Работа над дикцией на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
В данном материале представлены упражнения для работы над дикцией, которые можно использовать на уроках литературного чтения для обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_diktsiey.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над дикцией на уроках
литературного чтения
Говорить звучным, красивым голосом еще не значит ясно и четко произносить звуки, слоги, слова, т.е. обладать хорошей ДИКЦИЕЙ. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной, а также звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот, так как это является важным условием для формирования звука и его посыла.
Регулярная тренировочная работа дает возможность сохранить и развить подвижность и эластичность речевого аппарата детей, подготавливает их к процессу говорения, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. В тренировку дикции входят артикуляционно-фонетические упражнения для разминки и тренировки мускулатуры рта, челюстей, губ и языка, упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.
Пластическая гимнастика для челюстей.
1. Нижнюю челюсть энергично и плавно опустить вниз, затем поднять в исходное положение.
2. Нижнюю челюсть выдвинуть вперед, затем вернуть в исходное положение.
3. Нижнюю челюсть опустить вниз, сдвинуть вправо, затем влево, опустить вниз, сделать круговой поворот.
Пластическая гимнастика для губ.
1. Губы вытянуть трубочкой вперед, затем растянуть в стороны, челюсти сжать.
2. «Круг». На счет «один» губы вытягиваются вперед, а затем делается круговое движение: вправо – вниз – влево – вверх; повторить 3-4 раза. После этого сделать упражнение слева направо.
3. Губы вытянуть трубочкой и произвести движения вправо, вверх, влево, вниз (челюсти сжаты).
Пластическая гимнастика для языка.
1. Открыть рот, кончик языка поднять к верхней губе и опустить вниз.
2. Открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх, затем опустить вниз.
3. «Укол шпагой». Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, на счет «один» - острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «два» - внутренней стороны правой щеки. Повторить 3-4 раза. Нижняя челюсть не движется.
4. «Поддразнивание». Кончик языка высовывается наружу и двигается сначала по вертикали, затем по горизонтали, чувствуется напряжение в уздечке языка. Движениями вниз – вправо – вперед – влево тренируется нижняя челюсть.
Улучшить дикцию можно путем заучивания отдельных фраз, пословиц, поговорок, скороговорок, в которых многократно повторяется тот или иной звук.
Приведу пример работы со скороговорками.
В период обучения грамоте на этапе отработки произношения слов с изучаемыми звуками использую скороговорки, в которых изучаемый звук произносится чаще. (В.Волина «Занимательное азбуковедение»).
Скороговорку записываю на доске, а затем дети индивидуально или хором в медленном темпе читают ее. Скорость проговаривания развиваем в игре «Скорый поезд». Объясняю ребятам, как скорый поезд набирает ход. Мы тоже проговариваем скороговорку сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.
Стараюсь строить эту работу так, чтобы участвовали все учащиеся:
- читаем 3 раза, вполголоса, постепенно убыстряя темп;
- расскажите друг другу, начинает 1 (2) вариант;
- рассказывают несколько учеников (вслух, по одному);
- все вместе;
- отдельно девочки, отдельно мальчики или отдельно каждый ряд, вариант и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»
Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»
Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...
Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
Цель: распространение опыта работы с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтени...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...