Литературное чтение. 4 класс. Зощенко "Гроза"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Федосеева Елена Михайловна

Разработка урока литературного чтения на родном русском языке для 4 класса. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit_cht_4_kl_zoshchenko_groza.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, 4 класс

Тема: М. М. Зощенко “Гроза”

Цель:  познакомить детей с произведением  М. Зощенко “Гроза”, подвести учеников к его анализу, выделяя части текста, опираясь на речь и поступки героев.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • уметь выражать свою позицию.

Метапредметные:

Регулятивные: 

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя.

Познавательные: 

  • выбирать из текста нужные для анализа фрагменты.

Коммуникативные: 

  • делиться своими размышлениями, впечатлениями;
  • выслушать точку зрения своих одноклассников.

Предметные: 

  • ориентироваться в тексте произведения, находя нужные эпизоды.

Ход урока

1 Этап. Организационный момент

- Ребята,  готовы к уроку? Тогда начнем! А чтобы наш урок прошел удачно, давайте  определимся, какими мы хотим быть сегодня на уроке. Поможет нам в этом само слово УРОК. На каждую букву подберите слово, которое будет характеризовать вас. Сегодня на уроке вы будете ...

У – (умными, успешными, увлеченными,..)

Р – (раскрепощенными, решительными, рассудительными,…)

О – (организованными, открытыми, откровенными,..)

К – (коммуникабельными, корректными,..)

2 Этап. Актуализация знаний

- Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрацию. Знаком ли вам данный персонаж славянской мифологии. (на слайде Бог Перун)

- Верно! Перун в славянской мифологии - это бог-громовержец. В древние времена наши предки думали, что гроза - это гнев Бога - громовника. Он сердится, поэтому мечет стрелы - молнии, огромной палицей разбивает тучи, дышит ветром или бурей. Это представление о грозе как о чем-то страшном, грозном, даже враждебном сохранилось и в устном народном творчестве и в произведениях русских писателей.

Сегодня мы познакомимся с одним из таких произведений, которое написал М. М. Зощенко. Наверное, вы уже догадались, как называется это произведение? Выскажите ваши предположения… (Гроза)

- Верно! С биографией и творчеством М. Зощенко вы познакомились ранее на уроках литературного чтения. Сегодня мы пополним копилку знаний еще одни произведением этого автора.

3 Этап. Постановка учебной задачи и ее решение

- Ребята, я предлагаю вам заглянуть немного вперед и предположить ответ на вопрос, о чем заставляет задуматься произведение М. Зощенко “Гроза”? (ответы детей).

К этому вопросу мы с вами вернемся в конце урока.

- Что мы должны сделать, ребята, чтобы  узнать ответ на этот вопрос? (прочитать произведение).

- Верно! Сейчас мы прочитаем рассказ “Гроза”, но читать будем с остановками. На ряду с чтением мы составим паспорт этого произведения.

- Ребята, давайте поясним друг другу, что такое паспорт? (документ)

- Вот и у нашего произведения будет документ. Заполнять мы его будем в онлайн сервисе, который открыт на ваших ноутбуках. Если кому-то будет трудно, я всегда готова помочь.  

4 Этап. Работа с текстом

- А теперь приступаем к чтению. Откройте учебники на стр. 115. Читает ученик.

- Кто главные герои произведения и чем они заняты? (ответы детей)

- Ребята, а вы когда-нибудь собирали в лесу цветы? А зачем? (ответы детей).

- Могу ли я нарвать цветы, чтобы украсить дом? (да)

- Конечно, т.к. цветы у нас ассоциируются с красотой, радостью, праздником. Теперь мы можем заполнить первый раздел паспорта. Отложили учебники в сторону, работаем в ноутбуках. (объясняю, как заполнить первый раздел).

- Продолжаем читать. Далее буду читать я, а вы следите, пожалуйста. (Вторую часть текста читаю я, а дети следят).

- В части текста, которую я вам прочитала, найдите слова или словосочетания, которые наиболее ярко описывают надвигающуюся грозу и заишите их в паспорт.

- Итак, что у нас получилось? (Прочитает ученик)

 - Я комментирую: “Не зря в древности о грозе говорили, как о чем-то страшном, грозном враждебном”. Даже при прочтении этих слов представляется мрачная картина. Согласны?

- Прочитаем заключительную часть текста. Читает ученик. 

- Из этой части текста, ребята, давайте выделим слова, описывающие действия детей. Здесь мы снова работаем в паспорте. Под именами главных героев напишите действия, которые они совершают.

Юля

Лёля

Минька

ревёт

тащит Юлю

оглядываюсь назад

бранит меня

потерял букетик

 - Давайте проанализируем действия главных героев. Почему они так поступили? (Юля, рассказчик, Леля).

- Мне хотелось бы обратить ваше внимание на действие Миньки. Почему же он выбросил букетик, ведь они так старались собрать цветы? (раз такая гроза, зачем нам букеты?).

5 Этап. Рефлексия

- В завершении урока я предлагаю вам вернуться к вопросу, который задала вам в начале урока. О чем заставляет задуматься произведение М. Зощенко “Гроза”? Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас?

- А сейчас, ребята, в наш паспорт прочитанного произведения нужно сделать фото. Если вам понравилось произведение и сам урок, поднимите “лайк” пальцем вверх, если не понравилось - пальцем вниз. (делаю фото, вношу в паспорт)

6 Этап. Домашнее задание

- В рассказе М. Зощенко мы увидели грозу страшной, ужасающей. Я предлагаю вам письменно порассуждать над вопросом, а можно ли грозу увидеть по-другому? Легкой, озорной, несущей живительные силы?

Те, кому это задание кажется сложным или неинтересным, подготовят пересказ от лица люблого из главных героев.

    Спасибо вам за отличную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...