Методика работы над сказкой.
учебно-методический материал по чтению (1 класс)
В статье раскрываются методы и приемы работы со сказкой на уроках и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку
За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный.
Сказки служат верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Они имеют большое познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие имеют сказки на ребят.
В них раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского языка – все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.
Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». противопоставлением положительного и отрицательного.
Можно сказать, что это - неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания учащихся.
И чтобы все это дошло до сознания ребенка, я вам напомню методики работы над сказкой.
- перед чтением сказки провести небольшую подготовительную беседу (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).
- Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.
- Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
- Сказку читает взрослый, но желательно ее рассказывать.
- Рассказывание должно быть выразительным. Большое значение при чтении сказок имеет так же интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
- Работать над сказкой как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.
- составить характеристику персонажей и дать оценку их поступках.
- Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений.
- Хорошим приемом понимания сказки является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.
- При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки.
- После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
- После прочтения сказки можно изготовить кукол, декорации для кукольного театра, фигурки зверей и людей для теневого театра.
- А так же составить с детьми киносценарии по сюжету сказки и проиграть его для ребят младшего возраста
- Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).
Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).
- На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа.
- Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, аудиозаписи.
- Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.
- Необходима лексическая работа над словами, выражениями, фразеологическими оборотами.
За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, что отметил А.М. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «ковре-самолете».
Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.
Для себя же поняла, что сказка для детей – это самый любимый и популярный жанр фольклора. Она имеет огромное значение в жизни ребенка.
Действительно, сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Она способствует развитию речи, мышления учащихся. Велика роль взрослого. Когда сказка приходит на урок на занятие, это всегда праздник. Особенный же праздник, если со сказкой к ребенку приходит умный и талантливый, увлеченный, с большой долей воображения педагог. Он воспитывает вдумчивого читателя с развитым воображением, образной памятью и чувством поэтического слова, приближает ребенка к пониманию подтекста сказки, ее нравственного содержания, помогает почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать и слышать не только себя, но и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной) школе V вида.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью значений многих слов. Особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, имен ...
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Методика работы над сказкой на уроках литературного чтения
Данные рекомендации посвящены методике работы со сказкой, предназначены для оказания помощи в работе учителя начальных классов . В основе рекомендаций опыт работы педагогов. Данный продукт могут...
МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Известно, что сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вым...
Статья "Методика работы над сказками в начальной школе"
В данной статье мной описывается определеный алгоритм работы над сказками в начальной школе, предлагаются новые методы и приемы, которые позволят учителю разнообразить уроки литературного чтения. Расс...
Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе
Раскрываются методические приемы работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе....