Открытое мероприятие, приуроченное к 325-илетию сборника сказок Ш. Перро "Сказки матушки Гусыни".
методическая разработка по чтению (3 класс)
Целью данного мероприятия является знакомство детей с жизнью и творчеством известного французского писателя - сказочника Шарля Перро, с его сказками, способствовать развитию у учащихся интереса к чтению, фантазии, памяти, внимания, воображения, прививать любовь к книгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropriyatiya.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературной игры в 3 «Б» классе, приуроченной к
325-илетию сборника сказок Шарля Перро «Сказки матушки Гусыни».
Цели:
*Познакомить учащихся с жизнью и творчеством знаменитого писателя - сказочника Ш. Перро;
*Расширить знания о сказках данного автора.
*Способствовать развитию интереса к чтению у детей.
Задачи:
*Познакомить с интересными фактами жизни и творчества Ш.Перро;
*Воспитывать нравственные качества личности учащихся;
*Приобщить учащихся к чтению сказок Ш. Перро;
*Развивать фантазию, память, внимание и воображение;
Оборудование: выставка книг «Творчество Ш. Перро», выставка рисунков «Герои знаменитых сказок Ш. Перро», подарочные буклеты, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход мероприятия
– Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие, в чудесную страну сказок. Для этого мы перенесёмся в далёкую страну – Францию. Наша встреча посвящена жизни и творчеству знаменитого французского писателя Шарля Перро. Вас ждут интересные и увлекательные задания.
Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме,
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всём, что в сказках
Видели воочию.
Где огонь в камине
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут,
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером,
Сочиняет сказки
Друг мой – Шарль Перро
– Сейчас ребята расскажут нам о великом писателе - сказочнике.
Шарль Перро был известен как писатель, поэт, критик, сановник и академик. Член Французской академии с 1671 года, автором знаменитых научных трудов.
Но всемирную славу и любовь многих поколений читателей ему принесли не научные книги и «серьезные» литературные произведения, а чудесные сказки, которые сам автор опубликовал под именем своего десятилетнего сына – Пьера д’Арманкура, опасаясь, что сочинения «низкого» жанра нанесут урон его репутации.
Родился Шарль Перро 12 января 1628 года в Париже, в богатой семье. Его отец Пьер Перро был судьёй Парижского парламента, а мать происходила из знатного рода Ле Клерков. Шарль был младшим из его семи детей. Все пятеро братьев Перро вышли в люди. Жан стал адвокатом, как отец. Пьер — генеральным сборщиком финансов Парижа. Клод — медиком и архитектором. Николя — доктором Сорбонны.
Благодаря своему происхождению Шарль Перро получил хорошее образование.
В возрасте восьми лет Шарль был отправлен в коллеж. Как отмечает историк Филипп Арьес, Перро был типичным отличником. За время обучения ни он, ни его братья ни разу не были биты розгами — случай по тем временам исключительный.
После коллежа Шарль изучал право в лучших школах Парижа и получил диплом юриста, что дало ему возможность позже пойти на государственную службу. Шарль Перро принимал активное участие в создании Академии Наук Франции.
В 1696 году Шарль Перро написал книгу «Знаменитые люди Франции XVII столетия», в которой он собрал более ста биографий знаменитых ученых, поэтов, историков, хирургов, художников. Он хотел, чтобы люди не вздыхали о прошедших золотых временах , а наоборот, гордились своим веком, своими современниками.
В 1672 году Шарль Перро женился на Мари Гришон, которой на то время было всего 19 лет. Она родила ему трех сыновей и дочь, и умерла в 1678 году.
Все эти события в жизни писателя повлияли на то, что он стал писать произведения для детей.
Став влиятельным сановником, Перро сочетал свои придворные обязанности с разнообразной литературной деятельностью.
В 1694 году Перро издал три сказки в стихах: «Гризельда», «Ослиная шкура», «Потешные желания».
Свои сказки Перро начал писать в 65 лет. В 1697 году он опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни или Истории и сказки былых времён с поучениями». Сборник содержал 8 сказок. В этом году ему исполняется 325 лет.
Свою книгу Шарль Перро подписал именем своего сына Пьера Д’Арманкура.
Перро хотел сделать народные сказки интересными для «высшего общества», ввести их в чтение в аристократических салонах.
С самого начала сказки Шарля Перро были предназначены для дворцового общества, поэтому в сказке заложен глубокий смысл, который автор доносит до читателя через мораль и заставляет задуматься.
Сказки сразу стали настоящей сенсацией. Их рассказывали друг другу во дворцах и бедных деревенских хижинах. Сказки, как жанр, стали невероятно модными.
В России сказки Ш.Перро впервые были изданы в 1768 году и назывались «Сказки о волшебниках с нравоучениями».
А в 1867 году сборник сказок вышел в переводе И.С. Тургенева (без нравоучений) для детей младшего возраста. Именно его перевод и помог сказкам Шарля Перро завоевать популярность в России.
- Красная Шапочка
- Спящая красавица
- Господин Кот, или Кот в сапогах
- Золушка, или Туфелька, отороченная мехом
- Синяя Борода
- Рикке с хохолком
- Мальчик с пальчик
- Волшебницы или подарки феи
Все истории многократно экранизировались. По их мотивам поставлены театральные спектакли, балеты и сняты художественные и мультипликационные фильмы. Великие композиторы написали музыку к балетам и фильмам по сказкам Шарля Перро. Послушайте песню к художественному фильму для детей «Красная шапочка», музыку С. С. Прокофьева к балету «Золушка» и музыку П. И. Чайковского к балету «Спящая красавица».
Шарль Перро умер в Париже 13 мая 1703 года, в возрасте 75 лет. После себя он оставил бессмертные сказки, которые стали классическими произведениями мировой литературы.
И по сей день мамы читают на ночь своим малышам сказки Шарля Перро.
Правда, не в авторском варианте, он адресован, несомненно, взрослым читателям, а в пересказах.
А те, когда вырастут, будут читать их своим детям, ведь сказки Шарля Перро – бессмертны!
Чарующий, волшебный мир сказок Шарля Перро не оставляет равнодушным ни одного читателя, ведь его герои добры и отважны, а смекалка и трудолюбие выводят их из самых тяжелых жизненных ситуаций.
Незаметно пролетают часы счастливых детских чтений, закрывается книга, но ее герои остаются с нами надолго. На всю жизнь.
И с годами не утрачивают они своего волшебного очарования – непосредственности, старомодного уюта, а самое главное – своей совсем не сказочной сути.
- Все мы с детства хорошо знаем эти сказки. Сейчас ребята загадают вам загадки к ним. А вы попробуйте их отгадать.
- В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
- Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала,.. скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу… (Золушка)
- Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,
Скажите мне, кто это?... (Кот в сапогах)
- Во дворце красавица
Спит уже сто лет.
Как зовут несчастную?
Дайте мне ответ! (Спящая красавица)
- Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нём читал?.. (Мальчик с пальчик)
- Жизнь красотой его не наделила,
Зато умом сверх меры наградила.
Ум и помог ему счастливым стать.
Кто может его имя отгадать? (Рике с хохолком)
- Всех жен его постигла злая участь –
Лишил он жизни их…
Какой злодей! Кто же он
Назовите имя скорей! (Синяя борода)
- Эта сказка не нова
В ней принцесса жила.
Из-за глупого отца
Она облик свой сменила. (Ослиная шкура)
- А теперь приглашаю вас поучаствовать в викторине по сказкам
Шарля Перро «Сказки матушки Гусыни»
Слайд
Задание первое: По иллюстрации или картинке назовите сказки Ш. Перро, которые изначально вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни»
Слайд
Ответы:
- «Спящая красавица»
- «Красная шапочка»
- «Синяя борода»
- «Кот в сапогах»
- «Подарки феи»
- «Золушка»
- «Мальчик с пальчик»
- «Рике с хохолком»
Слайд
Нисколько не сомневаюсь, что они вам хорошо знакомы. Семь сказок не являются полностью авторскими, Ш.Перро черпал сюжеты из народных сказок, придал им литературную форму. И только одна сказка из сборника была написана самим Ш. Перро.
А какая это сказка, давайте угадаем. (Ответ: «Рике с хохолком»)
Слайд
Сказки любят не только дети, но и взрослые. Многие персонажи воплощены в памятниках и скульптурах. Не обойдены вниманием и сказки Ш. Перро. Интересно, узнаете ли вы героев французского писателя по фотографиям? (Дети угадывают, даю краткую информацию о местонахождении памятника или скульптуры)
Ответы:
- Кот в сапогах (Нидерланды, скульптуру в честь кота поставили в парке Вестербрук)
- Туфелька Золушки (Монако, из металлических кастрюль)
- Волк и Красная Шапочка (Украина, Донецк)
- Мальчик с пальчик (Швеция, Стокгольм)
- Карета Золушки (Россия, Ижевск)
- Сапоги Кота (Россия, Новосибирск)
Слайд
В 1862 сборник сказок Ш. Перро пополнился еще одной авторской сказкой. Какой? Чтобы узнать название сказки, давайте отгадаем две загадки:
- Везет тяжелую тележку, с утра в нее он запряжен.
Он трудится всегда прилежно, но и упрям, бывает он (осел)
- Волка не испугаешь овечьей…(шкурой)
Ответ: название сказки – «Ослиная шкура»
Слайд
В 35 км от Парижа, в начале семнадцатого века, был построен великолепный замок, владела им богатая семья Бретей. Именно здесь Шарль Перро (а он был хорошим другом владельца поместья), гуляя по живописным аллеям парка, сочинял свои сюжеты, вплетая в них народные сказания. Сейчас замок Бретей – заповедная зона героев сказок Шарля Перро. Как вы думаете, какой персонаж сегодня считается хозяином уникального замка? Так и говорят: «Это замок….» (Кота в сапогах)
Слайд
Музыкальные вопросы. Ребята, задание такое: слушаем мелодию и определяем к какой сказке ее можно отнести. (П.И. Чайковский, музыка к балету «Спящая красавица»; «Песня Красной Шапочки» из кинофильма «Про Красную шапочку»; С. Прокофьев Вальс к балету «Золушка»)
Слайд
Перед нами кроссворд по сказочным сюжетам французского писателя. Внимательно ли вы читали сказки Ш. Перро?
- Назовите другое имя Золушки. (Замарашка)
- Кто был отец Мальчика с пальчик? (Дровосек)
- Какое имя придумал Кот в сапогах для своего хозяина? (Карабас)
- Чем примечателен был главный герой в одной из сказок Ш.Перро? (Хохолком, ответ – хохолок)
- Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку? (Восемь)
- Что было синего цвета у одного из героев сказки Ш.Перро? (Борода)
- Сколько фей было на праздновании дня рождения принцессы? (Восемь)
- Какой драгоценный камень падал с губ доброй девушки – одной из героинь сказки Ш.Перро? (Алмаз)
Слайд
В какой сказке есть:
- Мышь, карета, часы, туфельки, принц («Золушка»)
- Глупая красавица, умный принц, фея, портрет («Рике с хохолком»)
- Дровосеки, пирожок, бабушка, волк («Красная Шапочка»)
- Колечко, сундук, шкура, король, пирог, осёл («Ослиная шкура»)
- Братья, лес, людоед, белые камешки (Мальчик с пальчик)
- Мельница, кролики, сапоги, Людоед, мыши («Кот в сапогах»)
- Фея, прялка, замок, принц, сон, злая колдунья («Спящая красавица»)
Слайд
Перед вами, ребята, на слайде пазлы, составленные из разноцветных фрагментов. Даем правильный ответ – открываем фрагмент. Сюжет из какой сказки спрятан за пазлами?
- За что падчерицу прозвали Золушкой? (Она часто сидела в уголке у камина на ящике с золой)
- Почему юная фея спряталась за пологом кровати в детской? (Чтобы ее пожелание было последним, и она смогла спасти принцессу)
- Почему красавица-принцесса полюбила уродца Рике? (Она увидела в нем такие достоинства, как ум, верность скромность)
- Как Синяя борода догадался, что жена была в запретной комнате? (Увидел кровь на ключе)
- Какой подарок сделала волшебница старшей дочери? (Когда та начинала говорить, с уст ее падали змея или жаба)
- Почему во второй раз Мальчик с пальчик не смог найти дорогу домой? (Чтобы найти дорогу домой, Мальчик с пальчик бросал на тропинку хлебные крошки, птицы их склевали)
- Какое было чудо у короля в конюшне? (Осел, приносящий золотые монеты)
- Что оставил в наследство старый мельник своим сыновьям? (Старший – мельницу, средний - осла, младший – кота)
- На каком языке написал сказки Ш. Перро? ( На французском)
Ответ: На иллюстрации изображена сцена из сказки «Спящая красавица»
Слайд
- Дорогие ребята, вот и закончилось наше интересное путешествие по сказкам Шарля Перро. Я рада, что вы много читаете сказок и много знаете, а значит, на свете будет больше добра. Спасибо всем за интересную и добрую игру. До новых встреч!
- А на прощание давайте споём все вместе песню из кинофильма «Красная шапочка», а я пока раздам вам буклеты на память о нашей сегодняшней встрече.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Фантазия - театральный проект на тему стихов "Матушки Гусыни" и произведений К.Чуковского" 3 класс
Очень подробное описание детского спектакля-сказки на английском языке по мотивам произведений К.Чуковского и песен и стихов "Матушки Гусыни". Много музыки и песен, тацевальных миниа...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе"Русские народные потешки. Небылицы.Стихи и песенки из книги "Рифмы матушки гусыни"
Конспект составлен в соответствии с ФГОС ....
Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе "Рифмы Матушки Гусыни"
Данная презентация поможет провести урок литературного чтения в 1 классе на тему "Рифмы Матушки Гусыни"...
Конспект внеурочного занятия по английскому языку по теме "Сказки Матушки Гусыни"
Данный конспект внеурочного занятия разработан с целью ознакомления учащихся со сборником английской народной поэзии "Сказки Матушки Гусыни". Занятие построено в игровой форме, с использован...
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»
ПредметЛитературное чтениеКласс1Тип урокаУрок открытия новых знанийТехнология построения урокаТехнология развития критического мышленияТемаРусские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Ри...
Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...
Открытое внеклассное мероприятие приуроченное ко дню конституции на тему "Мы, наши права и наши обязанности"
laquo;Мы, наши права и наши обязанности» (классный час приурочен ко Дню Конституции)...