«Автор и его герой» по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался». УМК «Школа России»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
«Автор и его герой» по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_e.i._charushin_tomka_ispugalsya.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Автор и его герой» по рассказу Е.И.Чарушина «Томка испугался». УМК «Школа России»
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок – диалог.
Технология урока: Технология продуктивного чтения.
Цель: Создать условие для знакомства с произведением Е.И.Чарушина «Томка испугался».
Задачи урока:
Формировать умение точно характеризовать героя.
Развивать мыслительную деятельность учащихся, навык беглого и правильного чтения, умение работать в группах, в парах.
Развивать связную речь с опорой на иллюстрации.
Научить делить текст на части по смыслу.
Воспитывать доброжелательное отношение к природе.
Метапредметные:
- Личностные: формирование умения анализировать характер и поступки героев, высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией, формирование концептуальной информации текста, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей.
- Регулятивные: формирование умения определять цель учебной деятельности с помощью учителя, следования при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия, проведение самопроверки и взаимопроверки работ, редактирования текста, оценивания выполнения своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чем сложность выполнения.
- Познавательные: формирование умения деления текста на части, вычленения главной мысли текста, воссоздания картины событий и поступков персонажей, установления логической причинно - следственной последовательности событий и действий героев произведения, поискового чтения, пересказа содержания текста самостоятельно, классификация книг по темам, жанрам, персонажам, прогнозирования содержания текста по заголовку и иллюстрации к нему, наблюдения самостоятельно делать простые выводы, выполнения задания по аналогии.
- Коммуникативные: формирование умения оформления своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, подготовка устных рассказов, устного словесного рисования, творческого пересказа, составления отзыва на работу товарища, моделирования правил участия в диалоге, умения выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, выполнения различных ролей в группе, сотрудничества в совместном решении проблемы.
Применяемые формы работы
Работа в группах по карточкам, работа в парах, анализ текста учебника.
Оборудование урока
Учебник «Литературное чтение» 2 класс, выставка его книг Е.И.Чарушина, карточки для групповой и парной работы, презентация «Е.И.Чарушин «Томка испугался».
План урока
1.Речевая разминка. Актуализация знаний (10 мин.)
2.Открытие новых знаний (15 мин.)
-работа в парах
-работа в группах
3.Работа с текстом (10 мин.)
4.Рефлексия. Домашнее задание (5 мин.)
Ход урока.
Пункт плана №2. Речевая разминка. Актуализация знаний. | ||
Работа учителя | Работа учащихся | УУД |
Организационный момент Настрой на урок Ребята! Я хочу, чтобы вы пожелали друг другу добра. И я вам тоже желаю добра. Слайд №1 | Дети кладут ладошку на ладошку и произносят: - Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу. | Познавательные УУД: - выполнять задание по аналогии Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций |
Проверка домашнего задания -_Какова главная мысль стихотворения Л. Яхнина «Пустяки»? -Прочитайте по- разному это слово, изменяя интонацию Природа. Природа? Природа! | Дети в парах проверяют выразительное чтение стихотворение Л. Яхнина «Пустяки» Природу надо любить и беречь Самооценка ( на листках) | Познавательные УУД: -наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии Регулятивные УУД: -оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения -проводить самопроверку и взаимопроверку работ Личностные УУД: -высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией Коммуникативные УУД: - моделировать правила участия в диалоге, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре |
Речевая разминка Слова, написанные на доске, можно ли отнести к природе? Медведь собака Белочка ежиха Волчата бурундук Зайчата лисица Прочитайте слова про себя, прочитайте хором целыми словами Какое слово лишнее? Поднимите руки, у кого из вас дома есть собаки? Как вы о них заботитесь? Прочитайте фразеологизм «Собачий холод?» Как вы понимаете смысл данного выражения? |
Собака. Это домашнее животное. Очень холодно. | Познавательные УУД: - наблюдать и самостоятельно делать простые выводы Личностные УУД: -высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций |
Постановка цели урока с учётом общей готовности учащихся к работе Знакомство с писателем Сегодня мы будем знакомиться с произведением Е. Чарушина Что вы знаете об этом писателе? Кто такой художник - анималист? Доклад о Чарушине Слайд №2 Знакомство с выставкой книг Е.Чарушина Посмотрите на обложки книг. Глядя на них, скажите, о чём писал автор? Он был писателем - натуралистом. А кто такой писатель - натуралист? | Работа с текстом до чтения Совместно с детьми постановка целей урока Начинал он свою деятельность, как художник - анималист. Художник, который рисует животных.
Доклад. Е. И. Чарушин с детства любил животных, лечил их, наблюдал за ними. Его произведения наполнены любовью к природе. Эту любовь привила Чарушину мама, любившая, по его словам, всё живое. Вместе с ней мальчик ходил в лес, приносил оттуда разные интересные растения. В их доме прибывало множество птиц, зверей: одни из них жили постоянно, других лечили и выпускали. Свои впечатления Е.Чарушин переносил на полотно. Особенно ему нравилось рисовать детёнышей разных животных О природе, о животных. Писатель - натуралист занимается изучением природы и пишет о ней. | Познавательные УУД: - пересказывать содержание текста самостоятельно, классифицировать книги по темам, жанрам, персонажам - наблюдать и самостоятельно делать простые выводы Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, - моделировать правила участия в диалоге, выслушивать партнёра |
Пункт плана №2 Антиципация Предположите, о чём этот текст, по его названию… Посмотрите на иллюстрацию и опишите, каким может быть по характеру щенок? -Как бы вы назвали щенка? Как назвал щенка автор? -Кого мог испугаться щенок? Теперь нам пора познакомиться с Томкой, героем произведения Е. Чарушина. Первичное чтение текста Выявление первичного восприятия Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какое у вас настроение? Почему? Физкультминутка | Открытие новых знаний Бобик, Полкан 2 подготовленных ученика читают рассказ После чтения первого ученика, дети предполагают, как могут развиваться события дальше… Чтение 2 учащегося Как живешь? – Вот так! Как идешь? Как бежишь? Как ночью спишь? Как берешь? Как даешь? Как шалишь? Как грозишь? – Вот так! | Познавательные УУД: Прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации к нему, делать простые выводы, выполнять задания по аналогии при выполнении заданий инструкций учителя и алгоритмам Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций Личностные УУД: -высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией, формулировать концептуальной информацией текста |
Перечитывание текста Чтение рассказа цепочкой с заранее поставленным заданием При чтении текста подчеркните, какие ещё названия животных встретились вам? Анализ текста Работа в парах Из перечисленных слов, подберите слова подходящие для Томки? (подтвердите словами из текста) Слайд №3 Слайд №4 Слайд № 5 Беседа по содержанию текста Работа в группах Дети отвечают на вопрос, который они выбрали с помощью кубика Блума (свой ответ подтвердить предложениями из текста)
Как автор относится к Томке? | Корова, коза, кошка Отважный, глупый, озорной, смелый, трусливый, любопытный, огромный, осторожный, маленький, решительный (Самооценка) | Регулятивные УУД: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия, проводить самопроверку и взаимопроверку работ, редактировать текст, оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения Познавательные УУД: - вычленять главную мысль текста -делать простые выводы, выполнять задания по аналогии Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций -моделировать правила участия в диалоге, умение выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы Личностные УУД: - анализировать характер и поступки героев, выявлять моральное содержание и нравственное значение действий персонажей |
Пункт плана № 3 Работа с текстом | ||
Деление на части Прочитайте рассказ про себя и подумайте на сколько частей можно разделить этот текст? Найдите границы этих частей? О чём они? Творческое задание Пересказ по картинкам Перескажите по картинкам сюжет рассказа за, его события по порядку. Вспомните что такое завязка, кульминация, развязка. На Найдите их в рассказе. | На 2 части Первая часть о том, как Томку взяли на охоту, а он заснул. Вторая часть о том, как Томка пытался загрызть корову Завязка - начало событий рассказа Кульминация – самый важный, решающий момент в рассказе, его вершина Развязка – окончание событий | Познавательные УУД: - делить текст на части - пересказывать содержание текста Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций готовить устный рассказ - моделировать правила участия в диалоге, умение выслушивать партнёра - выполнять различные роли в группе Регулятивные УУД: - проводить редактирование текста |
Пункт плана №4 Рефлексия. Домашнее задание | ||
Подведение индивидуальных и коллективных итогов работы -Справились ли мы с поставленной задачей? Д. з: выразительное чтение рассказа. Нарисовать рисунок к рассказу. | Записывают домашнее задание в дневник Выставляют оценки, полученные за урок. | Познавательные УУД: -делать выводы - выполнять задания по аналогии Коммуникативные УУД: - сотрудничать в совместном решении проблемы Регулятивные УУД: -следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия -оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения |
Директор школы: /Онгоева Н.К.
Скажем «здравствуйте» руками!
Скажем «здравствуйте» глазами!
Скажем «здравствуйте» мы ртом!
Станет радостно кругом!
Повернитесь друг другу, подарите биение сердца друг другу, гостям.
Настроение бодрое, веселое у всех? Тогда начнем урок.
Ребята, покажите, пожалуйста, с помощью сигнальных карточек, с каким настроением вы начинаете этот урок. Я думаю, что такое же приподнятое настроение будет у вас и в конце урока. Слайд 1.
2.Актуализация знаний и постановка целей урока.
Сегодня мы будем знакомиться с новым произведением из раздела «О братьях наших меньших». Жанр и название этого произведения вы должны будите определить сами. Об авторе я расскажу. Посмотрите внимательно на этого человека. Слайд 2.
–Вы когда – нибудь видели его?
–Глядя на этот портрет, дайте характеристику этому человеку. Какой он?
(используют слова добрый – злой, старый – молодой, о чем говорят его глаза, губы, брови?)
-Вы знакомы с ним?
-Кто это?
Сейчас я расскажу вам об этом человеке.
3.Рассказ об авторе. Слайд 3.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в семье архитектора. Его мама очень любила разные растения и животных. Мама, любящая все живое, передала эту любовь и своему сыну. Они часто ходили в лес. Любили слушать рассказы лесников, охотников о жизни и повадках животных. А потом и сам маленький Женя стал наблюдать за птицами, за поведением животных. Как и его отец Евгений Чарушин великолепно рисовал с детства. Его дом напоминал зоопарк – кудахтающий, ржащий, мяукащий, хрюкающий, лающий.
Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родителям за мое детство, потому что все впечатления остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас писатель и художник, то это только благодаря моему детству.
Самым любимым чтением маленького Жени были книги о жизни животных.
Начал свою творческую деятельность Е.И.Чарушин как художник – анималист, с иллюстрирования детских книг о животных. И только позже пробовал писать сам о животных. Самые известные его книги: «Птенцы», «Волчишко», «Животные жарких стран», «Цыплячий город» и др. Слайд 4-6
Мир животных посреди первозданной природы – это его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней, рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.
А вот определить о ком создавал свои произведения Е.Чарушин, вы сможете определить сами, посмотрев на выставку книг этого автора. (Ответы детей)
Да, ребята, Е.Чарушин настоящий мастер детской книги. Он знал и любил природу. Герои его книг – звери и птицы.
Итак: Как зовут нашего гостя?
Кто он по профессии?
Кого он любил рисовать?
Назовите профессию человека, который изображает животных?
Он не только писатель, но и художник – анималист. Большинство иллюстраций к своим книгам нарисовал сам.
Посмотрите на некоторые его иллюстрации.
Итак: определим тему нашего урока:…………
Цель урока:……….
Сегодня нам предстоит разгадать одну из тайн литературы. Как вы думаете, какие качества нам понадобятся?
Дети. Наблюдательность, сосредоточенность, терпение…
У. Как вы считаете, эти качества в большой мере присущи ученому или писателю?
Значит, мы сегодня постараемся быть учеными – исследователями. А работать мы будем с произведением Егения Чарушина «Томка испугался»
4.Знакомство с рассказом Е.И.Чарушина «Томка испугался»
А теперь я предлагаю познакомиться с одним из произведений Е.Чарушина, а с каким вы узнаете позже. После прослушивания вы дадите свое название текста и определите его жанр.
Читает подготовленный ученик.
Итак: вы прослушали это произведение. Назовите его жанр (рассказ). Докажите, что это рассказ.
В начале знакомства с текстом мы сделали предположение, что мы будем читать о собаке. Это предположение верно? (да). Слайд 7.
Что еще помогает определить, о ком пойдет речь в тексте? (иллюстрации). Давайте посмотрим на иллюстрации. Рассмотрите их внимательно. Можем ли с уверенностью сказать, что речь пойдет о собаке? (да).
А какая это собака? (маленькая, щенок).
У писателя есть целая книга о нем.
5. Физминутка
Как живешь? – Вот так!
Как идешь?
Как бежишь?
Как ночью спишь?
Как берешь?
Как даешь?
Как шалишь?
Как грозишь? – Вот так!
6. Работа над текстом.
Кто главный герой этого рассказа? Докажите.
Перечислите персонажей текста. Докажите, что это персонажи, а не главные герои текста.
Какие чувства вы испытываете к Томке?
Как автор относится к главному герою? Докажите словами из текста.
7. Работа над языковыми средствами текста – антонимами.
- Перечислите персонажей текста.
Прочитайте слова, написанные на доске. (Малюсенький, небольшой, крупный, огромный, отважный, смелый, решительный, любопытный, осторожный, трусливый).
-Есть ли здесь слова, характеризующие персонажей рассказа?
(Корова – маленькая; огромная, воробей – маленький, небольшой; щенок – трусливый, смелый, отважный, любопытный, осторожный; коза -?; кошка - ?
Сравните получившиеся ряды. Что необычного вы заметили? Корова названа и маленькой и огромной, и про щенка говорится, что он, то трусливый, то смелый.
Что это за волшебство?
Может это сказка, а не рассказ?
Кто может объяснить эту загадку?
В одном существе часто уживаются разные черты характера и проявляются в разных ситуациях, кроме того, одни те же черты характера воспринимаются по – разному в зависимости от настроения и от ситуации. Мастерство писателя состоит в том, что он видит эти сложные проявления восприятия и очень по – доброму, с юмором изображает в рассказе.
8. Выразительное чтение эпизодов.
Работа в парах. Попробуйте прочитать так, что было бы слышно, где Томка храбрец, а где он трусишка.
Рефлексия. Термометры настроения.
У кого на уроке вы встретили вот такое сердце, полное любви?
9. Итог урока: работа по карточкам в парах. Слайд 7.
1. Е.Чарушин (художник,………………?,…………….?,……………?) Продолжите.
2. Жанр произведения (сказка, басня, рассказ, колыбельная песня) Выберите правильный ответ. Почему?
3.Главный герой………………..? Напишите. Докажите, что это главный герой?
4. Персонажи…………….?,……………..?,…………………?,……….? Перечислите.
5. Отношение автора к Томке (ругает, любит, гордится, посмеивается, печалится) Как вы думаете? Почему?
6. Текст читается (весело, грустно, скучно, легко, с юмором, с печалью) Как вы считаете? Почему?
Давайте подумаем, что мог сказать нам на прощание каждый: Томка, корова, Е. Чарушин?
На столе карточки, которые вы должны заполнить. Выберите два ответа из предлагаемых вариантов, который вам больше подходит, и обведите ручкой.
1.На уроке я работал активно/пассивно.
2. Своей работай я доволен/ недоволен.
3.Урок для меня показался коротким/ длинным.
4. Материал урока понятен /не понятен.
5. Материал урока полезен /неполезен.
6. Материал урока интересен /неинтересен.
Домашнее задание: продолжить знакомство с другими рассказами Е.И. Чарушина, постараться увидеть мастерство писателя.
Я благодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.
Анализ урока.
Тема: «Автор и его герой» по рассказу Е.И.Чарушина «Томка испугался».
Структура урока была четкой, соответствовала технике продуктивного чтения. Приемы и методы данной технологии дают возможность эффективно работать с текстом, вести диалог, развивать творческую деятельность, основанную на инициативе и самостоятельности школьника. Выбор данной техники определяется целями и задачами, поставленными в ходе урока: развивать умение воспринимать текст на слух; способствовать развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать; развивать навык правильного, смыслового чтения; определять характер рассказа, отношение автора к герою; понимать глубокий смысл произведений малого фольклорного жанра; развивать связную речь с опорой на иллюстрацию; формировать умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, выказывать свое отношение к произведению, умение чувствовать изменение эмоционального состояния героя по мере развития сюжета.
Основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала: отобранное содержание урока, оборудование и, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые, фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, стимулирование познавательных интересов учащихся. Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов по сюжетной линии произведения на основе субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательность, уровень успешности и первичного закрепления нового материала.
Для эмоционального восприятия материала использовала слайды. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающие технологии, создавала ситуации психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем высказывании. Все эти умения были необходимы для того, чтобы сделать правильные выводы, проанализировать несколько мнений.
Урок прошел с большим эмоциональным подъемом, строился на принципах сотрудничества, совместного поиска, самостоятельности. Все поставленные цели и задачи выполнены.
Заместитель директора по УВР начальных классов…………………../Л.С.Буяева/
Приложение к плану – конспекту урока
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид, ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Фотографии | Мультимедийноепособие, практический | Иллюстрации | http://photoportal.com.ua/photos/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Программа Занкова» Учитель: Решетникова Елена Борисовна. Тема: Е.И.Чарушин. «Томка испугался»
Знакомство с рассказом Е.Чарушина "Томка испугался" Формировать умение точно характеризовать героя, персонажа,воспитывать бережное отношение к животным, природе....
Презентация "Е.Чарушин "Томка испугался"
Слайды для проверки домашнего задания и новой теме....
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Евгений Иванович Чарушин «Томка испугался»
Материал содержит разработку урока по литературному чтению в 1 классе и мультимедийную презентацию к нему...
Е.Чарушин "Томка испугался", "Томкины сны"
Презентация для 2 класса по литературному чтению Е.Чарушин "Томка испугался", "Томкины сны"...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Евгений Чарушин. Томка испугался" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Е. Чарушина и его рассказом «Томка испугался»; совершенствование навыков выразительного чтения; умения анализировать расска...
Конспект урока литературного чтения. Тема: Евгений Чарушин «Томка испугался» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс.)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Е. Чарушина «Томка испугался»; формирования навыка правильного, осознанного чтения рассказа.Планируемые результаты:Предметные: знать п...
Технологическая карта урока литературного чтения "Е. Чарушин. Томка испугался" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с биографией Е. Чарушина и его рассказом «Томка испугался»; совершенствование уме...