В.А. Осеева "Хорошее"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме: В.А.Осеева «Хорошее»
Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с произведением В.Осеевой “Хорошее”;
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
Развивающие:
- развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
- расширять кругозор;
- развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Воспитательные:
- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
- воспитание чуткого отношения к живой природе
- обогащение нравственного опыта младших школьников
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
- воспитывать гуманное отношение к животным.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Познавательные:
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Здравствуй, друг! Как ты тут?
Где ты был? Я скучал.
Мы вместе! Как хорошо нам сейчас.
2. Речевая разминка.
Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.
Черная галка чернику склевала,
Только спасибо дрозду не сказала.
Сначала я прочитаю ее вам, слушайте. Теперь хором все вместе, шепотом, медленно проговаривая все звуки. Теперь еще раз, немного громче и быстрее. Громко и быстро. Молодцы.
3. Актуализация знаний.
- Какую ошибку совершила галка?
- Можно ли быть таким?
- А мы о чем говорили на прошлом уроке?
(Пересказ рассказа В.Осеевой «Волшебное слово».)
4. Постановка учебной задачи. Работа с пословицей.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- О чем эта пословица?
- Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Мы познакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Хорошее». Как вы думаете, о чем этот рассказ?
- Вам задание на урок: подходит ли эта пословица к данному рассказу? В конце урока скажете.
5. Изучение новой темы. Первичное чтение текста.
Читает учитель.
- Понравился вам рассказ? Почему?
- Есть хорошее в рассказе?
- Какие чувства вы испытали?
6. Физминутка.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Эта игра на внимательность. Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
7. Словарная работа.
Тут как тут - здесь
8. Анализ произведения. Работа с иллюстрацией.
- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы?
- Какой это рассказ – веселый или грустный?
- Как зовут главного героя ?
- Какие мечты были у Юры?
- Что было не очень хорошим в рассказе? Как поступал на самом деле Юра?
- О ком думает Юра на самом деле?
- Каким вы себе представляете мальчика?
- Хорошие ли были мечты у Юры? Как же получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог её никому доставить?
- Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?
- Какое отношение к Юре у вас появилось?
- Как вы думаете, мог ли Юра стать хорошим другом? Почему?
- Что бы вы посоветовали Юре?
- Подходит ли наша пословица к рассказу?
9. Чтение по ролям.
- Отрывок разговора с няней.
- Как он обращается с Трезоркой?
- Разговор с сестренкой.
10. Закрепление пройденного. Работа в паре.
- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры.
Смелый +
Мужественный +
Трусливый
Непослушный +
Послушный
Жадный
Вежливый
Веселый
Грубый +
Внимательный
Заботливый +
Добрый +
11. Итог.
-Итак, ребята, над чем же заставил вас задуматься рассказ В.Осеевой?
-Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
-Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
12. Оценивание. Самооценивание.
13. Домашнее задание.
Обязательно: прочитать и пересказать рассказ, с. 93-94.
По желанию:
- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
- Составить рассказ «Хорошее» из собственной жизни.