Стихи А.С.Пушкина
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект по литературному чтению. 2 класс. "Стихи А.С.Пушкина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_pushkina.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 21.10.2021
Школа: МБОУ « Трубчевская СОШ №1»
Учебный предмет: Литературное чтение
ОС: Школа России
Класс: 2В
Практикант: Щекина Анастасия Сергеевна
Тема: Стихи А.С. Пушкина
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Содержательная: познакомить учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина о зиме
Деятельностная: развивать умение анализировать произведение, понимать его смысл.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;
2. Учить пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;
3. Формировать умение предугадывать содержание произведения по его названию, иллюстрациям;
Развивающие:
1.Развивать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
2.Развивать умение понимать смысл произведений;
3. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
4. Развивать умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач;
5. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом;
6. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.
Воспитательные:
1. Формировать интерес к творчеству А.С. Пушкина
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;
2. Умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;
3. Умение предугадывать содержание произведения по его названию, иллюстрациям;
Личностные:
1. Интерес к творчеству А.С. Пушкина
Метапредметные:
Познавательные:
1. Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
2. Умение понимать смысл произведений;
Регулятивные:
1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
2. Умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач;
Коммуникативные:
1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом;
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.
Оборудование: презентация.
Образовательный ресурс: Литературное чтение. 2 класс в 2 ч. / В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Виноградская, М.В. Бойкина (М.: Просвещение, 2019 г.), «Литературное чтение» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина (М.: Просвещение, 2020 г.)
План урока:
1.Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Эмоциональный настрой
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
Речевая разминка
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1. Беседа об А.С. Пушкине
3.2. Изучение нового
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Формулирование задач урока
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Самостоятельное чтение стихотворения
5.2. Анализ стихотворения
5.3. Работа над выразительностью чтения
6. Этап анализа произведения
7. Этап обобщения и интерпретации
8. Этап рефлексии учебной деятельности
Рефлексия
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. 1.2. Эмоциональный настрой На слайде пословица: «Знания собираются по капельке» -Ребята, прочитайте пословицу на экране и скажите, как вы ее понимаете? (Каждый день мы узнаем что-то новое) -Правильно, каждый день вы узнаете, что-то новое и ваши знания по капельке, собираются в огромное море знаний. И сегодня на уроке мы добавим еще одну капельку в это море. | Приветствуют | Фронтальная | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Речевая разминка - Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку. -Наш урок литературного чтения начинается в цветочном магазине. 1. Дыхательная гимнастика. « В цветочном магазине». Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (3 раза). «Задуйте свечу» Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких свечек. 2. Работа со скороговоркой. От топота копыт, пыль по полю летит. - Прочитайте медленно выговаривая каждое слово чётко. - Прочитайте целыми словами вслух. - Прочитайте с вопросительной интонацией. - Прочитайте с интонацией удивления. - Прочитайте скороговоркой. | Читают с разной интонацией | Фронтальная | П2; К1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Беседа об А.С. Пушкине -Посмотрите на выставку книг. На перемене вы их брали, рассматривали. Что сейчас можете о них рассказать? (Автор всех этих книг А.С. Пушкин. На выставке представлены сказки и стихи этого поэта.) -Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали? -Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Сказать трудно. Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, когда слушали дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. -Где родился поэт? (Поэт родился в Москве.) -Как звали няню поэта? (Арина Родионовна) -Каким был Саша в детстве? (В детстве мальчик был шалуном и проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала.) -О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе) -Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был любознательным, честным.) -Проходят годы. Докажите, что время не властно над памятью поэта. (В городах открываются памятники, улицы носят имя поэта. Одна из школ Москвы названа в его честь.) 3.2. Изучение нового -Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А.С. Пушкин… - Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Учитель читает стихотворение. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. -Какие изменения произошли в природе? -Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. С её приходом всё преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом. Повсюду растелились серебристые ковры. | Беседуют с учителем. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Л1; Л2; П2; К1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока - Как вы думаете, как звучит наша тема урока? 4.2. Формулирование цели урока - Как вы думаете, чему нам нужно сегодня научиться? Какова наша цель? 4.3 Формулирование задач урока - Хорошо. А как вы думаете, что нам сегодня нужно выполнить? | Стихотворения А.С. Пушкина - Познакомиться со стихами А.С. Пушкина о зиме - Прочитать выразительно произведение, понять его смысл, уметь отвечать на вопросы. | Фронтальная | П2; К1; К2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий | 5.1. Самостоятельное чтение стихотворения -Прочитайте стихотворение самостоятельно. -Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл. (Дети читают слова, вместе с учителем пытаются дать толкование словам) клок – пучок, кусок брега – берега (старая форма слова) пелена – покров недвижная река – неподвижная река 5.2. Повторное чтение стихотворения. Его анализ. -В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей. -А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима) -Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса.) -Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой) -Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа. -Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл.) 5.3. Работа над выразительностью чтения. - Прочтите первую часть стихотворения. - О чём говорится в этой части? - Вслушайтесь в строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…» Какие слова и даже звуки передают нам шум ветра? - После слова «завыл» надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза, так, как заканчивается часть стихотворения. -Какие слова во второй части следует при произношении голосом выделить? -Каким словом называет поэт чудеса зимы? (Проказы) -Все рады проказам матушки зимы. Кто-то любит её за морозы: он румянит щеки, пощипывает нос, кто-то за первый снег, кто-то за необыкновенно красивый наряд, а кто-то за метели и вьюги. А вы за что любите зиму? -В стихах всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? Физминутка | Читают стихотворение, отвечают на вопросы Отвечают на вопросы учителя Читают первую часть стиховторения Отвечают на вопросы | Фронтальная Индивидуальная | Пр1; Пр2 Пр3 Л2 П1; П2 Р1 К1 К3 |
6. Этап анализа произведения Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. | 6.1. Стихотворение «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» -Послушайте внимательно аудио. -Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… — Выполним словарную работу. Кибитка — 1. Крытый экипаж, повозка. 2. У кочевых народов: переносное жилище. Сидит на облучке — на сиденье для кучера. Тулуп — долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном. Кушак — пояс, обычно широкий, матерчатый. — Как воспринимает зиму поэт? Прочитайте строки, которые подтверждают ваше мнение. — Как вы поняли выражение «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь...»? (Наступила зима. Крестьянин на санях едет по зимней дороге, радуясь этому.) — А выражение «Себя в коня преобразив...»? (Мальчик, играет роль коня, везя на салазках Жучку.) | Отвечают на вопросы | Фронтальная, парная | Л2; П1; П2; Р1; К1; К2; К3 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | Выразительное чтение стихотворений -Ребята, сейчас я вам предлагаю прочитать одно из стихотворений. Первый вариант прочитает первое стихотворение, второй вариант прочитает второе. | Фронтальная | Л2 П2 К2 | |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Рефлексия -С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? - Что у вас получилось? - Стихи какого поэта вы изучали на уроке? -Какое вам понравилось больше? Почему? - Выберите и продолжите любое предложение. • На сегодняшнем уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось.. • Сегодня я сумел... | Высказывают свои предположения. | Фронтальная Индивидуальная | Р2; П2; К2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи А.С.Пушкина об осени.
Презентация для урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.Пушкин.Уж небо осенью дышало..."...
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Красота и выразительность пушкинского стиха (А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»).
Цели урока: 1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.2. Научить читать ...
Кроссворд "Стихи А. С. Пушкина о природе"
Дети очень любят отгадывать кроссворды. В занимательной форме учащиеся познают литературный мир А. С. Пушкина....
Стихи А.С.Пушкина
Подборка стихов А.С.Пушкина для чтения в 4 классе....
Разработка урока по литературному чтению "Стихи А.С.Пушкина о природе"
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конкурс чтецов, посвященный стихам А. С. Пушкина
Сценарий конкурса чтецов, посвященного стихам А.С. Пушкина для младших школьников....
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе «Стихи Александра Сергеевича Пушкина»
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе «Стихи Александра Сергеевича Пушкина», УМК "Школа России"...