Статья " Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Крашенинина Лариса Александровна

  В начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах обучения. Приоритетная цель начальной школы – развитие личности школьника, научить его учить себя самого, направить процесс на развитие учебной деятельности учащихся.     Оптимальное чтение- чтение в темпе разговорной речи – 120 - 300 слов в минуту вслух и 400 - 450 слов в минут – чтение про себя. Если в 1 классе основное учебное время занимает слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча (от 10 - 15% в 1 классе до 80 - 85% в 4 классе). Чтение – это работа. Быстрое чтение - работа более производительная и эффективная.                                              

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Обучение младших школьников

оптимальному чтению

в условиях ФГОС»

В начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах обучения. Приоритетная цель начальной школы – развитие личности школьника, научить его учить себя самого, направить процесс на развитие учебной деятельности учащихся.                                                 Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать, подготовить из ребенка читателя. Чтение - главный общеучебный навык, способствующий общему развитию личности и успешности ребёнка в обучении на всех ступенях школы.                                                                                                                                                               Скорость чтения, техника чтения зависят  от факторов, заложенных в психических особенностях ребёнка, которые мешают ему освоить оптимальное чтение:

1.Неправильное дыхание.

2.Плохая артикуляция звуков.

3.Плохая память.

4.Неразвитое поле зрения.

5.Неразвитая антиципация.

6.Невысокий интеллект.

7.Отсутствие культуры чтения в семье.

     Поэтому учителю крайне важно применять в работе по обучению чтению комплекс систематических упражнений, которые помогут устранить дефекты и добиться результативности при обучении оптимальному чтению.

Оптимальное чтение- чтение в темпе разговорной речи – 120 - 300 слов в минуту вслух и 400 - 450 слов в минут – чтение про себя. Если в 1 классе основное учебное время занимает слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча (от 10 - 15% в 1 классе до 80 - 85% в 4 классе). Чтение – это работа. Быстрое чтение - работа более производительная и эффективная.  

Развитие навыка чтения проходит несколько этапов:

  1. Первый способ - артикуляция или проговаривание вслух того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика.
  2. Второй способ чтения - чтение про себя, при котором речевой процесс проявляется в форме внутренней речи. Скорость чтения более быстрая.
  3. Наиболее совершенный способ чтения – тоже молча, в условиях максимального сжатия внутренней речи.
  4. Семь золотых правил быстрого чтения.

          Первое – читать без регрессий. Регрессии при чтении - повторно читаемый участок строки.  Правило: глаза бегут легко и свободно только вперёд. Текст любой трудности читать только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость. 

    Второе - читать по интегральному алгоритму чтения. Чтобы читать быстро, надо читать по интегральному алгоритму чтения. Алгоритм – это совокупность, каких – либо действий. Алгоритм чтения определяет последовательность мыслительных действий при восприятии текста. Прежде всего, необходимо запомнить все его блоки: название, автора, источник, проблему, факты, особенности, новизну.

   Третье - всегда выделять доминанту - основное смысловое значение текста. При анализе текста надо вначале выделять ключевые слова, затем строить смысловые ряды и сформировать доминанту: ключевые слова - смысловые ряды - доминанта – значение.

Четвёртое – читать без артикуляции. Артикуляция замедляет чтение. Чтобы читать быстро, надо читать молча.

Пятое – читать вертикальным движением глаз. Специалистам удалось разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения. Для расширения поля ясного видения используются цифровые таблицы Шульте (приложение № 1). При работе с ними, надо концентрируя взгляд в центре таблицы, увидеть её всю целиком и найти все видимые цифры по порядку за 25 секунд. Каждая таблица представляет собой квадрат 20 х 20 см, разграфлённый на 25 ячеек с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25.

Шестое – постоянно развивать своё внимание и память. Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения.

Седьмое – выполнять ежедневно обязательную норму: читать 10-50 страниц любой книги.

Комплексы упражнений для обучения оптимальному чтению.

I. Постановка дыхания - важное условие чтения.

1.Элементы дыхательной гимнастики.

2.Ритмичные упражнения вдох-выдох.

3. Чтение на одном дыхании как можно больше слов.

4.Длительное произношение определенного звука.

5.Чтение слогового блока из двух и трех предложении.

Важны:

- ежеурочные пятиминутки чтения;

-ежедневные зрительные диктанты;

-для расширения поля чтения использовать таблицы Шульте;

-систематический замер и самозамер техники чтения

- чтение по ролям, инсценирование, чтение по цепочке, устное рисование и многое другое.

Освоение техники быстрого чтения представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны деятельности учащихся. Важнейшим итогом обучения литературному чтению должно стать продвижение в литературном развитии всех учеников и каждого в отдельности, овладение ими читательской деятельностью. Главное понять, что чтению надо учиться. Тогда оно – и радость, и труд, и польза.

 

 Библиографический список:

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. «Учитесь быстро читать».- М., 1991 г.
  2. Баннова А.Ф. «Обучение младших школьников оптимальному чтению». - Армавир, 2000г.
  3.  http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2214
  4.  http://schsad115.ru/prioritet-naprav


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Наше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий  и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно ...

«Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Обучение младших школьников оптимальному чтениюНаше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых сп...

«Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Обучение младших школьников оптимальному чтениюНаше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специали...

«Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС...

«Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Наше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий  и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно ...

Статья «Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Наше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно всё бо...

Обучение младших школьников оптимальному чтению как процесс комплксного воздействия на различные стороны деятельности учащихся в условиях ФГОС

Наше общество стремительно движется вперёд. Объём информации огромен, но и он удваивается каждые десять лет. В условиях информационного потока и постоянного научно-технический прогресса и развития инф...