Ромашка Блума или «ромашка вопросов и ответов»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Сегодня я хочу  вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.pptx2.01 МБ
Файл vystuplenie_na_gmo.pptx2.01 МБ
Файл prilozhenie.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования современного образования , обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип " учить не науке, а учить учиться "

Слайд 2

Технологии развития критического мышления

Слайд 3

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека , который характеризуется высоким уровнем восприятия , понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 4

А как развивать в ребенке навыки критического мышления ? Какие приемы и технологии использовать ?

Слайд 5

Бенджамин Блум

Слайд 7

Приём основан на работе с текстом Приём является универсальным Главным в работе с текстом является осмысление информации

Слайд 9

Варианты использования "Ромашки Блума " • Вопросы формулирует сам учитель . • Вопросы формулируют сами учащиеся .

Слайд 11

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования современного образования , обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип " учить не науке, а учить учиться "

Слайд 2

Технологии развития критического мышления

Слайд 3

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека , который характеризуется высоким уровнем восприятия , понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 4

А как развивать в ребенке навыки критического мышления ? Какие приемы и технологии использовать ?

Слайд 5

Бенджамин Блум

Слайд 7

Приём основан на работе с текстом Приём является универсальным Главным в работе с текстом является осмысление информации

Слайд 9

Варианты использования "Ромашки Блума " • Вопросы формулирует сам учитель . • Вопросы формулируют сами учащиеся .

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. 
У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых  солнцем камней.
         Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
           Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

У каких камней стояли птенцы?

Что было на голове пингвинёнка?

Какой у него хвостик?

Почему пингвинёнок долго стоял у края скалы?

Правильно ли я понял, что пингвинёнку было страшно бросаться в море?

Правильно ли я понял, что скала была очень высокой?

Правильно ли я понял, что перед прыжком пингвинёнок долго собирался с духом?

Почему пингвиненок был отважным?

Почему пингвинёнок был голый?

Почему автор говорит, что пингвинёнок «бросился» вниз?

Почему, вынырнув, пингвинёнок закружился на одном месте?

Что было бы, если бы пингвинёнок прыгнул не со скалы?

Что было бы, если бы пингвинёнок не решился прыгнуть в море?

Что произойдет после того, как пингвинёнок выберется на берег?

Где в жизни можно встретить пингвинов?

Как бы вы поступили на его месте?

А вам нравится море?

Нравятся ли вам пингвины?

Как вы оцениваете поступок пингвинёнка? 

Приложение №2

Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, бело-серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья. Саня взял сучок и что-то написал на снегу. Ваня посмотрел, прочитал:

-«Саня», Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.

Ваня достал нож из портфеля и на стволе березы вырезал: «Ваня».

-Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он

- Ну и дурак! – сказал Саня

- Почему?

-Да потому, что всю жизнь люди будут ходить мимо березы и говорить: «Вот дурак этот Ваня!» - объяснил Саня. (по Баруздину)

Кто главные герои рассказа?

 

Где происходит действие в рассказе?

Когда происходит действие в рассказе?

Каким описан зимний лес в рассказе?

Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?

Я могу ошибаться, но по–моему,  главные герои рассказа возвращались домой из школы?

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

Почему Саня назвал Ваню «дураком»?

Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?

Как бы вы поступили на месте Вани?

Как бы вы поступили на месте Сани?

Кто из друзей был прав?

Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Приложение №3

Николай Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Найдите описание девочки. Какое возникло у вас впечатление о девочке? Что подчеркивает эпитет худая?

Чем привлекает вас девочка? Какой она вам представляется?

Если я вас правильно понял, то девочка совершенно спокойно реагировала на равнодушие окружающих по отношению к себе и искренне радовалась чужому счастью? Докажите эту мысль, используя цитаты из текста.

Если я правильно понял, то в стихотворении автор размышляем о красоте внешней и внутренней?

Почему мальчики забыли про свою подругу?

Почему девочка не завидовала чужому счастью?

Наступления какого дня боится автор? Почему?

Почему поэт надеется, что девочка сумеет преодолеть боль, которую ей неизбежно нанесут люди своим отношением?

Как вы думаете, как изменился бы мир, если бы люди начали ценить в первую очередь красоту внутреннюю?

Предположите, как, по вашему мнению, может сложиться судьба девочки в нашем мире?

Где в обычной жизни вы могли сталкиваться с подобной ситуацией?

Что можно сделать, чтобы люди более терпимее относились друг к другу?

Испытывали вы те же чувства, что и героиня?

Как вы думаете, к какой мысли хотел привести читателя автор?

Чем же человек может наполнить сосуд своей души, чтобы она была красива?

Можно ли ответить на вопрос, поставленный Заболоцким: что есть красота?

Приложение №4

Рассказ Б.Житкова «Цветок»

Жила девочка Настя со своей мамой. Раз Насте подарили в горшочке цветок. Настя принесла домой и поставила на окно.

— Фу, какой гадкий цветок! — сказала мама. — Листья у него точно языки, да ещё с колючками. Наверное, ядовитый. Я его и поливать не стану.

Настя сказала:

— Я сама буду поливать. Может быть, у него цветки будут красивые.

Цветок вырос большой-большой, а цвести и не думал.

— Его надо выбросить, — сказала мама, — от него ни красы, ни радости.

Когда Настя заболела, она очень боялась, что мама выбросит цветок или не будет поливать и он засохнет.

Мама позвала к Насте доктора и сказала:

— Посмотрите, доктор, у меня девочка всё хворает и вот совсем слегла.

Доктор осмотрел Настю и сказал:

— Если б вы достали листья одного растения. Они как надутые и с шипами.

— Мамочка! — закричала Настя. — Это мой цветок. Вот он!

Доктор взглянул и сказал:

— Он самый. От него листья варите, и пусть Настя пьёт. И она поправится.

— А я его выбросить хотела, — сказала мама.

Мама стала Насте давать эти листья, и скоро Настя встала с постели.

— Вот, — сказала Настя, — я его берегла, мой цветочек, и он меня зато сберёг.

И с тех пор мама развела много таких цветов и всегда давала Насте пить из них лекарство.

Кто главные герои рассказа Б.Житкова «Цветок?»

С чего началась данная история?

Что случилось с Настей?

Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали, что мама хотела цветок выкинуть?

Если я правильно поняла, то доктор рекомендовал маме найти именно этот цветок?

Почему мама хотела выкинуть подаренный Насте цветок?

Почему у мамы изменилось отношение к цветку в конце рассказа?

Что было бы, если бы мама выкинула этот цветок?

Что изменилось бы, если бы доктор не посоветовал пить отвар из листьев этого цветка?

Как бы вы поступили на месте Насти?

Как еще можно использовать этот цветок?

Как бы вы поступили на месте мамы?

Докажите, что данный цветок – это алоэ.

Сравните этот цветок с другими цветами. Что вы можете сказать в пользу этого цветка?

Сравните отношение мамы к цветку в начале и в конце рассказа.

Как вы относитесь к поступку Насти?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вопросы и ответы для подготовки к тесту по окружающему миру 2 класс

Вопросы и ответы по окружающему миру 2 класс ( программа "Школа 2100") по темам: "Из чего состоят все предметы. Календарь и компас.Земля имеет форму шара.Глобус- модель Земли. Земля в космосе"...

вопросы и ответы для подготовки к тесту по окружающему миру II четверть 2 класс

Материал содержит вопросы и ответы по темам: "Где на Земле теплее? Погода и климат. План и карта. Глобус и карта. Что изображают на карте. Материки и океаны. Реки и озера"...

Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг "Сто вопросов-сто ответов"

Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг. Тема: «Сто вопросов, сто ответов»Цель: Прививать любовь к родному языку, вовлекая ребят ...

Вопросы с ответами по математике для зачета. 2-3 класс.

Данный материал поможет проверитьу детей  теоретические знания по математике...

Конспект внеклассного мероприятия «КВН 100 вопросов-100 ответов» для учащихся 4 классов.

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 классов, способствующее расширению кругозора и закреплению знаний по русскому языку учащихся....

Аттестация учителей начальных классов.Тестирование-вопросы с ответами.

Представляю вопросы и ответы по тестированию учителей начальных классов-сама  набрала 94 балла из 100 возможных.Надеюсь кому-то поможет....

Вопросы и ответы (о птицах)

Вопросы и ответы (о птицах)...