ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по чтению

Татьяна Николаевна Серёгина

В статье рассматриваются взгляды ученых на сущность понятий «метод проектов», «проектная деятельность», «проектная задача». Определяются характерные особенности проектной деятельности с целью формирования эстетически грамотной личности. Описывается целесообразность использования проектных задач на уроках литературы. Определяется влияние уроков решения проектных задач на развитие мировоззрения обучающихся и воспитание эстетически грамотной личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksyuchits_boldyreva_seregina_statya.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 82

С. А. Аксючиц, Москва, Н. Н. Болдырева, Псков, Т. Н. Серегина, Саранск

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматриваются взгляды ученых на сущность понятий «метод проектов», «проектная деятельность», «проектная задача». Определяются характерные особенности проектной деятельности с целью формирования эстетически грамотной личности. Описывается целесообразность использования проектных задач на уроках литературы. Определяется влияние уроков решения проектных задач на развитие мировоззрения обучающихся и воспитание эстетически грамотной личности.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, проектная задача.

S. A. Aksiuchits, Moscow, N. N. Boldyreva, Pskov, T. N. Seregina, Saransk

PECULIARITIES OF USING PROJECT ACTIVITIES IN LITERATURE LESSONS

The article represents the views of scientists on the essence of such concepts as «project method», «project activity», «project task». The defining characteristics of project activities are determined in order to form an aesthetically literate personality. There is also a description of the expediency of using project tasks in literature lessons. The influence of the lessons with solving project tasks on the development of the worldview of pupils and the upbringing of an aesthetically literate personality is determined.

Key words: project method, project activity, project task.

В современной теории и практике литературоведения и методики преподавания литературы остаётся актуальным вопрос использования проектной деятельности на уроках как технологии, позволяющей обучающему реализовать себя в мире, в окружающей действительности. К тому же отношение к проектам в образовании сегодня часто подвергается критике, поэтому важно обратить внимание и на отрицательное отношение многих родителей обучающихся к подобной деятельности и продемонстрировать несомненные плюсы этой технологии.

Для анализа данного вопроса необходимо обратиться к истории возникновения метода проектов и проектной деятельности, охарактеризовать отличительные особенности данных понятий и определить возможность эффективного использования их на уроках литературы в средней и старшей школе.

Метод проектов возник еще во второй половине XIX века в США и изначально назывался методом проблем, основой которого являлись теоретические концепции прагматической педагогики. Основателями метода проектов считают американского педагога и философа Дж. Дьюи и его ученика У.Х. Килпатрика.

Дж. Дьюи акцентировал внимание на том, что важно обучать детей на основе целесообразной деятельности, учитывая их субъектный опыт. Поэтому педагогу необходимо заинтересовать обучающихся в деятельности: представить перед ними проблему из реальной жизни и предложить им ее решить.

Согласно теории Дж. Дьюи, условиями успешного обучения являются аспекты, связанные с познавательной активностью, учебным материалом, связью обучения с жизненным опытом, организацией процесса обучения как деятельности, в которую входят и трудовая, и игровая деятельность. Одним из главных достижений Дж. Дьюи являлось то, что ученики вместе с педагогом, исследуя окружающую жизнь, серьезно увлекались решением проблемы, которая основывалась на их познавательной активности и энтузиазме.

У. Килпатрик впервые ввел понятие «метод проектов» и определил его как замысел, выполняемый от души. При таком подходе обучение выстраивалось с учетом индивидуального жизненного опыта каждого обучающегося с целью его расширения и обогащения. Для этого школьники самостоятельно разрабатывали материал, который брали из повседневной жизни. Ученики составляли содержание своей учебной работы, а учитель являлся исключительно только помощником.

В последующем метод проектов развивал О. Декроли – основатель метода центра интересов, который заключался в том, что учитель одновременно являлся и преподавателем всех предметов, и классным руководителем. Данный метод нашел применение именно в начальной школе. Согласно теории ученого, для каждого учебного года выбиралось определенное название (например, «Год Средневековья»). Относительно названия года, школьники изучали характерные особенности эпохи, что развивало их познавательный интерес и кругозор, стимулировало учебную деятельность.

Х. Паркхерст разработала «Дальтон-план». Основой данного метода являлись такие принципы как свобода, самостоятельность и сотрудничество. Основными элементами обучения были дом (основное место ученика в школе), задания (выполняемые учеником в определенный срок) и лаборатория (место консультаций с учителями-предметниками).

В 20-х годах XX века П. Петерсеном была представлена новая концепция школы, созданная по принципу Йена-плана: учебный материал, основывался на индивидуальных особенностях, обучающихся и их интересах. Ученики обучались в разновозрастных группах, где осуществлялась взаимопомощь и поддержка. Индивидуальная траектория обучения и развития способствовала успешному переходу обучающегося из одной группы в другую.

Проблему использования метода проектов в учебном процессе изучали и отечественные ученые: С.Т. Шацкий, В.В. Гузеев, А.В. Хуторской и др.

Так, А.В. Хуторской метод проектов рассматривал как форму организации занятия, предполагающего комплексный характер деятельности всех участников в процессе обучения. В.В. Гузеев под методом проектов понимал технологию четвертого поколения, обеспечивающую личностно-ориентированное обучение. С.Т. Шацкий метод проектов определял, как новейший путь приобретения знаний. В основе проектной методики лежит использование большого числа проблемных, исследовательских и поисковых методов, непосредственно ориентированных на реальный практический результат, который значим для ребенка.

Вопросу использования метода проектов в образовательном процессе уделяли внимание и современные ученые (Е.Г. Кагаров, В.В. Игнатьев, М.В. Крупенина, А.И. Савенков, К.Н. Поливанова, А.Б. Воронцов, Е.Н. Землянская, М.К. Хуснетдинова, Е.С. Пелепейченко и др.)

Е.Г. Кагаров рассматривал проект как действие, у которого есть цель, и которое совершается по инициативе обучающегося. При таком подходе происходит слияние теории и практики – постановка умственной задачи и ее практическое выполнение.

В.В. Игнатьев и М.В. Крупенина описывали метод проектов как комплекс педагогических принципов: самостоятельности, деятельности, субъектности и др. А.И. Савенков указывает на то, что «работая с детьми над проектами, учитель ориентирует их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем» [7, с. 8]. При этом ученый определяет следующие этапы реализации проекта: 1) постановка задачи; 2) разработка проекта; 3) организация мнения общества касаемо мероприятия; 4) трудовая работа; 5) учет проделанной работа. К.Н. Поливанова резюмирует, что «проект становится способом управления, ритмизации процессов, происходящих в реальной практике» [5, с. 23].

В современной педагогике чаще встречается понятие «проектная деятельность». Но при этом неизменным осталось то, что именно данный метод позволяет стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, способствует отработке полученных теоретических знаний на практике, формирует умение мыслить критически, обучает работать в коллективе.

По мнению Е.Н. Землянской, проектная деятельность школьников – это «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата» [2, с. 5]. Акцент ученый делает на учебном проекте школьников, который рассматривается как «особый тип их учебной деятельности, имеющей начало и конец во времени, направленной на достижение заранее определенного результата – создание продукта» [2, с. 5]. Проектная деятельность способствует формированию у школьников ряда умений: исследовательских, коммуникативных, социального взаимодействия, оценочных, информационных, презентационных, рефлексивных, менеджерских.

Взгляды Е.Н. Землянской о сущности проектной деятельности разделяет Е.С. Пелепейченко. По ее мнению, сформированные учебные действия могут быть использованы обучающимися в процессе решения разных типов задач в рамках проектной деятельности. Это помогает школьникам размышлять системно, активно использовать коммуникативные навыки при работе в группе, развивать исследовательские умения. А педагог в данном случае является как организующим звеном осуществления проектной деятельности, так и реализующим звеном, разрабатывающим программно-методическое обеспечение, дидактическое оснащение, информационно-коммуникативное сопровождение. Важным моментом является создание необходимых условий для самостоятельной работы школьников с источниками информации, обеспечение контрольно-диагностической процедуры в рамках проектной деятельности [4].

При осуществлении проектной деятельности роль педагога принципиально меняется: обучающиеся являются субъектами творческой деятельности, а учитель – консультантом и наставником. При таком подходе у школьников формируется умение планировать и структурировать учебные действия и операции, которые необходимы для реализации замысла проекта, а также способность оценивать и корректировать ход и результат самой деятельности.

В ряде исследований отмечается тот факт, что в полной мере реализовать проектную деятельность с обучающимися, например, начальной школы не представляется возможным в силу их возрастных особенностей. Это находит подтверждение и на практике. Так, А.Б. Воронцов считает, что реализация проектной деятельности в системе начального общего образования может столкнуться с большим количеством трудностей из-за несоответствия возрастным и психологическим возможностям обучающихся данной возрастной группы. По его мнению, с младшими школьниками необходимо решать проектные задачи, которые наиболее приближены к проектной деятельности: «проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе» [6, с. 48]. В процессе применения проектных задач в образовательном процессе начальной школы «осуществляется прямая и обратная связь между становлением учебного сотрудничества и формированием учащегося как субъекта индивидуальной учебной деятельности, способного находить решения в различных жизненно значимых ситуациях» [1, с. 3–4].

Работу над проектными задачами нужно продолжать ив 5–9-х классах, а также в 10–11-х классах. Рассмотрим более подробно, как могут быть реализованы проектные задачи на уроках литературы. Учебный предмет «литература» – это осмысленная творческая духовная деятельность, которая обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественных текстов, развивает эстетическое восприятие. Поэтому трансляция духовно-нравственного опыта общества осуществляется через нравственное значение поступков героев литературных произведений, через оценку происходящих событий.

При организации учебной деятельности на уроках литературы особенно важно использовать системно-деятельностный подход, согласно которому учащиеся получают знания не в готовом виде, а открывают их сами посредством исследовательской и проектной деятельности. В рамках этой деятельности главная задача учителя – создать проблемную ситуацию и погрузить учащихся в поиск и исследование, в процессе которых они обнаруживают дефицит знаний и выстраивают учебную деятельность таким образом, чтобы восполнить этот недостаток знаний. 

Уроки решения тематических предметных или межпредметных проектных задач являются эффективным средством подготовки учащихся к серьезной проектной деятельности. Так межпредметная итоговая проектная задача «Выбираем экскурсию» [1, с. 28–40] погружает школьников в глубокое раздумье, поиск и находки. Школьникам необходимо выбрать экономически выгодный маршрут экскурсионной поездки и доказать целесообразность этой поездки. Для этого они изучают из различных источников информации достопримечательности каждого города (справочники, энциклопедии, интернет-ресурсы) и составляют тексты-сообщения о них. На этапе презентации ученики, используя наглядные материалы и средства выразительности речи, отстаивают свой маршрут и доказывают целесообразность выбранный поездки.

Предметная тематическая проектная задача «Все начинается с детства» (Детство Пушкина) [Приложение] связана с изучением биографии А.С. Пушкина и его произведений на уроках литературы. Проблемная ситуация демонстрирует способность учащихся откликнуться на просьбу и оказать помощь. В процессе решения данной задачи каждый участник группы ощущает свою значимость. Это позволяет обучающимся систематизировать собственные знания, умения, навыки, дает им возможность выходить за пределы заданной информации. И самое главное – формирует жизненно важные свойства личности: доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим, умение слышать и слушать друг друга.

Урок решения проектной задачи «Вслед за Пушкиным по Псковскому краю» показывает возможность вариативного использования данного занятия учителем. Эта задача по типу разновозрастная, ее можно организовать и провести с обучающимися как 6–8-х классов, так и 9–10-х классов. В качестве дополнительных материалов учащиеся используют на уроке материалы, подготовленные учителем, содержащиеся в справочниках и энциклопедиях и др. Возможен вариант подготовки к уроку доклада в рамках домашнего задания по заданной теме.

Проектную задачу «Вслед за Пушкиным по Псковскому краю» можно использовать и как внеурочное мероприятие. В ходе решения данной задачи у учащихся, как правило, возникает потребность в продолжении проектной работы в качестве серьезного долгосрочного проекта или написания реферата, возможного участия с темой исследовательской работы в конкурсах или Олимпиадах. Решая данную проектную задачу, у обучающихся активно развивается и социальное взаимодействие. В поиске материалов к уроку ученики с педагогом общаются со студентами филологического факультета Псковского государственного университета, сотрудниками библиотеки «Библиолюб». Результаты работы по решению проектной задачи учащиеся размещают в социальных сетях, что является важным моментом и для самих обучающихся, и для их родителей.

Исследование проблемы предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие их социальных навыков. Совместно работая над решением проектной задачи, школьники бережно относятся к мыслям и чувствам друг друга, проявляют терпимость и терпение, уважение и дружелюбие. Результатом решения проектной задачи является конкретный личностно-значимый продукт для учащихся.

Литература как учебный предмет обеспечивает формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:

– смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию школьника в системе личностных смыслов;

– самоопределения и самопознания на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;

– основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности к подвигам и достижениям ее народа;

– эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

– нравственно-эстетического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

– эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

– понимания контекстной речи на основе воссоздания картины событий и поступков героев;

– произвольного и выразительного построения контекстной речи с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

– установления логической причинно-следственной связи событий и действий героев произведения;

– составления плана с выделением существенной и дополнительной информации [3, с. 136].

Требования к результатам изучения литературы включают формирование всех видов универсальных учебных действий с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, на что особенно влияют организованная проектная деятельность и уроки решения проектных задач.

Сделаем вывод: использование в образовательном процессе проектной деятельности, уроков решения проектных задач позволяет вооружить обучающихся универсальными способами действий и решить современные проблемы образования по формированию у учащихся творческой познавательной активности.

Список литературы:

  1. Аксючиц С.А. Проектные задачи в образовательном процессе начальной школы : учеб-мнтод. пособие для учителецй нач. кл. (3–4 классы) / С.А. Аксючиц ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2011. – 66 с.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты в развивающем образовании / Е.Н. Землянская. – М., МПГУ, 2017. – 74 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  4. Пелепейченко Е.С. Проектная деятельность в современной педагогике / Е.С. Пелепейченко // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2009. – № 3(33). – С. 268–270.
  5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  6. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 4-е изд. испр. и доп. / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский центр «Федоров», 2010. – 224 с.

Приложение

Итоговая тематическая проектная задача «Все начинается с детства»  (Детство Пушкина)

П р е д м е т: Литературное чтение (5–6 кл.)

Т е м а: Творчество А.С. Пушкина (Закрепление).

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о детстве А.С.  Пушкина как истоке его творчества.

Задачи:

– воспитывать интерес к чтению, к творчеству А.С. Пушкина, любовь к русской поэзии, русскому языку;

– продолжить работу по формированию умения взаимодействовать в группе, развивать действия самоконтроля и самооценки.

1-й этап: постановка проектной задачи.

– Ребята, учителя начальных классов попросили нас выпустить стенгазету для третьеклассников о детстве Александра Сергеевича Пушкина.

– Говорят, что все в жизни начинается с детства. Пушкин начал писать стихи, будучи ребенком. Главная мечта его детства – стать поэтом. Он не только осуществил мечту своего детства, но стал великим поэтом. Строки его произведений сопровождают нас всю жизнь. Мы растем вместе с героями его сказок, вместе с его прекрасными стихами. Третьеклассники задают много вопросов о Пушкине, поэтому учителя начальных классов и обратились к нам с такой просьбой. Что мы им ответим? Сможем ли мы выполнить их задание? (Сможем. Мы читали о А.С. Пушкине, познакомились с его сказками, учили наизусть его стихи. Мы были на экскурсии в Михайловском, посмотрели, как жил поэт. Мы читали о его няне. Я думаю, что мы сможем справиться с заданием).

2-й этап: решение проектной задачи.

– Ребята, раз вы уверены в своих силах, давайте подумаем: какие рубрики будут в нашей стенгазете.

Словарная работа: «Рубрика – 1. Заголовок раздела. 2. Раздел в газете, журнале».

(Если нужно рассказать о детстве поэта, то надо вспомнить, где родился поэт, узнать о его родителях, братьях и сестре. Нужно обязательно рассказать о няне Арине Родионовне. Рассказать, где учился поэт. Нужно рассказать о селе Михайловском, о музее-заповеднике).

– Да, работа предстоит большая, рубрик в газете может быть много. К тому же стенгазета должна быть яркой, красивой, чтобы младшие школьники заинтересовались и смогли прочитать все материалы нашей газеты. Как же легче выполнить этот заказ: работая индивидуально, в парах или группах? (В группах работать интереснее и быстрее можно справиться с таким заданием).

– Хорошо, тогда разделимся на группы, каждая из которых будет работать над определенной рубрикой стенгазеты. Давайте придумаем им названия. Рубрик должно быть не более 4, иначе мы не сможем уложиться в предложенные нам рамки стенгазеты.

Из предложенных детьми названий выбрали следующие:

«Детство поэта»;

«Учеба в Лицее»;

«Арина Родионовна Матвеева в жизни Пушкина»;

«Михайловское».

– Разделимся на 4 группы и выполним 1-е задание: красиво оформляем название своей группы. Время выполнения задания – 5 мин. А я в это время раздам каждой группе по 2 конверта: один – со 2-м заданием, другой – с информационными материалами, фотографиями, репродукциями, иллюстрациями, которые будут необходимы для выполнения этого задания – оформления рубрики стенгазеты.

Задания для групп:

«Детство поэта»

1. Когда и в каком городе родился А.С. Пушкин?

2. Что мы знаем о родителях поэта?

3. Кто занимался воспитанием поэта?

4. Какой характер был у будущего поэта?

5. Какое любимое занятие было у маленького Пушкина?

6. Сколько детей было в семье?

7. Какие фотографии, репродукции, иллюстрации можно поместить в эту рубрику?

«Арина Родионовна Матвеева в жизни Пушкина»

1. Когда и где родилась Арина Родионовна?

2. Почему она стала няней Пушкина?

3. Как повлияла Арина Родионовна на творчество Пушкина?

4. Сюжеты каких сказок подсказала Пушкину Арина Родионовна?

5. Какие стихи Пушкина, посвященные няне, вы знаете?

6. Почему няня отказалась от «вольной»?

7. Какие фотографии, репродукции, иллюстрации можно поместить в эту рубрику?

«Учеба в Лицее»

1. Где находился Лицей, в котором учился Пушкин?

2. Почему Пушкин немало стихотворений посвятил 19 октября?

3. Кого из друзей поэта по лицею вы знаете?

4. Почему говорят, что в Лицее к Пушкину «пришла слава»?

5. Каких учителей Пушкина вы знаете?

6. Какие учебные предметы любил будущий поэт?

7. Какие фотографии, репродукции, иллюстрации можно поместить в эту рубрику?

«Михайловское»

1. Где находится с. Михайловское?

2. Когда Пушкин впервые побывал в Михайловском?

3. Сколько раз Пушкин бывал в Михайловском?

4. Кто скрашивал одиночество поэта в Михайловском во время его ссылки?

5. Кто из лицейских друзей навещал Пушкина в Михайловском?

6. Почему музей Пушкина в Михайловском называют музеем-заповедником?

7. Какие фотографии, репродукции, иллюстрации можно поместить в эту рубрику?

– Ребята, вы получили задание. В задании 7 вопросов. Много текстов нужно прочитать, выбрать необходимое для данной рубрики, записать ответы на вопросы, отобрать фотографии, репродукции и иллюстрации. Вам надо решить, как вы будете работать внутри группы, чтобы сэкономить время. (Нас в группе 6 человек. В задании 7 вопросов. Пусть каждый найдет ответ на один вопрос и фотографии к своему ответу).

– Т.е. 7 вопрос будет выполнять каждый из вас. Я правильно поняла?

– Когда ответы на вопросы будут найдены, обсудите их. Вычеркните из текста все лишнее, добавьте важное, сделайте предложения короче, чтобы они были понятны дошкольникам. Обсудите выбранные фотографии, репродукции. Их в рубрике не должно быть больше 3-х.

– По окончании работы вы оформите свою рубрику и расскажите своим одноклассникам о ее содержании. Время выполнения задания – 20 мин. Используйте алгоритм.

Межгрупповое взаимодействие.

Дети меняются оформленными рубриками и работают по плану:

1. Проверьте, грамотно ли оформлено название рубрики.

2. Оцените выполнение задания: на все ли вопросы найдены ответы, будет ли текст понятен третьеклассникам, не слишком ли он длинный.

3. Оцените важность выбранных фотографий, репродукций.

Время выполнения задания – 7 мин.

3-й этап: этап синтеза.

Каждая группа озвучивает свою рубрику, а эксперты дают оценку работе этой группы. Две остальные группы оценивают работу и выступающей группы, и экспертов, отвечая на вопрос: согласны ли с поставленной оценкой.

– А сейчас мы соединим на доске все рубрики стенгазеты и посмотрим, какая же она получилась. Подумайте, как мы назовем свою газету? («Детство Пушкина», «Детство великого поэта», «Пушкин в нашей жизни», «Все начинается с детства», «Жизнь замечательных детей», «Пушкиниана»).

Предложенные названия записываются на доске.

– Какое название вам кажется наиболее удачным? Посовещайтесь в группах и выскажите свою точку зрения.

Ученики выбирают название «Все начинается с детства». К макету стенгазеты прикрепляется название.

– Вы прекрасно справились с заданием и подготовили прекрасную стенгазету. Младшим школьникам предстоит увлекательное знакомство с детством А.С. Пушкина. Я думаю, они будут благодарны вам за работу.

Рефлексия.

– Интересно ли было вам работать над выпуском этой газеты?

– А что было трудным, интересным?

– Что помогало вам в работе?

– Кому хотите сказать спасибо за работу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

Особенности использования проектной технологии в начальной школе

Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психол...

«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе».

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. ...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Использование кроссвордов на уроках литературы, составленных с помощью программы "Hot Potatoes"

Учащиеся на уроках литературы с большим удовольствием принимают участие в составлении и решении кроссвордов с помощью программы "Hot Potatoes". Ребята не только больше читают, но и учатся работать на ...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...