Урок литературного чтения. Поэзия С.А.Клычкова "Весна в лесу"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
План-конспект урока Литературного чтения в 4 классе на тему: "Поэзия С.А Клычкова "Весна в лесу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_s._a._klychkova_rannyaya_vesna_vesna_v_lesu.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кужновский филиал МБОУ «Оборонинская СОШ»
План- конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему:
«Поэзия С.А. Клычкова «Весна в лесу».
Учитель начальных классов
Кужновского филиала МБОУ «Оборонинская СОШ»
Дмитриева Елена Михайловна.
Тема: Поэзия Клычкова С.А. «Весна в лесу»
Образовательные цели и задачи:
- познакомить с творчеством С.А.Клычкова, обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;
- развитие навыков анализа лирического произведения; развитие творческого воображения, творческой активности учащихся;
- воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе; воспитание интереса к живописи, к музыке;
Тип урока: изучение нового материала
Методы:
- частично- поисковый;
- исследовательский;
- объяснительно-диалогический;
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделения в нем основной мысли, отбор опорных ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция);
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысления правил взаимодействия в паре;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Дидактическое пространство:
- презентация к уроку: со слайдом видеоклипа «живая природа» картины со стихотворением Е.Баратынского «Весна, весна!», картины русских художников И. Остроухова; Коровина, слайды с биографией
С. А. Клычкова, портрет С.А .Клычкова, слайды для лексической работы, слайды с поговорками о грачах, слайды с видеоклипами голосов птиц и животных, аудиозапись с журчанием ручья, «Словари настроений», пейзажи весны.
Ход урока
Гости улыбнулись.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
1.Организационный момент.
Ребята прочитайте слова успеха. Кто какое выбирает и называет такое слово, которое ему будет необходимо на уроке.
2.Проверка домашнего задания. Что было задано на дом?
Чтение учащимися стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Золотая осень».(слайд1.)(времена года) ОЦЕНКИ
1.Актуализация прежних знаний.
- Начнём мы сегодняшний наш урок с необычного просмотра видеоклипа «Живая природа» (СЛАЙД 2.)
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Правильно, сегодня на уроке мы будем много говорить и о природе, больше о весне.
Весна ! Мы не деревья, и не птицы,
Не счесть людских забот и дел
Но как похорошели лица,
Как взгляд людской похорошел! (Известная русская поетэсса Вероника Тушнова)
Сегодня мы с вами поговорим о приходе весны, о том, как радуются весне природа и человек. Посмотрите как художники с помощью кисти и красок изображают наступление весны, как поэты выражают своё отношение к этому времени года. ( СЛАЙДЫ 3,4,5,)
И сейчас мы с вами посмотрим, как писатели с помощью слова могут передать радость, чувства людей, поведение животных и птиц с приходом весны.
ТЕМА НАШЕГО УРОКА:
ΙΙ.Изучение нового материала. «Поэзия Сергея Антоновича Клычкова «Весна в лесу».(СЛАЙД 6)
Образовательные цели и задачи:
- познакомить с творчеством С.А.Клычкова, обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;
- развитие навыков анализа лирического произведения; развитие творческого воображения, творческой активности учащихся;
- воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе; воспитание интереса к живописи, к музыке;
4. Вводное слово учителя о писателе
Несколько слов о писателе: Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии. С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. В 1911 году стихи молодого поэта были включены в сборник стихотворений наряду со знаменитыми поэтами.
5.Чтение и анализ стихотворения « Весна в лесу».(СЛАЙД 7)
- А сейчас мы познакомимся со стихотворением Клычкова С.А..
- О чём нам говорит название данного стихотворения?
( о весенних изменениях в лесу)
а) чтение стихотворения учителем вслух..
б) Работа со «Словарём настроений»(см. приложение №1).
Приготовьте « Словари настроений»:
- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему?
(бодрое, пробуждение, восхищение, радость…)
- Как относится поэт к весеннему лесу?( с восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса …)( вопросы из учебника)
в) лексическая работа:(просмотр слайда №8)
- В стихотворении встречается устаревшая лексика:
утренник- начало дня
груда- большая куча чего-нибудь
рудый- вымерший, грубый
дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать.
яр – глубокий, заросший овраг
никнуть- опускаться, пригибаться
истома-чувство приятной расслабленности
бор- хвойный лес
странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье
-Подберите синонимы к словам: рёв (плач, крик);
-кружиться (вращаться);
-чудный (изумительный, волшебный).
-Подберите антонимы к словам:
-мягкий(жёсткий, резкий);
-никнуть (расцветать, цвести).
6. -повторное чтение учащимися стихотворения.
г) работа по содержанию:
- Какое время суток изображено в стихотворении?
- Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки.(показ слайда №9)
Комментарий о весенних повадках медведя:
- Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.
- А это кто так громко стучит в лесу?(показ слайда № 10)
- Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну.
Комментарии о пользе дятла:
- Дятла называют «лесным санитаром». Почему?
- Прочитайте последнее четверостишье. О каком « чудном страничке « с золотыми кудрями говорит поэт?( так поэт описывает образ Весны)
- А каким вы представляете Весну?
А я можно сравнить с младенцем.
- Весна –это младенец, появившийся на свет. У него слезы ,как весенние ручейки, смех звонкий, как весенние капели. Все живое радуется его появлению….(слайд 11).
-Какие рисунки можно нарисовать к стихотворению?
- лесную опушку, зайцев грудой, как медведь просыпается от зимней спячки, как весело стучит дятел по дереву…)
- Какие цветовые оттенки будете использовать при рисовании своей картины?
Какие иллюстрации на доске подходят к содержанию стихотворения:
-На доске вывешены иллюстрации с изображением весенней природы. Дети выходят к доске и выбирают подходящие сюжеты к содержанию стихотворения.
Физкультминутка под музыку.(ЛЕСНОЙ МАРШ)(СЛАЙД 12)
ΙΙΙ. Формирование ЗУН.
1.Подготовка к выразительному чтению.
-Что значит прочитать выразительно?
- Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых, о чём это говорит?
( там нет пауз)
- Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю.
- Подготовьте, пожалуйста, стихотворение к выразительному чтению.ТЕМП, ритм, логическое ударение, сила голоса, дыхание.
Работа над выразительным чтением стихотворения.
2. Беседа на тему « Нравится ли вам весна? Почему?»
- Что вам весной особенно нравится?
3.Беседа по иллюстрации учебника.(СЛАЙД 13) Н. Крымова
-Рассмотрите картину Н. Крымова «К весне» на с.117 учебника.
-Что и как изобразил на ней художник?
-Сравните эти два произведения. Что можете сказать?
-(Дети сравнивают картину и стихотворение и находят сходства).(РАБОТА В ПАРАХ)
ΙV. Применение ЗУН.
1.Весенние поговорки о грачах (показ слайда №14)
Первые вестники весны – грачи. А сейчас давайте рассмотрим некоторые поговорки о грачах.
- Какие ещё птицы прилетают к нам весной?(журавли, скворцы, жаворонки, ласточки,...) Какую пользу они приносят?
2. Беседа о бережном отношении к весенней природе:
- Что нам дарит весенняя природа? ( радость, красоту, хорошее настроение... )
БЕРЕГИ СВОЙ ОБЩИЙ ДОМ (СЛАЙД15)
- А как нужно охранять эту красоту? Только всегда ли человек относится к природе как друг? Для этого надо знать правила поведения в природе (работа по группам)
Каждая группа вспоминает и записывает эти правила природы.
3.Беседа о заповедниках.( СЛАЙД 16)
-За последние 10 лет во всём мире создана сеть заповедников нового типа- биосферных. В них ведутся наблюдения за состоянием окружающей среды во всех странах.
ИТОГ УРОКА
- Что полезного и интересного вы узнали сегодня на уроке?
(говорили о красоте весенней природы в стихах, о бережном отношении к ней)
-Запишите Д/З
Вот и кончился урок
Скоро прозвенит звонок
Записали ребята д/з
Спасибо всем за внимание.
ДОМ. ЗАД. (СЛАЙД 17)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ(СЛАЙД 18)
СЛАЙД 19 О ПРИРОДЕ( КАРТИНА ВЕСНЫ)
4. Составление «Буриме» по рифме: скорей
ручей (работа по группам)
Учащиеся сочиняют стихи по предложенной рифме.
5. Викторина « Стихи о весне. Отгадай автора ».
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит (Ф.И.Тютчев)
Ласточка примчалась
Из-за бела моря, (А.Майков)
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало, (А.А.Фет)
Голубенький, чистый
Подснежник- цветок! (А.Н.Майков)
V. Подведение итогов.
- Что полезного и интересного вы узнали сегодня на уроке?
(говорили о красоте весенней природы в стихах, о бережном отношении к ней)
Дом.задание: нарисовать и описать образ Весны из стихотворения, подготовить стихотворение к выразительному чтению ( с116-117)
Приложение 1
Словарь настроений
Прославляющее радостная
радостная грусть
весёлое радость
робкое
светлое
волшебное
воспевающее
сказочное
смешное
добродушное солнечное
сонное
загадочное спокойное
звонкое таинственное
капризное тёплое
ликующее тихое
торжественное
мечтательное
тревожное
насмешливое уютное
нежное хвалебное
хвастливое
шаловливое
ожидание шутливое
печальное шумное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (литературное чтение+изо) 2 класс "Зима в лесу"
Конспект урока+ презентация по УМК "Школа 21 века".Тема урока "Зима в лесу". Авторская разработка учителя начальных классов Ерохиной Е.В. и учителя изо Кавериной И.А....
Презентация к уроку литературного чтения по теме: Л. Яхнин. Музыка леса.
Презентация к уроку литературного чтения по программе ПНШ 2 класс по теме: Л. Яхнин. Музыка леса....
Конспект к уроку литературного чтения С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Маршака; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление....
Урок литературного чтения во 2 классе Яхнин "Музыка леса"
Урок литературного чтения во 2 классе по программме "Перспективная начальная школа" Тема урока- "Музыка леса" Л. Яхнин. На уроке ребята учатся рассуждать, мыслить, работать с текст...
Методическая разработка к уроку литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу" 4 класс УМК "Школа России"
Методичекая разработка по данной теме поможет учителю в полной мере раскрыть тему урока, а так же интересно преподнести учебный материал обучающимся....
Конспект урока литературного чтения. Тема: «С.Я Маршак в лесу над росистой поляной»»
Цель деятельности учителя: -формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством С.Я. Маршака и его произведений;Планируемые результаты:...
Презентация к уроку литературного чтения.Поэзия С.А.Клычкова "Весна в лесу".
Презентация литературного чтения в 4 классе на тему:"Поэзия С.А.Клычкова "Весна в лесу"....