Интерактивная игра по сказкам А.С. Пушкина "Пушкинский узор"
презентация урока для интерактивной доски

Интерактивная игра по сказкам А.С. Пушкина «Пушкинский узор»

Игра состоит из номинаций. В каждой номинации по пять вопросов с ответами по сказкам А.С. Пушкина. Каждый вопрос имеет «стоимость». Команды выбирают номинацию и вопрос. Игра предназначена для учащихся начальной школы. Это мероприятие можно провести на уроке внеклассного чтения как итоговое по сказкам, в рамках Недели, посвящённой творчеству А.С. Пушкина, а также в качестве тематического занятия в группе продлённого дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивная игра по сказкам А.С. Пушкина

«Пушкинский узор»

Цель: привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки.

Задачи:

  • Познакомить детей c биографией и творчеством А.С. Пушкина.
  • Развивать интерес и мотивацию к чтению.
  • Развивать память, устную речь, внимание, образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей.
  • Воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.

Оборудование: мультимедиа (показ слайдов), картины из сказок А.С.Пушкина, рисунки учащихся из сказок А.С.Пушкина,

Предварительная работа:  Прочитать сказки:

“ Сказка о рыбаке и рыбке”

“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

“Сказка о царе Салтане”

“Сказка о золотом петушке”

“Сказка о попе и о работнике его Балде”.

Ход занятия

1. Слово учителя:

Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

«Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка- умница и прелесть,

С нами рядышком идёт”.

А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы знаем о самом авторе.

     * Пушкин происходил из дворянского рода, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Радше, современнику Александра Невского. Прадед Пушкина по матери - африканец Абрам Петрович Ганнибал, слуга и воспитанник Петра I, ставший потом военным инженером и генералом. Мать Пушкина - Надежда Осиповна - внучка Ганнибала.

(слайд 2)

     * У Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных было восемь детей. Пятеро умерли в малолетстве. Остались трое: Ольга, Александр и Лев. Они были очень дружны между собою. Своим первым другом Александр Сергеевич называл сестру Ольгу. «Друг бесценный» - так он обращался к ней. (Слайд 3-5)

*Родители обходили вниманием Александра, не жаловали ему свою любовь. Лишь бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал испытывала к Сашеньке и любовь, и жалость, и нежность.(Слайд 7)

     * До семи лет Саша был молчаливым, робким и малоподвижным мальчиком. Он не любил шумных игр, дальних прогулок и беготни со сверстниками, а охотнее проводил время с бабушкой и няней. 

В доме за детьми ухаживала няня Арина Родионовна – крепостная крестьянка семьи Пушкиных. Няня знала много народных русских песен, былин и сказок . Маленький Саша заслушивался рассказами своей няни, она была замечательной  рассказчицей. Со слов няни он записал несколько песен и 7 сказок в т.ч. «Пролог» к «Руслану и Людмиле» (Слайд 8)

     * Отец Александра, Сергей Львович, слыл знатоком французской классической литературы, сам писал стихи и каламбуры, а родной дядя Василий Львович был известным в то время поэтом.

     * В восемь лет Саша уже сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы. Сам поэт считал, что он начал писать с тринадцатилетнего возраста. (Слайд 9)

     * А.С. Пушкин знал французский и английский, немецкий и итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские языки - одни в совершенстве, другие не переставал изучать всю жизнь. В его библиотеке насчитывалось 3560 томов - 1522 названия, из них 529 на русском языке и 993 на четырнадцати иностранных языках.

*В 12 лет Александра родители отдали в  Царскосельский лицей под Петербургом, где располагалась летняя резиденция русских императоров. 6 лет Пушкин учился в Царскосельском лицее. Там он написал много стихов. А с некоторыми одноклассниками подружился на всю жизнь.(слайд 10)

*После окончания лицея Пушкин переехал в Петербург. В это время он много пишет, общается с другими писателями и поэтами. (Слайд 11)

*При жизни Пушкина и позднее многие его стихи запрещали помещать в учебниках и хрестоматиях. Стихи, в которых звучали гневные строки считались политическими и не разрешали печатать. В 1820 году напечатали первую большую поэму Пушкина «Руслан и Людмила!(Слайд 12)

*Популярность Пушкина росла и его «возмутительные стихи» все больше и больше не нравились царю Александру первому. Царь грозил Пушкину ссылкой.

        Летом 1824 года царь приказал отправить Пушкина в Михайловское – имение его родителей. Пушкин находился под постоянным надзором властей

        В изгнании Пушкин провел шесть лет, прежде чем царь» милостливо» простил его. (слайд 13)

     * Александр Сергеевич не был привередлив в еде: любил печеный картофель, клюкву с сахаром, моченые яблоки, бруснику, варенья, особенно крыжовенное, домашний суп и кашу. Любил собирать грибы. А еще он любил, чтобы его окружали цветы.

     * Пушкин сравнительно неплохо играл в шахматы, но если проигрывал, очень горячился.

*Однажды в Москве на балу Пушкин увидел красавицу Наталью Николаевну Гончарову, полюбил ее и решил жениться. . Свадьба Пушкина с Натальей состоялась в феврале 1831 года. Пушкин был счастлив.

        Наталья Гончарова была очень красива, любила балы, наряды и развлеченья. Пушкин гордился красотой жены ,и ему нравилось видеть ее нарядной и веселой. (Слайд 14)

     * У Пушкина было четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья, но только двое из них - Александр и Наталья, оставили потомство. Внук А.С. Пушкина, сын дочери Натальи - Георг-Николай фон Меренберг был женат на  Ольге Александровне Юрьевской, дочери русского царя Александра II. Потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти человек живет в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Н.В. Гоголя.(Слайд 15)

*Жена Пушкина была знатной красавицей и за ней начал ухаживать кавалергардский офицер Дантес – человек пустой и гнусный. Дантес опутал жену Пушкина клеветой и ложью ,унизил и оскорбил честь поэта. Александр Сергеевич вынужден был вызвать Дантеса на дуэль. (Слайд 16)

*Вблизи Петербурга на Черной речке 27 января 1837 года состоялась дуэль между поэтом Пушкиным и Дантесом.. Подойдя к барьеру, Пушкин навел пистолет, но Дантес выстрелил первым , не доходя до барьера. От выстрела Пушкин упал лицом вниз.(Слайд 17)

  Умер Пушкин 29 января 1837 года в 14 часов 45 минут, в возрасте 38 лет

     * Пушкину в России посвящёны памятники, ряд музеев, в разных городах нашей страны есть улицы и площади, названные в честь поэта. Имя Пушкина носят общественные и культурные организации - драматические театры, институты, станции метро, библиотеки.

     * В 1943 году на деньги, собранные на Урале писателем И.А. Новиковым и его друзьями на пушкинских вечерах, был построен боевой самолет «Александр Пушкин». Истребитель был передан командиру эскадрильи Юрию Горохову. Он сбил на нем девять фашистских бомбардировщиков.

     * В Музее Пушкина в Москве хранится пробитый осколком снаряда томик пушкинских стихов. Его читали бойцы на фронте. Многие из них погибли. А книгу прислал в 1943 году в Москву своим дочерям бывший секретарь дивизионной газеты «За Родину» лейтенант с прямо-таки «пушкинской» фамилией - Онегин.

     * В 1937 году, к 100-летию со дня смерти поэта, Царское Село  было переименовано в город Пушкин.

     * Имя Пушкина носит малая планета «2208 Pushkin».

Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведём интерактивную игру по сказкам А.С. Пушкина.

Для этого необходимо разбиться на команды. Дать название команде.

Мы прочитали сказки А.С.Пушкина. Вам они понравились?

Какая из сказок вам больше запомнился?  (ответы учащихся).

(Звучит музыка).

Итак, мы начинаем игру. Вам нужно выбрать  номинацию для игры и «стоимость» вопроса

Номинация «ВОПРОС – ОТВЕТ»

1. Где жили старик со старухой? (У моря)

2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? (Петушка)

3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? (Зайчишку)

4. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? (Из моря – океана)

5. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? (Месяц, ветер, солнце)

Номинация «ЗАГАДКИ»

1. У царицы злой-презлой

Собеседник непростой.

Неживой, но говорящий,

Скажет правду настоящую.

2. Чуть опасность затаится -

Верный страж на тонкой спице

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся.

3. Живет батрак в поповом доме,

Спит обычно на соломе.

Полбу ест за четверых,

Работает за семерых.

4. Тридцать три года — такие дела —
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыбалкою жил.
Что за жилье у них было, скажи?

5. Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый?

Номинация «ТЕЛЕГРАММА»

- Нам герои сказок отправили телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.

1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.

2. Спасибо за приглашение, вижу, что люди добрые живут. Приеду с подарками, так как наткала много полотна.

3. «Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..»

4. «Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий.

5. Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите, ждите очень спешим.

Номинация «СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ»

1. Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку … 

2. Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес … 

3. Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу …

4. Тем, кто может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес … 

5. Торговая фирма «Буян» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И все это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес фирмы … 

Номинация «УЗНАЙ СКАЗКУ»

1. Шатер, звездочет, петушок, царица. 

2. Землянка, терем, рыбка, царица, корыто. 

3. Князь, белка, муха, остров, лебедь, комар. 

4. Солнышко, свадьба, яблоко, прялка, месяц.

5. Море, черт, верёвка, поп.

Подведение итогов.

Художественное чтение.

1. А сейчас прочитаем отрывки из сказок.  (Читают 3-4 ученика)

2. В сказках Пушкина очень много диалога. Прочитаем из них 2-3 отрывка. (Читают 3 пары)

8. Звучит музыка. Слова учителя.

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

- Спасибо всем участникам. Я думаю, сегодня победило наше знание. Вы все очень хорошо подготовились к уроку. А кто хочет более подробно познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, может взять книги в библиотеке.

                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила Булыгина Елена Михайловна воспитатель группы продленного дня ГБОУ школа №100 г. Санкт-Петербург

Слайд 2

10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 Вопрос-ответ Узнай сказку СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ Загадки ТЕЛЕГРАММА

Слайд 3

У моря Где жили старик со старухой? ВОПРОС-ОТВЕТ 10

Слайд 4

Петушка Какую птицу приобрёл царь Дадон , чтобы спасаться от врага? ВОПРОС-ОТВЕТ 20

Слайд 5

Зайчишку Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? ВОПРОС-ОТВЕТ 30

Слайд 6

Из моря - океана Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона ? ВОПРОС-ОТВЕТ 40

Слайд 7

Месяц, ветер, солнце. К каким силам природы обращался королевич Елисей , когда искал свою невесту? ВОПРОС-ОТВЕТ 50

Слайд 8

Загадки 10 Зеркало У царицы злой-презлой Собеседник непростой. Неживой, но говорящий, Скажет правду настоящую.

Слайд 9

Загадки 20 Петушок Чуть опасность затаится - Верный страж на тонкой спице Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся

Слайд 10

ЗАГАДКИ 30 Балда Живет батрак в поповом доме, Спит обычно на соломе. Полбу ест за четверых, Работает за семерых.

Слайд 11

ЗАГАДКИ 40 Землянка Тридцать три года — такие дела — Старуха у моря все пряжу пряла. А дед неудачной рыбалкою жил. Что за жилье у них было, скажи?

Слайд 12

ЗАГАДКИ 50 Лукоморье Немало сказок интересных Поведать может кот ученый. Так назовите же то место, Где с цепью дуб растет зеленый?

Слайд 13

ТЕЛЕГРАММА 10 Балда Не могу прибыть к Вам, очень занят, так как верёвкой хочу море морщить.

Слайд 14

ТЕЛЕГРАММА 20 Ткачиха Спасибо за приглашение, вижу, что люди добрые живут. Приеду с подарками, так как наткала много полотна.

Слайд 15

ТЕЛЕГРАММА 30 Мачеха-царица «Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?..»

Слайд 16

ТЕЛЕГРАММА 40 Королевич Елисей «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий …» (

Слайд 17

ТЕЛЕГРАММА 50 Корабельщики . Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите, ждите очень спешим.

Слайд 18

СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ 10 «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку …

Слайд 19

СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ 20 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес …

Слайд 20

СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ 30 «Сказка о попе и о работнике его Балде » А. С. Пушкина Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу …

Слайд 21

СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ 40 «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина Тем, кто может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес …

Слайд 22

СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ 50 «Сказка о царе Салтане » А. С. Пушкина Торговая фирма «Буян» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И все это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес фирмы …

Слайд 23

УЗНАЙ СКАЗКУ 10 "Сказка о золотом петушке" Шатер, звездочет, петушок, царица.

Слайд 24

УЗНАЙ СКАЗКУ 20 "Сказка о рыбаке и рыбке" Землянка, терем, рыбка, царица, корыто .

Слайд 25

УЗНАЙ СКАЗКУ 30 "Сказка о царе Салтане " Князь, белка, муха, остров, лебедь, комар.

Слайд 26

УЗНАЙ СКАЗКУ 40 "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" Солнышко, свадьба, яблоко, прялка, месяц

Слайд 27

УЗНАЙ СКАЗКУ 50 «Сказка о попе и о работнике его Балде » Море, черт, верёвка, поп

Слайд 28

http://www.hereisfree.com/content1//pic/zip/201122421113324977801.jpg идея кнопки «домик» http://gatet.files.wordpress.com/2010/06/me.jpg знак вопроса с человечком http://www.design-web.com.ua/wp-content/uploads/2012/11/owl.jpg мудрая сова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Интерактивная игра  по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» для учащихся 1-4 классов.Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А. С. Пушкина.В игре может участво...

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре...

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде"

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В иг...

Интерактивная игра "Кубики". Сказки А. С. Пушкина

Внимание - это одна из составляющих познавательного процесса, важный компонент развития школьника. Поэтому игры на внимание не менее важны, чем иной познавательный процесс. Предлагаю интерактивну...

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."...

Интерактивная игра по сказкам А.С. Пушкина. Пушкинский узор. (конспект)

Данную разработку можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности....