Работа над дикцией на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Мороз Анна Александровна

  В данном материале представлены упражнения для работы над дикцией, которые можно использовать на уроках литературного чтения для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_diktsiey.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

   

Работа над дикцией на уроках

литературного чтения

Говорить звучным, красивым голосом еще не значит ясно и четко произносить звуки, слоги, слова, т.е. обладать хорошей ДИКЦИЕЙ. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной, а также звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы».  Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот, так как это является важным условием для формирования звука и его посыла.

Регулярная тренировочная работа дает возможность сохранить и развить подвижность и эластичность речевого аппарата детей, подготавливает их к процессу говорения, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. В тренировку дикции входят артикуляционно-фонетические упражнения для разминки и тренировки мускулатуры рта, челюстей, губ и языка, упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.

Пластическая гимнастика для челюстей.

1. Нижнюю челюсть энергично и плавно опустить вниз, затем поднять в исходное положение.

2.  Нижнюю челюсть выдвинуть вперед, затем вернуть в исходное положение.

3.  Нижнюю челюсть опустить вниз, сдвинуть вправо, затем влево, опустить вниз, сделать круговой поворот.

Пластическая гимнастика для губ.

1. Губы вытянуть трубочкой вперед, затем растянуть в стороны, челюсти сжать.

2.  «Круг». На счет «один» губы вытягиваются вперед, а затем делается круговое движение: вправо – вниз – влево – вверх; повторить 3-4 раза. После этого сделать упражнение слева направо.

3.  Губы вытянуть трубочкой и произвести движения вправо, вверх, влево, вниз (челюсти сжаты).

Пластическая гимнастика для языка.

1. Открыть рот, кончик языка поднять к верхней губе и опустить вниз.

2. Открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх, затем опустить вниз.

3. «Укол шпагой». Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, на счет «один» - острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «два» - внутренней стороны правой щеки. Повторить 3-4 раза. Нижняя челюсть не движется.

4.  «Поддразнивание». Кончик языка высовывается наружу и   двигается  сначала по вертикали, затем по горизонтали, чувствуется напряжение в уздечке языка. Движениями вниз – вправо – вперед – влево тренируется нижняя челюсть.

Улучшить дикцию можно путем заучивания отдельных фраз, пословиц, поговорок, скороговорок, в которых многократно повторяется тот или иной звук.

Приведу пример работы со скороговорками.

В период обучения грамоте на этапе отработки произношения слов с изучаемыми звуками использую скороговорки, в которых изучаемый звук произносится чаще. (В.Волина «Занимательное азбуковедение»).

Скороговорку записываю на доске, а затем дети индивидуально или хором в медленном темпе читают ее. Скорость проговаривания развиваем в игре «Скорый поезд». Объясняю ребятам, как скорый поезд набирает ход. Мы тоже проговариваем скороговорку сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.

Стараюсь строить эту работу так, чтобы участвовали все учащиеся:

- читаем 3 раза, вполголоса, постепенно убыстряя темп;

- расскажите друг другу, начинает 1 (2) вариант;

- рассказывают несколько учеников (вслух, по одному);

- все вместе;

- отдельно девочки, отдельно мальчики или отдельно каждый ряд, вариант и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...