Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс | 168.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы учебного предмета «Русский язык»:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
- ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373(с изменениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- СП 2.4.3648-20«Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
- СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" от 30 июня 2020 г. N 16;
- СанІІиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115;
- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Джидинская СОШ»
- Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Джидинская СОШ» на 2021 – 2022 учебный год;
- Учебный план МБОУ «Джидинская СОШ» на 2021 – 2022 учебный год;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Джидинская СОШ»
-Рассматриваемая программа реализуется с помощью учебника «Литературное чтение» (авторы: В.Г.Горецкий,) Москва, «Просвещение»,. 2013г Москва, «Просвещение», 2019г. Данная линия учебников рекомендована Министерством образования и науки РФ.
- В программе возможна корректировка в связи с эпидемиологической обстановкой по COVID-19
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения предмета «Литературное чтение»:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научно -познавательным
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на изучение литературного чтения во 2 классе отводится 4 часа в неделю, всего - 136 ч. Авторская программа курса «Литературное чтение»: рассчитана на 136 часов.
Формы контроля:
- индивидуальная
- групповая
- фронтальная
- парная
Виды контроля
- устный;
- письменный;
- практический
Приёмы контроля
беседа, рассказ, ответ, тестирование, тренировочные упражнения; составление планов, схем, таблиц; сочинения, письменные контрольные работы, обсуждение, диалог, описание
Периодичность оценки предметных образовательных результатов и сформированности читательской грамотности
Вид работы контрольных мероприятий | Месяц, неделя | Итого за год | ||||||||
сент. | окт. | нояб. | декаб. | янв. | фев. | март | апр. | май | ||
Проверочная работа | ||||||||||
Комплексная работа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Личностные результаты
- Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
- Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
- Осознавать свою принадлежность к определённому Этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
- Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
• Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (например, татарскую, коми, чеченскую и др.)
- Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
- Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное, время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации. Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
- Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
- Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
- Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
- Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
- Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
- Приводить примеры ответственного / безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
- Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
- Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
- Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркостй, точности и лаконичности описания.
- Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам «Небо», «Звёзды», «Ветер», «Тучи», «Горы» и пр.).
- Использовать устное словесное рисование, употреблять понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих высказываниях.
- Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «Радуге чувств» (графическом изображении развития чувств с помощью цветовой гаммы), объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
- Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений, — это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
- Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие им.
- Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
- На основе моральных понятий и норм строить морально-этическое суждение из 5- 6 предложений о поступке того или иного персонажа произведения.
- Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
- Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работе с компьютером.
- Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием.
- Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
- Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
- Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказки). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, с репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений.
- Осознавать значение русских народных и литературных сказок, басен И. Крылова для русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, лите-ратурный и научно-познавательный тексты, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5—6 предложений по предложенной теме.
- Оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
- Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/ недостойно, искренне /лживо, нравственно/безнравственно и др.).
- Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
- Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через. Интернет. Готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя группы продлённого дня и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор-читатель), выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанномуц выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюду паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
- осуществлять переход с уровня восприятия событий произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познава- тельному или художественному стилю; составлять таблицу различий;
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Поиск необходимой книги в библиотеке. Подготовка сообщения о книге-справочнике, научно-познавательной книге.
Устное народное творчество (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя.
Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений.
Русские писатели (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смыл а басни со смыслом пословицы. Л. Толстой. Басни Л. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений.
О братьях наших меньших (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ. Оценка планируемых достижений.
Из детских журналов (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Игра. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение. Проект «Мой любимый детский журнал». Оценка своих достижений.
Люблю природу русскую. Зима (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка достижений
Писатели — детям (19 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям. С. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. Михалков. Стихи. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.А. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений.
Я и мои друзья (11 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение смысла пословицы и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Выборочный пересказ рассказа па заданию учителя. Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Весна (11 ч)
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись. Проект «Создание газеты: 9 мая — День Победы».
И в шутку и всерьёз (15ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение. Инсценирование стихотворения. Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов.
Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценка планируемых достижений.
Литература зарубежных стран (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Выборочный пересказ эпизода сказки по заданию учителя. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель сказочник». Оценка достижений.
Учебно-тематический план
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы |
1. | Самое великое чудо на свете | 2 |
2. | Устное народное творчество | 12 |
3. | Люблю природу русскую. Осень. | 8 |
4. | Русские писатели | 14 |
5. | О братьях наших меньших | 12 |
6. | Из детских журналов | 8 |
7. | Люблю природу русскую. Зима. | 10 |
8. | Писатели-детям | 19 |
9. | Я и мои друзья | 11 |
10. | Люблю природу русскую. Весна | 11 |
11. | И в шутку и в серьез | 15 |
12. | Литература зарубежных стран | 13 |
13. | Комплексная работа | 1 |
14 | Резерв Итого: | 136 + 1ч(резерв) |
Литературное чтение.
136 часов (4 часа в неделю)+1ч(резерв)
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка | ||||
Самое великое чудо на свете (2 часа) | ||||||||
1. | Знакомство с учебником «Литературное чтение» (2 класс). Введение в тему «Самое великое чудо на свете» | |||||||
2 | Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» | |||||||
Устное народное творчество (12 часов) | Устное народное творчество (12 часов) | |||||||
3. | Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. | |||||||
4. | Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Развитие речи: сочинение по пословице. | |||||||
5. | Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. | |||||||
6. | Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. | |||||||
7. | Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. | |||||||
8. | Сказки. Русские народные сказки. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | 15.09 | ||||||
9. | Сказка «У страха глаза велики». Развитие речи: обучение подробному пересказу с сохранением особенностей сказки. | 16.09 | ||||||
10. | Сказка «Лиса и тетерев» | 17.09 | ||||||
11. | Сказка «Лиса и журавль». Сказка «Каша из топора». | 21-22.09 | ||||||
12. | Сказка «Гуси-лебеди» | 23.09 | ||||||
13. | Внеклассное чтение: русская народная сказка «Сестрица Алёнущка и братец Иванушка» | 24.09 | ||||||
14. | Обобщение и проверка знаний по разделу «Устное народное творчество» | 28.09 | ||||||
Люблю природу русскую. Осень. (8 часов) | Люблю природу русскую. Осень. (8 часов) | |||||||
15. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. | 28.09 | ||||||
16. | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 29.09 | ||||||
17 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…» | 30.09 | ||||||
18 | А.Плещеев «Осень наступила…» | |||||||
19 | А.Фет «Ласточки пропали…» | |||||||
20 | А.Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». С.Есенин. «Закружилась листва золотая…». | 1.10 | ||||||
21 | В.Брюсов. «Сухие листья…». И.Токмакова. «Опустел скворечник…». М.Пришвин. «Осеннее утро». | 5.10 | ||||||
22 | В.Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | 6.10 | ||||||
Русские писатели (14 часов) | Русские писатели (14 часов) | |||||||
23 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С.Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» | 7-8.10 | ||||||
24. | А.С.Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» | 12.10 | ||||||
25 | А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. | 13.10 | ||||||
26 | А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. | 14.10 | ||||||
27 | А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. | 15.10 | ||||||
28 | И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак» | 19.10 | ||||||
29 | И.А.Крылов. басня «Стрекоза и Муравей» | 20.10 | ||||||
30 | Л.Н.Толстой. «Старый дед и внучек» | 21.10 | ||||||
31 | Л.Н.Толстой. «Филиппок» | 22.10 | ||||||
32 | Л.Н.Толстой. «Правда всего дороже» | 26.10 | ||||||
33 | Л.Н.Толстой. «Котёнок». Развитие речи: обучение подробному пересказу | 27.10 | ||||||
34 | Обобщение и проверка знаний по разделу «Русские писатели» | 28.10 | ||||||
35 | Внеклассное чтение: К.Д.Ушинский «Ветер и солнце», В.И.Даль «Старик-годовик» Замер техники чтения. | 29.10 | ||||||
36 | Внеклассное чтение: К.Д.Ушинский «Ветер и солнце», В.И.Даль «Старик-годовик» | |||||||
О братьях наших меньших (12 часов) | О братьях наших меньших (12 часов) | |||||||
37 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных. Н.Сладков. «Они и мы». А.Шибаев. «Кто кем становится» |
| ||||||
38 39 | Б.Заходер. «Плачет киска в коридоре…». И.Пивоварова. «Жила-была собака…» В.Берестов. «Кошкин щенок» | 16.11 | ||||||
40 | М.Пришвин. «Ребята и утята». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 17.11 | ||||||
41 | ||||||||
42 | Е.Чарушин. «Страшный рассказ» | 18.11 | ||||||
43 | Б.Житков. «Храбрый утёнок». | 19.11 | ||||||
44 | В.Бианки. «Музыкант» | 23.11 | ||||||
45 | В.Бианки. «Сова». | 24.11 | ||||||
46 | Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок | 25.11 | ||||||
47 | Внеклассное чтение: Е.Чарушин «Про Томку», В.Бианки «Лесные домишки», М.Пришвин «Ёж» | 26.11 | ||||||
48 | Обобщение и проверка знаний по разделу «О братьях наших меньших» | 30.11 | ||||||
Из детских журналов (8 часов) | Из детских журналов (8 часов) | |||||||
49. | Знакомство с названием раздела. Обучение составлению вопросов. Проект «Мой любимый детский журнал» | 1.12 | ||||||
50. | Д.Хармс. «Игра». Д.Хармс. «Вы знаете?» | 2.12 | ||||||
51. | Д.Хармс. С.Маршак. «Весёлые чижи» | 3.12 | ||||||
52. | Д.Хармс. «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс. «Очень-очень вкусный пирог». Ю.Владимиров. «Чудаки» | 7.12 | ||||||
53. | А.Введенский. «Учёный Петя». А.Введенский. «Лошадка» | 8.12 | ||||||
54. | Внеклассное чтение: детские журналы «Клёпа», «Мурзилка», «Чиж и ёж», «Весёлый затейник» | 9.12 | ||||||
55. | Проект: «Любимый детский журнал» | 10.12 | ||||||
56. | Обобщение и проверка знаний по разделу «Из детских журналов» | |||||||
Люблю природу русскую. Зима. (10 часов) | Люблю природу русскую. Зима. (10 часов) | |||||||
57. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой | 14.12 | ||||||
58.. | Стихотворения русских поэтов на тему «Первый снег». И.Бунин. «Зимним холодом пахнуло…» | |||||||
59. | К.Бальмонт. «Снежинка» (в сокращении) | |||||||
60. | Я.Аким. «Утром кот принёс на лапках…» | |||||||
61. | Ф.Тютчев. «Чародейкою Зимою…» | 15.12 | ||||||
62. | С.Есенин. «Поёт зима – аукает…» (в сокращении). С.Есенин. «Берёза» | 16.12 | ||||||
63. | Сказка «Два Мороза» | 17.12 | ||||||
64. | С.Михалков. «Новогодняя быль». Развитие речи: обучение выборочному пересказу | 21.12 | ||||||
65. | А.Барто. «Дело было в январе…». С.Дрожжин. «Улицей гуляет…». Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 22.12 | ||||||
66. | А.Барто. «Дело было в январе…». С.Дрожжин. «Улицей гуляет…». Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 23.12 24.12 | ||||||
Писатели – детям (19 часов) | Писатели – детям (19 часов) | |||||||
67. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К.И.Чуковский. «Путаница». | 11.01 | ||||||
68. | ||||||||
69. | К.И.Чуковский. «Радость». | 12.01 | ||||||
70. | К.И.Чуковский. «Федорино горе». | 13.01 | ||||||
71. | К.И.Чуковский. «Федорино горе». | 14.01 | ||||||
72. | С.Я.Маршак. «Кот и лодыри» | 18.01 | ||||||
73. | С.В.Михалков. «Мой секрет» | 19.01 | ||||||
74. | С.В.Михалков. «Сила воли» | 20.01 | ||||||
75. | С.В.Михалков. «Мой щенок» | 21.01 | ||||||
76. | А.Л.Барто. «Верёвочка» | 25.01 | ||||||
77. | А.Л.Барто. «Мы не заметили жука» «В школу» | 26.01 | ||||||
78. | ||||||||
79. | А.Л.Барто. «Вовка – добрая душа» | 27.01 | ||||||
80. | Н.Н.Носов. «Затейники» | 28.01 | ||||||
81. | Н.Н.Носов. «Живая шляпа». Развитие речи: обучение выборочному пересказу | 1.02 | ||||||
82. | Н.Н.Носов. «Живая шляпа». Развитие речи: обучение выборочному пересказу | 2.02 | ||||||
83. | Н.Н.Носов. «На горке» | 3.02 | ||||||
84. | Обобщение и проверка знаний по разделу «Писатели - детям» | 4.02 | ||||||
85. | Я и мои друзья (11 часов) | |||||||
86. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Берестов. «За горой» | 8.02 | ||||||
87. | В.Берестов. «Гляжу с высоты на обиду». Э. Мошковская. Стихотворение «Я ушёл в свою обиду» | 9.02 | ||||||
88. | В.Лунин. Стихотворение «Я и Вовка» | 10.02 | ||||||
89. | Н.Булкагов. «Анна, не грусти!» | 11.02 | ||||||
90. | Ю.Ермолаев. «Два пирожных» | 15.02 | ||||||
91 | В.Осеева «Волшебное слово». Развитие речи: обучение выборочному пересказу | 16.02 | ||||||
92 | В.Осеева. «Хорошее» | 17.02 | ||||||
93 | В.Осеева. «Почему?» | 18.02 | ||||||
94 | Урок худ.чтения Л.Кассиль «У классной доски» | 20.02 | ||||||
95 | Е.Благинина «Простокваша», В.Орлов «На печи» | 24.02 | ||||||
96 | Обобщение и проверка знаний по разделу «Я и мои друзья» | 25.02 | ||||||
Люблю природу русскую. Весна. (11 часов) | Люблю природу русскую. Весна. (11 часов) | |||||||
97 | Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. | 1.03 | ||||||
98 | Ф.Тютчев. «Зима недаром злится…» | 2.03 | ||||||
99 | Ф.Тютчев. «Весенние воды» | 3.03 | ||||||
100 | А.Плещеев. «Весна», «Сельская песенка» | 4.03 | ||||||
101 | А.Блок. «На лугу». С.Маршак. «Снег уже теперь не тот…» | 9.03 | ||||||
102 | И.Бунин. «Матери» (в сокращении), А.Плещеев. «В бурю» | 10.03 | ||||||
103 | Е.Благинина. «Посидим в тишине» Э.Мошковская. «Я маму мою обидел…» | 11.03 | ||||||
104 | С.Васильев. «Белая берёза». | 15.03 | ||||||
105 | Проект «Газета «День Победы – 9 мая» | 16.03 | ||||||
106 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | 17.03 | ||||||
107 | Провероная работа по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | 18.03 | ||||||
И в шутку и всерьёз (15 часов) | И в шутку и всерьёз (15 часов) | |||||||
108 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Заходер. «Товарищам детям» | 29.03 | ||||||
109 | Б.Заходер. «Что красивей всего?» | 30.03 | ||||||
110 | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | 31.03 | ||||||
111-112 | Э.Успенский. «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). Развитие речи: обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану | 1.04 5.04 | ||||||
113 | Э.Успенский. «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). Развитие речи: обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану | 6.04 | ||||||
114 | Э.Успенский. «Если был бы я девчонкой…» | 7.04 | ||||||
115 | Э.Успенский. «Над нашей квартирой» | 8.04 | ||||||
116 | Э.Успенский. «Память» | 12.04 | ||||||
117 | В.Берестов. «Знакомый» | 13.04 | ||||||
118 | В.Берестов. «Путешественники», «Кисточка» | 14.04 | ||||||
119 | И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 15.04 | ||||||
120 | Г.Остер. «Будем знакомы» | 19.04 | ||||||
121 | В.Драгунский. «Тайное становится явным» | 20.04 | ||||||
122 | Внеклассное чтение: Н.Носов «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Заплатка», «Фантазёры» | 21.04 | ||||||
123 | Обобщение и проверка знаний по разделу «И в шутку и всерьёз» | 22.04 | ||||||
Литература зарубежных стран (14 часов) | Литература зарубежных стран (14 часов) | |||||||
124 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Развитие речи:восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям | 26.04 | ||||||
125 | Американская нардная песенка «Бульдог по кличке Дог» | 27.04 | ||||||
126 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» (перевод К.Чуковского), «Храбрецы» (перевод С.Маршака) | 28.04 | ||||||
127 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» | 29.04 | ||||||
128 | Ш.Перро. «Кот в сапогах». Развитие речи: обучение выборочному пересказу | 6.05 | ||||||
129 | Ш.Перро. «Кот в сапогах». Развитие речи: обучение выборочному пересказу | 7.05 | ||||||
130 | Ш.Перро. «Кот в сапогах». Развитие речи: обучение выборочному пересказу | 11.05 | ||||||
131 | Ш.Перро. «Красная шапочка» | 12.05 | ||||||
132 | Г.Х.Андерсен. «Принцесса на горошине» | 13.05 | ||||||
133 | Комплексная работа | 14.05 | ||||||
134 | Э.Хогарт. «Мафин и паук» | 19.05 | ||||||
135 | Э.Хогарт. «Мафин и паук» | 20.05 | ||||||
136 | Внеклассное чтение: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Мальчик с пальчик», Р.Киплинг «Слонёнок» | 21.05 |
Лист коррекции
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Методические и учебные пособий, используемые в образовательном процессе:
1 . Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение»,
- М: «Просвещение», 2014 г.
2. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. —
М.: Просвещение, 2014
3. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты
уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /
М.В.Бойкина, Н.И.Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014
4. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации.
2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций /Н. А. Стефаненко,
Е. А. Горелова. — М.: Просвещение, 2014.
5. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. / [Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.] - 2-е издание – М.: Просвещение, 2014 г.М: «Просвещение», 2014
Цифровые образовательные и Интернет-ресурсы:
Оборудование и приборы:
● ученические столы двухместные с комплектом стульев;
● стол учительский с тумбой;
- классная доска.
- персональный компьютер
- мультимедийный проектор.
- Интерактивная доск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...