Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс)

Данная программа разработана по УМК "Школа России " для учащихся 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx795.99 КБ
Файл ktp_litra.docx52.82 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\238\Desktop\РП Березова Е В 4 кл\004.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с:

       - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (вступивший в силу 1 сентября 2013 года) п. 3.6 ст. 28.

  - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО), приказ МОиН РФ об утверждении от 17.12. 2010 № 1897 в редакции от 31.12. 2015 №1577); (или НОО Приказ МОиН РФ об утверждении от 06.10.2009г.№373 в редакции от 31.12.2015г.)

      - Основной образовательной программой МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17»;

      - Учебным планом МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17»;

- Требованиями к примерным программам учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, а также авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы школы.

- Положением о рабочей программе и Уставом муниципального общеобразовательного учреждения городского округа Саранск «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17»;

УМК:Авторская программа «Литературное чтение 1-4 классы» Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Просвещение, 2014 год., М.: «Просвещение», 2014год. Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.: «Просвещение» 2019 г.

Место предмета «Литературное чтение»  в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. На изучение литературного чтения в  4 классе на уроки литературного чтения отводится 102 ч. (3ч. в неделю 34 учебные недели), в том числе 17 часов на родную (русскую)литературу (0,5 часа в неделю).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается соотношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по    любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей,  используя художественные формы  изложения  (литературный журнал, уроки концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы  и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать  участие  в проекте на тему «Моя Родина  в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Обучающиеся  получат возможность  научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять  их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях  о  Родине,  о  памятных  местах  своей  малой  родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине,  о людях, совершивших  подвиг  во  имя  своей  Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе  или  паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи,  без  искажений,  выразительно,  выборочно  и  пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и  план,  выработанный  группой  сверстников  (парой),  предлагать  свой  индивидуальный  план  работы  (возможно,  альтернативный)   или  некоторые  пункты  плана,  приводить  аргументы   в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного  плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его  пунктам, проверять  и контролировать  их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме   самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце удовлетворённость/неудовлетворённость  своей  работой  на  уроке  (с  помощью  шкал, значков  «+»  и  «−»,  «?»,  накопительной  системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной  форме  в  рабочей тетради  или  в  пособии  «Портфель  достижений».

Обучающиеся  получат возможность  научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат,  выбирать возможный  путь  для  достижения  данного  результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно  интерпретировать  полученную  информацию в процессе работы  на уроке и преобразовывать её из одного  вида  в  другой;

 владеть приёмами   осмысленного  чтения,  использовать различные  виды  чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом  для  достижения  своих  учебных  целей.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения,  фиксировать  полученную  информацию  с  помощью  рисунков,  схем,  таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить  в литературных  текстах  сравнения  и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение  со сценарием театральной  постановки,  кинофильмом, диафильмом  или  мультфильмом;
  • находить  пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать  высказывание  (или доказательство  своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.)для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл  изобразительно-выразительных  средств  языка  произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Обучающиеся  получат возможность  научиться:

  • самостоятельно  анализировать  художественные  произведения  разных  жанров, определять  мотивы  поведения  героя  и смысл  его поступков; соотносить их с нравственными нормами;  делать  свой  осознанный  выбор  поведения  в  такой же ситуации;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при  чтении развитие  чувств;
  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра  и с возможностью  использования различных выразительных  средств.

Коммуникативные   УУД

Обучающиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное      произведение,  проявлять  активность  и  стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые  клише:  «Мне хотелось  бы  сказать...», «Мне хотелось бы  уточнить...», «Мне  хотелось  бы  объяснить,  привести   пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному  произведению;
  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между  участниками диалога  (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога); предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки  из диалогов  героев, фразы и  целые  абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера,  по  прочитанному  произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке  инсценировки,  проекта,  выполнении  исследовательских  и творческих  заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения  того    или  иного  задания  (упражнения);  оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе  нравственных  норм,  принятых  в обществе;  искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,  самостоятельно  разрешать  конфликтные  ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайл;        
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Обучающиеся  получат возможность  научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку  зрения,  не  обижая других;
  • договариваться  друг с другом, аргументировать свою позицию   с  помощью   собственного  жизненного   и  учебного опыта, на основе прочитанных литературных  произведений;
  • интерпретировать литературное  произведение  в  соответствии  с  поставленными  задачами,  оценивать  самостоятельно     по  созданным  критериям  уровень            выполненной  работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Виды речевой  и  читательской  деятельности

Обучающиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетическиеценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений; формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Обучающиеся  получат возможность  научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая  деятельность

Обучающиеся научатся:

  • пересказывать  содержание  произведения  подробно,  выборочно   и  кратко,  опираясь   на  самостоятельно   составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;  пересказывать  текст, включающий  элементы  описания природы,  внешнего  вида героя, обстановки)  или рассуждения;
  • пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников   и  традиций   на   основе   прочитанных   произведений (фольклора,  летописей,  былин,  житийных            рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,   мудрые   мысли  известных писателей, учёных  по данной  теме, делать  подборку  наиболее  понравившихся, осмыслять  их, переводить  в  принципы  жизни;  готовить   проекты на  тему  праздника  («Русские  национальные  праздники»,  «Русские традиции  и обряды», «Православные  праздники  на  Руси» и др.);
  • участвовать  в литературных  викторинах,  конкурсах  чтецов,  литературных  праздниках,  посвящённых  великим  русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Обучающиеся  получат возможность  научиться:

  • создавать собственные произведения,  интерпретируя возможными       способами   произведения   авторские   (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин  и  т. д.).

Литературоведческая   пропедевтика

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных  текстов,  используя  ряд  литературоведческих  понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Обучающиеся  получат возможность  научиться:

  • определять  позиции   героев и  позицию     автора     художественного  текста;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии   на   основе   авторского   текста,   используя   средства художественной   выразительности.


  1. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

(102 ч, из них 2 ч резервных)

Вводный урок  по курсу литературного  чтения (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание  учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.

Летописи, былины, жития (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи — основные  события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических   источников. Из летописи: «И  вспомнил  Олег коня своего». Летопись — источник  исторических  фактов. Сравнение текста летописи с текстом  произведения  А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический  текст  былины «Ильины три  поездочки».  Сказочный  характер  былины.  Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.  Сравнение  поэтического  и  прозаического  текстов. Герой былины — защитник  государства Российского. Картина  В. Васнецова «Богатыри».        

Сергий Радонежский — святой земли Русской.                    

В.  Клыков. Памятник  Сергию  Радонежскому. Житие  Сергия  Радонежского. Детство Варфоломея.      

Юность  Варфоломея.  Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукции известных  картин.      

Проект  «Создание  календаря исторических событий».  

Оценка  достижений.    

Чудесный  мир  классики  (17 ч )

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.

А. Пушкин. Стихотворения. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование...». Авторское        отношение к изображаемому.              

Интонация стихотворения.  Сравнение произведений словесного и изобразительного Заучивание наизусть.

«Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной. Герои  пушкинской  сказки.  Характеристика  героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.

М. Лермонтов. «Дары Терека». «Ашик-Кериб. Турецкая сказка».

Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

Л. Толстой. «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого. Басня. «Как мужик убрал камень». Особенности басни. Главная мысль.

А. Чехов. «Мальчики». Смысл  названия рассказа. Главные герои рассказа— герои своего времени. Характер героев художественного текста.

Оценка  достижений.

Поэтическая  тетрадь  (8 ч )

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.

Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно  и ярко...». Отбор средств художественной выразительности для создания  картины  природы.  Ритм,  порядок слов,  знаки  препинания  как отражение особого настроения в лирическом тексте.              

А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».  Картины природы  в лирическом стихотворении.  Ритм   стихотворения.  Интонация  (тон, паузы, темп) стихотворения.    

Е. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении. А. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И. Никитин. «В синем небе плывут над  полями...». Изменение картин природы в стихотворении. Н.Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки...». Выразительное чтение.  И. Бунин. «Листопад».  Картина осени в стихах И. Бунина.

Слово как средство художественной выразительности. Сравнения,  эпитеты.

Оценка достижений.

Литературные  сказки  (12 ч )

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.

В. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и  главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.                      

В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или  рассказ. Текст-описание в содержании  художественного  произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.                                

П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок  в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения.                      

С. Аксаков.  «Аленький  цветочек».

Мотивы  народных  сказок  в  литературном тексте. Заглавие. Герои

художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный  пересказ сказки.

Словесное   иллюстрирование.

Оценка  достижений

Делу  время — потехе  час  (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.

Е. Шварц.  «Сказка о  потерянном   времени». Нравственный смысл  произведения. Жанр произведения.  Инсценирование  произведения.                                    

В. Драгунский.  «Главные  реки», «Что любит  Мишка». Особенности  юмористического текста.

Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица  героев. Юмористические рассказы  В. Драгунского.

В. Голявкин.  «Никакой  я  горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.  Инсценирование  произведения.    

Оценка  достижений.

Страна  детства  (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.

Б. Житков. «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой  произведения.  

К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности  развития событий: выстраивание их  в тексте. Герои произведения.          

Музыкальное сопровождение  произведения.                          

М. Зощенко.  «Ёлка». Герои  произведения. Составление плана. Пересказ.    

Оценка  достижений.

Поэтическая тетрадь  (3 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать  содержание  раздела.

В. Брюсов. «Опять сон», «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом

стихотворении. Выразительное чтение.                                

С. Есенин.  «Бабушкины  сказки». Тема стихотворений. Развитие  чувства в лирическом

произведении.                                    

М. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Тема детства в произведениях М. Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.

Оценка  достижений.

Природа  и  мы  (11 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.

Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение  человека к природе.                    

А. Куприн.  «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок  как  характеристика  героя произведения.                

М. Пришвин.  «Выскочка».  Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков.

Е.Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков.

В. Астафьев. «Стрижонок  Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ.                

Оценка  достижений.

Поэтическая тетрадь  (5 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.  

Б. Пастернак. «Золотая осень». Картины осени  в лирическом  произведении

Б. Пастернака. Д. Кедрин. «Бабье лето». С. Клычков. Картины весны и лета в их  произведениях.                        

Н. Рубцов. «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства     художественной    выразительности.

С. Есенин. «Лебёдушка». Мотивы  народного творчества в авторском  произведении.                         Оценка  достижений.

Родина  (5 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.

И. Никитин. «Русь». Образ  Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.                            

С. Дрожжин.  «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.    

Проект «Они защищали Родину».

Оценка планируемых достижений.

Страна  Фантазия  (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.

Е. Велтистов.  «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные  герои фантастического рассказа.    

Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов.                  

Оценка  достижений.

Зарубежная  литература   (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планирование  работы  обучающихся и учителя по усвоению содержания  раздела.

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Авторская  сказка. Рассказ  о  Русалочке.                              

Марк Твен.  «Приключения  Тома Сойера». Особенности повествования.  Герои  приключенческой   литературы. Сравнение героев, их  поступков.                      

Сельма Лагерлёф. «В Назарете». Святое  Писание.  Иисус  и  Иуда.

Оценка  достижений.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4-г класс 2021-2022 г.

№ п/п

Дата план

Дата факт.

Тема

Характеристика учебной деятельности.

Вводный урок  по курсу литературного  чтения (1 ч)

1

1.09-3.09

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению

Летописи, былины, жития (7 ч)

2

6.09-10.09

Поэтический текст былины «Три поездки Ильи Муромца».

Знать жанр устного народного творчества «былина».

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст.

Знать жанр «летопись».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

3

6.09-10.09

Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

4

6.09-10.09

Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

5

13.09-16.09

Из древнерусской литературы. Повесть об отроке Тверского князя. Никита Кожемяка.

6

13.09-16.09

Сергий Радонежский – святой земли Русской.

7

20.09-24.09

Наши проекты «Создание календаря исторических событий».

Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». 

Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

8

20.09-24.09

Входная контрольная работа.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения.

Чудесный  мир  классики  (17 ч )

9

20.09-24.09

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики». А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности.

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь анализировать поведение героев.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы.

10

27.09-1.10

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

11

27.09-1.10

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

12

27.09-1.10

П.П. Ершов«Конек-горбунок»

13

4.10-8.10

 П.П. Ершов«Конек-горбунок»

 

14

4.10-8.10

М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».

Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество

М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

15

4.10-8.10

М. Ю. Лермонтов. «Шан-Гирей».

16

11.10-15.10

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

17

11.10-15.10

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

18

11.10-15.10

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев.

19

18.10-22.10

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

20

18.10-22.10

Л. Н. Толстой « Детство».

21

18.10-22.10

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой.

22

25.10-29.10

Контрольная работа за 1 четверть. Проверка читательских умений работы с текстом.

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных

произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

23

25.10-29.10

.К.Д. Воробьёв. Проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?»

24

25.10-29.10

А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

25

8.11-12.11

Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики». К. Д.  Ушинский «Четыре желания».

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения.

Поэтическая  тетрадь  (8 ч )

26

8.11-12.11

Знакомство с названием раздела.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…»

 Ф. И. Тютчев « Как неожиданно и ярко…»

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины 

Знать произведения

Ф. Тютчева

27

8.11-12.11

Осень в природе и  поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.С. Есенин, И.А. Бунин).

28

15.11-19.11

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Весенний дождь», «Бабочка»

Знать произведения

А. Фета,

Е.Баратынского, Н.Некрасова, И.Никитина, И.Бунина.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста

Знать лирические произведения о весне.

Уметь выделять образные языковые средства

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать

Знать творчество И. А. Бунина.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений образные языковые средства

29

15.11-19.11

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»

Картина сельского быта.
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»

30

15.11-19.11

Тема любви к Родине в стихотворении        

И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник»

31

22.11-27.11

22.11

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…»

 Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад».

32

22.11-27.11

25.11

Зима в природе и поэзии русских поэтов (А.С. Пушкин, А.А. Блок,   Б.Л. Пастернак).

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая

33

22.11-27.11

26.11

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа по разделу «Поэтическая  тетрадь  »

Литературные  сказки  ( 12 ч )

34

29.11-3.12

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки.

Знать творчество В. Ф. Одоевского

Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

35

29.11-3.12

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки.

36

29.11-3.12

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

Знать творчество В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

37

6.12-10.12

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

38

6.12-10.12

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение реальной жизни в сказке.

Знать творчество П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения

39

6.12-10.12

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

40

13.12-17.12

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

41

13.12-17.12

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

42

13.12-17.12

Удивительные сказки П.П.Бажова: «Огневушка-Поскакушка»

43

20.12-24.12

Сказочное и реальное в сказке П.П.Бажова «Горный мастер»

44

20.12-24.12

 Контрольная работа за 1 полугодие. Проверка читательских умений работы с текстом.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

45

20.12-24.12

Проверим себя и оценим свои достижения. 

Делу  время — потехе  час  (7 ч)

46

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц

« Сказка о потерянном времени»

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

Уметь составлять небольшое на монологическое высказывание с опорой авторский текст.

47

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта

Оценивать события, героев произведения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

48

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

49

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

Смысл заголовка.

Уметь определять тему и главную мысль произведения,

отвечать на вопросы по прочитанному,

работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

50

А.П. Куприн   «Чудесный доктор»

51

Обобщающий урок « Делу время – потехе час» Л.Пантелеев   «Две лягушки»

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст

52

Проверим себя и оценим свои достижения.

Страна  детства  (7 ч)

53

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков».

Плохое и хорошее в поступках людей.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

54

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых.

55

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев.

Уметь определять
тему и главную мысль произведения,
составлять вопросы по тексту

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

56

Средства художественной выразительности(сравнение, олицетворение), используемые
в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Музыкальное сопровождение произведения.

57

М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

58

Л.А. Кассиль

«У классной доски»

59

Обобщающий урок « Страна детства»

Проверочная работа.

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Поэтическая тетрадь  (3 ч)

60

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

61

Тема природы и Родины в стихах   М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка» и

 С. А. Есенина « Бабушкины сказки».

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

62

С. А. Есенин « Бабушкины сказки».

Природа  и  мы  (11 ч)

63

Знакомство с названием раздела. Отношения человека и птицы в  рассказе  Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Знать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

64

Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви.

65

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

Знать творчество А. И. Куприна.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

66

Тема самопожертвования в рассказе   А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

67

Писательская наблюдательность                     М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

Знать творчество М. М. Пришвина.

Уметь определять тему и главную мысль произведения

68

Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина .

69

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

Знать творчество Е. И. Чарушина.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

70

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

71

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

72

Картины родной природы в произведениях К.Д. Паустовского.

73

Проект « Природа и мы». Тестовая работа.

Поэтическая тетрадь  (5 ч)

74

Настроение, выраженное в стихах                    

Б.Л. Пастернак « Золотая осень»

С.А. Клычков « Весна в лесу»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства

75

Тема природы и Родины в стихах                    

 Д. Б. Кедрина «Бабье лето» и  Н. М. Рубцова «Сентябрь»

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения

76

Иносказательный смысл произведения

С. А. Есенина «Лебедушка»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

77

Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка»,  Е.Носова «Тридцать зёрен».

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

78

Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы»

Оценка знаний. Тестовая работа.

Родина  (5 ч)

79

Знакомство с названием раздела.

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь»

Уметь определять
тему и главную мысль произведения,
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

80

Патриотическое звучание, выразительность
стихотворений

С. Д. Дрожжина «Родине» и

А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений

81

Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

Обобщающий урок « Родина»

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

82

Рассказы о Великой Отечественной войне. Алексеев С. Стихи о войне

 ( А.Барто,В.Берестов, С.Маршак и др.)

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать

83

Проверим себя и оценим свои достижения Проект « Они защищали Родину»

Страна  Фантазия  (6 ч)

84

Знакомство с названием раздела Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по
ролям, составлять вопросы по тексту,
анализировать мотивы поведения героев

85

Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра

86

К. Булычев « Путешествие Алисы».  Особенности фантастического жанра

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

87

К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев  рассказов фантастического жанра

88

Путешествие по стране Фантазии.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

89

Оценка достижений. Работа с текстом.

Зарубежная  литература   (12 ч)

90

Знакомство с названием раздела.

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

91

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера».  Герои приключенческой литературы.

92

Г. Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка

Знать творчество

Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

93

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

94

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

95

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

96

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

97

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

98

Сказания о Христе.

С. Лагерлёф. «В Назарете» Иисус и Иуда

99

Особенности мифов.

100

Контрольная работа за 2 полугодие

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать

на вопросы по содержанию произведения.

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

101

Обобщающий урок

« Зарубежная литература»

102

Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом

КТП Литературное чтение на русском языке 4 класс 1 час

п/п

Тема урока

Дата

Книга в мировой культуре (11 часа)

1

Основные понятия раздела. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

2

Из повести временных лет. О книгах

3.

Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах.

4.

Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам».

5.

Информация о возникновении книг в научно-энциклопедических словарях, в специальных справочниках.

6.

Поиск ответов на вопросы с опорой на текст

7.

Книги из далёкого прошлого. Н Кончаловская «В монастырской келье…».

8.

Сокровища духовной народной мудрости.

9.

Летописец Нестор.

10.

М. Горький. О книгах.

11.

Обобщение по разделу. «Книга в мировой культуре» Проект «Ценность книг»

Истоки литературного творчества ( 13 часов)

12.

Основные понятия раздела:былины, мифы, сказки.,притчи.

13.

Виды устного народного творчества.

14

Пословицы разных народов.

15.

Библия – главная священная книга христиан.

16.

Былины. Особенности былинных текстов.

17.

Славянский миф. Особенности мифа.

18.

Известные русские собиратели сказок.

19.

Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке».

20

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

21.

Чтение сказок.

22.

Притча. Чему она учит?

23.

Работа с притчей.

24

Обобщение по разделу. Защита проектов.

О Родине, о подвигах, о славе ( 10 часов)

25.

Основные понятия раздела: поступок, подвиг.

26.

Пословицы о Родине.

27.

А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском.

28.

В. Серов. Ледовое побоище

29.

Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом

30

Д. Донской. Куликовская битва.

31.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

32.

В.Катаев «Сын полка»

33.

Монологическое высказывание «Моё отношение к герою произведения «Сын полка»

34.

Творческий проект на тему «Нам не нужна война».



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4-г класс 2021-2022 г.

№ п/п

Дата план

Дата факт.

Тема

Характеристика учебной деятельности.

Вводный урок  по курсу литературного  чтения (1 ч)

1

1.09-3.09

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению

Летописи, былины, жития (7 ч)

2

6.09-10.09

Поэтический текст былины «Три поездки Ильи Муромца».

Знать жанр устного народного творчества «былина».

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст.

Знать жанр «летопись».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

3

6.09-10.09

Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

4

6.09-10.09

Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

5

13.09-16.09

13

Из древнерусской литературы. Повесть об отроке Тверского князя. Никита Кожемяка.

6

13.09-16.09

16

Сергий Радонежский – святой земли Русской.

7

20.09-24.09

17

20

Наши проекты «Создание календаря исторических событий».

Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». 

Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

8

20.09-24.09

23

Входная контрольная работа.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения.

Чудесный  мир  классики  (17 ч )

9

20.09-24.09

24.09

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики». А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности.

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь анализировать поведение героев.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы.

10

27.09-1.10

27

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

11

27.09-1.10

30

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

12

27.09-1.10

1.10

П.П. Ершов

 «Конек –Горбунок».

13

4.10-8.10

4.10

 П.П. Ершов

 «Конек –Горбунок».

14

4.10-8.10

7.10

М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».

Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество

М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

15

4.10-8.10

7.10

М. Ю. Лермонтов. «Шан-Гирей».

16

11.10-15.10

8

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

17

11.10-15.10

11

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

18

11.10-15.10

14

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев.

19

18.10-22.10

15

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

20

18.10-22.10

18

Л. Н. Толстой « Детство».

21

18.10-22.10

21.10

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой.

22

25.10-29.10

22.10

Контрольная работа за 1 четверть. Проверка читательских умений работы с текстом.

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных

произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

23

25.10-29.10

11.11

.К.Д. Воробьёв. Проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?»

24

25.10-29.10

8.11

А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

25

25.10-29.10

11.11

Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики». К. Д.  Ушинский «Четыре желания».

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения.

Поэтическая  тетрадь  (8 ч )

26

8.11-12.11

12.11

Знакомство с названием раздела.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…»

 Ф. И. Тютчев « Как неожиданно и ярко…»

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины 

Знать произведения

Ф. Тютчева

27

8.11-12.11

15.11

Осень в природе и  поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.С. Есенин, И.А. Бунин).

28

15.11-19.11

15.11

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Весенний дождь», «Бабочка»

Знать произведения

А. Фета,

Е.Баратынского, Н.Некрасова, И.Никитина, И.Бунина.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста

Знать лирические произведения о весне.

Уметь выделять образные языковые средства

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать

Знать творчество И. А. Бунина.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений образные языковые средства

29

15.11-19.11

18.11

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»

Картина сельского быта.
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»

30

15.11-19.11

19.11

Тема любви к Родине в стихотворении        

И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник»

31

22.11-27.11

22.11

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…»

 Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

32

22.11-27.11

25.11

Зима в природе и поэзии русских поэтов (А.С. Пушкин, А.А. Блок,   Б.Л. Пастернак).

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая

33

22.11-27.11

26.11

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа по разделу «Поэтическая  тетрадь  »

Литературные  сказки  ( 12 ч )

34

29.11-3.12

2911

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки.

Знать творчество В. Ф. Одоевского

Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

35

29.11-3.12

02.12

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки.

36

29.11-3.12

03.12

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

Знать творчество В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

37

6.12-10.12

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

38

6.12-10.12

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение реальной жизни в сказке.

Знать творчество П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения

39

6.12-10.12

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

40

13.12-17.12

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

41

13.12-17.12

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

42

13.12-17.12

Удивительные сказки П.П.Бажова: «Огневушка-Поскакушка»

43

20.12-24.12

Сказочное и реальное в сказке П.П.Бажова «Горный мастер»

44

20.12-24.12

 Контрольная работа за 1 полугодие. Проверка читательских умений работы с текстом.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

45

20.12-24.12

Проверим себя и оценим свои достижения. 

Делу  время — потехе  час  (7 ч)

46

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц

« Сказка о потерянном времени»

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

Уметь составлять небольшое на монологическое высказывание с опорой авторский текст.

47

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта

Оценивать события, героев произведения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

48

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

49

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

Смысл заголовка.

Уметь определять тему и главную мысль произведения,

отвечать на вопросы по прочитанному,

работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

50

А.П. Куприн   «Чудесный доктор»

51

Обобщающий урок « Делу время – потехе час» Л.Пантелеев   «Две лягушки»

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст

52

Проверим себя и оценим свои достижения.

Страна  детства  (7 ч)

53

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков».

Плохое и хорошее в поступках людей.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

54

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых.

55

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев.

Уметь определять
тему и главную мысль произведения,
составлять вопросы по тексту

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

56

Средства художественной выразительности(сравнение, олицетворение), используемые
в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Музыкальное сопровождение произведения.

57

М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

58

Л.А. Кассиль

«У классной доски»

59

Обобщающий урок « Страна детства»

Проверочная работа.

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Поэтическая тетрадь  (3 ч)

60

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

61

Тема природы и Родины в стихах   М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка» и

 С. А. Есенина « Бабушкины сказки».

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

62

С. А. Есенин « Бабушкины сказки».

Природа  и  мы  (11 ч)

63

Знакомство с названием раздела. Отношения человека и птицы в  рассказе  Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Знать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

64

Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви.

65

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

Знать творчество А. И. Куприна.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

66

Тема самопожертвования в рассказе   А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

67

Писательская наблюдательность                     М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

Знать творчество М. М. Пришвина.

Уметь определять тему и главную мысль произведения

68

Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина .

69

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

Знать творчество Е. И. Чарушина.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

70

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

71

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

72

Картины родной природы в произведениях К.Д. Паустовского.

73

Проект « Природа и мы». Тестовая работа.

Поэтическая тетрадь  (5 ч)

74

Настроение, выраженное в стихах                    

Б.Л. Пастернак « Золотая осень»

С.А. Клычков « Весна в лесу»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства

75

Тема природы и Родины в стихах                    

 Д. Б. Кедрина «Бабье лето» и  Н. М. Рубцова «Сентябрь»

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения

76

Иносказательный смысл произведения

С. А. Есенина «Лебедушка»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

77

Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка»,  Е.Носова «Тридцать зёрен».

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

78

Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы»

Оценка знаний. Тестовая работа.

Родина  (5 ч)

79

Знакомство с названием раздела.

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь»

Уметь определять
тему и главную мысль произведения,
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

80

Патриотическое звучание, выразительность
стихотворений

С. Д. Дрожжина «Родине» и

А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений

81

Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

Обобщающий урок « Родина»

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

82

Рассказы о Великой Отечественной войне. Алексеев С. Стихи о войне

 ( А.Барто,В.Берестов, С.Маршак и др.)

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать

83

Проверим себя и оценим свои достижения Проект « Они защищали Родину»

Страна  Фантазия  (6 ч)

84

Знакомство с названием раздела Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по
ролям, составлять вопросы по тексту,
анализировать мотивы поведения героев

85

Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра

86

К. Булычев « Путешествие Алисы».  Особенности фантастического жанра

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

87

К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев  рассказов фантастического жанра

88

Путешествие по стране Фантазии.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

89

Оценка достижений. Работа с текстом.

Зарубежная  литература   (12 ч)

90

Знакомство с названием раздела.

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

91

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера».  Герои приключенческой литературы.

92

Г. Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка

Знать творчество

Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

93

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

94

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

95

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

96

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

97

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

98

Сказания о Христе.

С. Лагерлёф. «В Назарете» Иисус и Иуда

99

Особенности мифов.

100

Контрольная работа за 2 полугодие

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать

на вопросы по содержанию произведения.

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

101

Обобщающий урок

« Зарубежная литература»

102

Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом

КТП Литературное чтение на русском языке 4 класс 1 час

п/п

Тема урока

Дата

Книга в мировой культуре (11 часа)

1

Основные понятия раздела. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

2

Из повести временных лет. О книгах

3.

Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах.

4.

Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам».

5.

Информация о возникновении книг в научно-энциклопедических словарях, в специальных справочниках.

6.

Поиск ответов на вопросы с опорой на текст

7.

Книги из далёкого прошлого. Н Кончаловская «В монастырской келье…».

8.

Сокровища духовной народной мудрости.

9.

Летописец Нестор.

10.

М. Горький. О книгах.

11.

Обобщение по разделу. «Книга в мировой культуре» Проект «Ценность книг»

Истоки литературного творчества ( 13 часов)

12.

Основные понятия раздела:былины, мифы, сказки.,притчи.

13.

Виды устного народного творчества.

14

Пословицы разных народов.

15.

Библия – главная священная книга христиан.

16.

Былины. Особенности былинных текстов.

17.

Славянский миф. Особенности мифа.

18.

Известные русские собиратели сказок.

19.

Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке».

20

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

21.

Чтение сказок.

22.

Притча. Чему она учит?

23.

Работа с притчей.

24

Обобщение по разделу. Защита проектов.

О Родине, о подвигах, о славе ( 10 часов)

25.

Основные понятия раздела: поступок, подвиг.

26.

Пословицы о Родине.

27.

А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском.

28.

В. Серов. Ледовое побоище

29.

Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом

30

Д. Донской. Куликовская битва.

31.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

32.

В.Катаев «Сын полка»

33.

Монологическое высказывание «Моё отношение к герою произведения «Сын полка»

34.

Творческий проект на тему «Нам не нужна война».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...