Прощание с Азбукой
материал по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ
Вход в музыкальный зал под песню «Чему учат в школе?»
ДЕТИ (один за другим): Много долгих лет пройдёт,
Надо много лет учиться.
Не лениться, а трудиться!
Год за годом промелькнёт,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Менеджеры и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы,
ХОРОМ: Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В такой уютный первый класс!
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы азбуку свою раскрыли,
Раскрыли школьную тетрадь.
Теперь мы знаем буквы, слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Все мы сегодня говорим:
ХОРОМ: «За всё тебя, азбука, благодарим»!
(дети садятся)
УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас необычный день. Мы
закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень
выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали
первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели,
месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это
общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с
первой серьезной победой!
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет:
ДЕТИ (хором): Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
ГОЛОС (из-за угла): Как это нет? Что вы врёте?
УЧИТЕЛЬ: Ой, кто это? Кто это сказал?
НАФАНЯ: Это я, Нафаня.
УЧИТЕЛЬ: Нафаня… В нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам. Ты
из какого класса, мальчик?
НАФАНЯ: Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учился, не учусь и учиться
не собираюсь. Зачем забивать голову всякой ерундой?
УЧИТЕЛЬ: Что значит «ерундой»? Да ты у ребят спроси, сколько они всего в школе
узнали, читать и писать научились!
НАФАНЯ: Зачем в школу мне идти?
Я буквы знаю лет с пяти!
Нужен этот первый класс!
Я пойду домой сейчас,
Попрошу купить компьютер.
Буду целый день играть.
В Интернет письмо писать!
УЧИТЕЛЬ: Подожди, не торопись, к нашей школе приглядись.
А уйти всегда успеешь, и включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь – подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!
НАФАНЯ: Как бы не так, ведь я всё знаю:
Цифры знаю, буквы знаю.
УЧИТЕЛЬ: (показывает на вошедшую букву Р) Эту тоже?
НАФАНЯ: Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе: «Перед нами буква «Рэ».
БУКВА Р: Я не рэ, не рэ, не рэ, хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдёшь в «горах», в «тундре», в «речке», в «берегах».
Рокочу я громким громом и реву звериным рёвом-
Вот тигриным, например. Моё имя – буква «эр»!
НАФАНЯ: Извините, я не знал, что неправильно сказал…
УЧИТЕЛЬ: У каждой буквы в русской азбуке есть своё имя и наши ребята очень
хорошо их знают.
НАФАНЯ: А давайте проверим!
ИГРА «ПРОЧИТАЙ БЕЗ ЗАПИНКИ» (Каждый ученик по очереди называет буквы
К, Х, Ш, Щ, Й, Т, Ч, Ц, Л, М, Р, С, П, Н)
НАФАНЯ: (морщит лоб) Так-так. А вот мне бабуся говорила, что буквы должны стоять
строго по порядку.
УЧИТЕЛЬ: Твоя бабушка права – у каждой буквы есть своё место. Такой порядок
называется алфавит.
НАФАНЯ: Точно, «лафавит». А вот его то вы и не знаете.
УЧИТЕЛЬ: Ты ошибаешься , Нафаня. Ребята и алфавит хорошо знают. (Игра
«Печатающая машинка»). Один раз на уроке мы с ребятами составляли
азбуку для животных. А хочешь, Нафаня, мы сказочную азбуку составим?
(Айболит, Бармалей и т.д.)
НАФАНЯ: А читать то на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает – ни в
какой книжке вашей не прочтёшь!
УЧИТЕЛЬ: Сказки – это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в
книжках написано, твоя бабушка не знает.
НАФАНЯ: Неправда. Давай проверим, что она не знает, я знаю!
УЧИТЕЛЬ: Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я называю сюжет сказки или
героя, а ты отгадывай.
НАФАНЯ: Валяйте.
ИГРА «УЗНАЙ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ»
Кот (В сапогах, Матроскин, Леопольд) Домовёнок (Кузя)
Папа (Карло) Трусливый (Лев)
Маленький (Принц, Мук) Черепаха (Тортила)
Старик (Хоттабыч) Барон (Мюнхгаузен)
Старуха (Шапокляк) Дядя (Фёдор, Стёпа)
Крокодил (Гена) Али (Баба)
Иванушка (Дурачок) Кристофер (Робин)
Красная (Шапочка) Железный (Дровосек)
Соловей (Разбойник) Кощей (Бессмертный)
ИГРА «УГАДАЙ СКАЗКУ»
- «Я иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла»
- В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча.
- Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю.
- Попросилась Лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Пошёл он в кузницу, велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом.
- Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка.
НАФАНЯ: Ладно, ваша взяла. Радуйтесь, что обидели ребёнка. Вот скажу бабусе, она
вам покажет! Ба – буш - ка!!!(Нафаня убегает)
УЧИТЕЛЬ: Вот глупый! Вместо того, чтобы обижаться, лучше бы читать научился.
Ну, пусть идёт. А мы с вами, ребята, продолжим праздник.
ПЕСНЯ
(Стук, грохот, входит Баба – Яга и тащит за руку упирающегося Нафаню).
БАБА ЯГА (детям): Ну, в чём дело? Хто Нафаню обидел?
УЧИТЕЛЬ: Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, так врываться в гости неприлично, а в-
третьих, никто его не обижал.
БАБА ЯГА: Как не обижал? Ребёнок прибежал, весь в слезах, меня, говорит целая
свора ребят дурачком назвала.
УЧИТЕЛЬ: Не свора, а класс. И ничего плохого мы о нём не говорили. Просто ваш
Нафаня игру проиграл. Оказывается, его бабушка не все сказки на свете
знает.
БАБА-ЯГА: Ну, а, если не все, что тогда? Ребятёночка моего обижать? Ух вы, фулюганы.
УЧИТЕЛЬ: Баба-Яга, не сердись, пожалуйста. В нашем классе сегодня праздник. Наши
ребята уже научились читать. И сегодня мы с «Азбукой» прощаемся. Кстати,
она должна была подойти. Где же она?
БАБА-ЯГА: Ах, Азбука, говорите. Ну ждите, ждите…Не придёт к вам ваша Азбука.
УЧИТЕЛЬ: Почему?
НАФАНЯ: А мы её в чулане заперли, чтобы жить не мешала.
УЧИТЕЛЬ: Что же нам теперь делать?
БАБА-ЯГА: А вы покажите нам, какие вы грамотные да догадливые стали. Может тогда
я и открою чулан.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы поможете выручить Азбуку?
БАБА-ЯГА: (Первое задание)
Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась-
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда зашла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Ехал дядя без жилета, На поляне весной
Заплатил он штраф за это. Вырос зуб молодой.
Сидит на грядке крепко Синеет море перед нами,
Жёлтенькая кепка. Летают майки над волнами.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме: Лежит лентяй на раскладушке,
«Там ползёт зелёный лук Грызёт, похрустывая, пушки.
С длинными усами».
Не учил уроки, Говорят, один рыбак
А играл в футбол, В речке выловил башмак.
Оттого в тетрадке Но зато ему потом
Появился гол. На крючок попался дом.
(Второе задание) Угадайте, как зовут моих друзей (анаграммы -
Леший, Водяной, Кикимора, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный)
НАФАНЯ: (Третье задание) Я сочинил стихотворение, но из него выпали слова.
Поставьте их на место:
Я нос уткнул в оконное …
Осенним утром муху …
Она снаружи на окне…
И на меня внимательно …
Я думаю, что мухе…
И интересно, и ногам…
(Слова для справок: Стекло 1, глядит 4, принесло 2, тепло 6, сидит 3, повезло 5).
БАБА-ЯГА: (манит Нафаню пальцем) А ну-ка, голубчик, иди сюды. И тебе не стыдно
было говорить плохое про этих первоклассников? Посмотри, как они
хорошо читать научились! Все наши хитрые задания отгадали. Ай – да,
молодцы!
УЧИТЕЛЬ: Баба-Яга, это Азбука научила детей читать. А ты до сих пор её в чулане
держишь.
БАБА-ЯГА: Ах, я, садовая голова! Беги, Нафаня, скорее, открой чулан и приведи к нам
Азбуку!
ПЕСНЯ
(Нафаня вводит Азбуку за руку)
АЗБУКА. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Я очень рада вас видеть.
Вот и я, мои друзья,
Всех вас видеть рада я!
Я - Азбука, учу читать, меня никак нельзя не знать!
Меня изучишь хорошо и сможешь ты тогда.
Любую книжку прочитать без всякого труда.
А в книжках есть про всё, про всё, про реки, про моря,
И что у неба нет конца, и круглая земля,
Про космонавтов, к облакам летавших много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Я пришла к вам 1 сентября и останусь с вами на всю жизнь. Я буду напоминать
вам о первом школьном дне, о первом школьном звонке, о самой первой вашей
ступеньке к вершинам знаний. На память о первой школьной победе я каждому
ученику вручаю грамоту. (вручает)
ДЕТИ: Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом,
Мы б не знали ничего.
Книгу всем понятную,
Умную, занятную,
Мальчики и девочки,
Все читать хотят!
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок,
Просит книжку почитать.
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
АЗБУКА: Ну а теперь разрешите проводить вас в страну Литературию – мир
увлекательных историй и приключений. А билетом в эту страну вам станет
книга для чтения «Капельки Солнца» (раздаёт учебники, прощается и уходит)
НАФАНЯ: (тихо плачет) И-и-и!
БАБА-ЯГА: Что с тобой, внучек?
НАФАНЯ: Я тоже хочу такую книжку.
УЧИТЕЛЬ: Но её дают только тем, кто умеет читать. А ты читать умеешь?
НАФАНЯ: Я научусь!
УЧИТЕЛЬ: А мы тебе, Нафаня, подарим Азбуку и ты тоже, как ребята, научишься
читать и писать. Хорошо, ребята?
УЧИТЕЛЬ: Вот и заканчивается наш праздник. Я предлагаю сейчас всем вместе – и
гостям, и ребятам-школьникам спеть песню о дружбе, ведь в школе они
учатся не только читать, но и дружить.
ПЕСНЯ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:· развитие познавательной активности и творчес...
Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....
Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»
Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....
Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой
Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!
Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...
Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»
Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...