Важность осмысленного чтения в начальной школе
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Одна из важных задач начального образования - научить детей правильному, беглому, осознанному чтению. Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают учистие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
В современном мире необходимо умение преобразовывать информацию,полученную из разных источников, представленную в разных формах, а начинать учить этому детей нужно в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения, понимания информационной, смысловой и идейной сторон прочитанного. В последние годы появилась тенденция предпочтения электронных источников информации. эта зависимоть приводит к утрачиванию спобобностей ребёнка концентрироваться на каком-либо занятии. Дети привыкли получать внешнюю стимуляцию с экрана, спытывают трудности в восприятии услышанного. Не могут связывать слова в предложения, не развивается умение понимать смысл прочитанного.
Проводились исследования, которые показали неразрывную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения на бумажногм носителе. То есть, если учащиеся показывают высокий уровень грамотности, читая книгу, то они показывают аналогичный результат, читая электронные источники информации. Книга играет важную роль в жизни человека, а чтение - это главное умение, без которого невозможно постичь окружающий мир. Есть дети, которые читают с удовольствием, а есть те, котороые не любят читать. Так, с возрастом, мозг ребенка привыкает без труда получать информацию, отказываясь сомостоятельно извлекать ее из текстов, поэтому крайне плохо развивается текстовое мышление. Из-за этого дети с трудом разбираются в написанном, плохо запоминают тексты и мало читают. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма, обогощает словарный запас, развивает память и воображение, учит сопереживать, обеспечивает успешность в обучении и развитии интеллекта.
Желание читать должно формироваться в семье с раннего возраста. От того, что и как часто родители читают своим детям, зависит интерес ребенка к книгам и в целом к чтению. Когда в доме много книг, ребенок обязательно будет ими интересоваться. Даже еще не умея читать, будет рассматривать картинки, тем самым познавать окружающий мир и испытывать желание самому побыстрее научиться читать. Задачей педагогов и родителей является обеспечение доброжелательной, комфортной обстановки дома и в классе. Существует множество приемов и способов обучения детей смысловому чтению. Часто учитель использует план рассказа, чтение по ролям, предварительную беседу, иллюстрационный материал, пересказ и многие другие.
Уже с первого класса начинается обучение детей чтению, осознанному восприятию и пониманию текста, умению отличать текст от набора предложений, смысловых частей (начало текста, основная часть и заключение), способность подбирать загаловок. вместе с учителем составлять краткий план. Во втором классе дети учатся пересказывать, характеризовать героев, подбирать синонимы и антонимы. опорные слова, продолжают учиться составлять план. в третьем и четвертом классах самостоятельно выделяют главную мысль, отвечают на поставленные вопросы по тексту, сравнивают тексты разных стилей.
Способность к пониманию прочитанного развивается у детей постепенно, одновременно с накоплением знаний, жизненного опыта и развитием логического мышления. Основные методики работы над формированием осмысленного чтения были разработаны К.Д.Ушинским. Он подчеркивал,что "недостаточно, чтобы дети поняли произведение,а надобно, чтобы они его прочувствовали". Он говорил о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Обучение и воспитание ребенка должно проходить с учетом его личностных особенностей. Важным педагогическим условием для эффективного обучения детей смысловому чтению является игровая форма проведения уроков, взаимодействие семьи и школы, профессионализм и личный пример учителя.
"Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при нынешних успехах разума" - Н.Карамзин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения и осмысленному чтению в начальной школе
Технология обучения и осмысленному чтению в ...
Важность использования ИКТ в начальной школе
Презентация содержит методический материал для всех категорий сотрудников образовательных учреждений....
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе (Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения) Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбра
Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе(Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения)Данный список литературы для учащихся начальной школы носит реко...
Использование Элементов техники скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе как средства формирования навыка осмысленного чтения.
Данные упражнения позволят сформировать навык осмысленного чтения...
Важность патриотического воспитания в начальной школе.
Благодаря введению патриотического воспитания младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения наши...
Важность экологического воспитания в начальной школе.
Умение понимать окружающий тебя мир, ценить его обладать умением сострадать, сочувствовать, оказывать помощь, да и умение просто не навредить тем, кто рядом с тобой зачастую влияет на жизнь нашего рас...