажи этой басни? (Стрекоза и Муравей)

- Какой вы увидели Стрекозу? Муравья?

- Посмотрите на иллюстрацию обложки Сергея Ярового, какими он представил наших героев? (Муравей – трудяга, ветви тащит в свой дом, Стрекоза – беззаботная, поет песни, ни о чем не думает)

  1. Чтение и анализ басни.

- Прочитайте по цепочке строки из басни.

- Что изменилось в жизни Стрекозы с наступлением зимы? (Она не успела приготовиться к зиме, она стала голодна и пошла к муравью)

- Как автор передает настроение и чувства Стрекозы? (Автор передает настроение и чувства Стрекозы при помощи слов, фраз)

- Какими словами он выражает свое отношение к ней? (Злой тоской удручена)

- А что это означает? (Ей грустно и она огорчена)

- Как Муравей отнесся к беде Стрекозы? (Он отказался впускать ее в дом)

- Почему он отказал ей в уюте, доме, назвал просьбу Стрекозы странной? (Потому что она все лето пропела, а муравей трудился)

- Бывает ли так у людей? Что осуждает Крылов? (Да, бывает. Крылов осуждает лень)

- Автор через образы животных показывает человеческие характеры, он осуждает лень, беспечность, хорошую жизнь нужно заслужить честным трудом.

- Через образы животных баснописец помогает людям увидеть в себе недостатки, пороки – и верит, что это поможет бороться с ними – например, с ленью, беспечностью.

- Найдите вывод в басне, работая в парах. (Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!)

- Вывод в басне называется моралью, в ней содержится урок людям.

- Так какая же мораль басни содержится в этих строках? (не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом)

  1. Выявление признаков басни

- На опорных листах имеются слова и словосочетания, которые помогут вам выделить признаки басни.  Дайте ответ на вопрос «Что такое басня», работая в парах.

  • Небольшое произведение по размеру.
  • Веселое, смешное произведение.
  • Заставляет задуматься.
  • В стихах.
  • Содержит вывод – мораль басни.
  • Героями являются люди.
  • Героями обычно являются животные.
  • Высмеиваются пороки людей.
  • Волшебные герои и события.

- Что такое басня? (Небольшое произведение по размеру, которое заставляет задуматься. Героями являются животные, под которыми высмеиваются пороки людей. Басня содержит мораль)

  1. Обобщение.
  1. Чтение басни по ролям

Вначале подготовка к чтению по ролям:

- Сколько действующих лиц в этой басне?

- Найдите слова автора, прочитайте их.

- Найдите слова Стрекозы. Прочитайте их.

(Обратить внимание на то, что слова героев записаны в кавычках)

- Найдите слова Муравья, прочитайте.

- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?

(Чтение басни по ролям)

- Саша, прокомментируй как твой герой поступил по отношению к Стрекозе?

- Маша, а твоя героиня как ты думаешь, согласится работать?

- Ребята, какую свою изюминку вы внесли бы в инсценировку басни? (мы дали Стрекозе шанс исправиться, признать свои ошибки, она им воспользовалась)

  1. Итог

- Что такое басня? По каким признакам узнаем, что пред нами басня?

- С какой басней И. А. Крылова сегодня познакомились?

- Какова основная мысль басни «Стрекоза и муравей»?

- Что вы для себя поняли из этой басни?

  1. Домашнее задание

- Выучить басню наизусть и подобрать пословицы, которые можно соотнести к Муравью и Стрекозе.

  1. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, подчеркнув одно слово в каждой паре.

- На уроке я работал активно/пассивно

- Своей работой на уроке я доволен/недоволен

- Урок для меня показался коротким/длинным; интересным/скучным

- За урок я не устал/устал

- Мое настроение стало лучше/хуже

- Материал урока мне был понятен/непонятен

Список источников:

  1. http://chto-chitat-detyam.ru/pamyatnik-krylovu.html
  2. http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/krylov



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. Крылов !Стрекоза и муравей"

Презентация к уроку. Мультфильм можно скачать: http://teramult.org.ua/mult/1961_su_strekoza.i.muravej...

Презентация к уроку литературного чтения: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"

Презентация создана с целью знакомства с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей", обучения выразительному чтению с последующим чтением по ролям. Презентация выполнена: Power Point 2007. После...

Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»

Конспект  урока литературного чтения в 4 классе  УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....

Презентация "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Презентация содержит материал не только по содержанию басни, но и о баснописцах, отличиях басен от других произведений, пословицы, фотографии насекомых....

И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"

Урок литературного чтения во втором классе: И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» в свете решения стандартов второго поколения....

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»

    Современные требования к качеству обучения в компетентностном подходе смещают акценты от области знаний к области умений. В связи с этим в школе появляются различного рода инновац...