Рекомендаций для родителей по совершенствованию техники чтения
методическая разработка по чтению
Предварительный просмотр:
Артемьева М.Ю., учитель начальных классов,
МБОУ Школа №3
Рекомендации родителям по совершенствованию техники чтения
и развитию читательского интереса у детей.
А радость чтения совсем рядом. Вернуть ее легко.
Нужно только не ждать, чтобы прошли годы.
Даниэль Пеннак «Как роман»
Это просто ужасно, когда чтение дома превращается в пытку для ребенка и родителей. Как только ребенку надо прочитать книгу, тут же просыпается зверский аппетит или очень хочется спать, а может даже "вдруг" сильно заболеть живот или голова. И таких причин, чтобы не читать, может быть великое множество.
Вы пытаетесь уговорить ребенка почитать, ставите таймер, пугаете лишением прогулки, но желание читать почему - то не просыпается. Ребенок придумывает множество отговорок, причин, чтобы не читать. Но вы же понимаете, что если задано в школе, то надо выполнить. Вы понимаете, что хорошее чтение необходимо, без него невозможна успешная учеба. И вы вновь и вновь заставляете ребенка читать. А результат какой? Скандалы и капризы дома, а качество чтения не растет. Домашние задания растягиваются на весь день. Постоянные замечания от учителя, плохие отметки на уроках... А если я вам скажу, что все можно исправить, затрачивая всего 15-20 минут в день и даже меньше. Вам это будет интересно? На просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать. Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные , на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня, предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами. При автоматизации читательских умений младших школьников одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И.Т. Федоренко). Другие - систему особых упражнений и их многократный повтор (В.Н. Зайцев), третьи - информационно-ценностный подход (А.М. Кушнир), четвёртые - учёт особенностей развития разных качеств навыка чтения (М.И. Оморокова) и т.д.
Мне хотелось остановиться на обучении детей оптимальному чтению. Оптимальное чтение-это чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в мин).Чтобы хорошо учиться в 5 классе, надо стремиться к концу 4 класса читать не ниже 120 слов в минуту.
1. Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой.
Домашняя тренировка в чтении должна проводиться 2-3 порциями по 5-7 минут. Ребенок просчитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
2. Чтение перед сном. Эмоциональной памятью фиксируются последние события дня. И те 8-10 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.
3. Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитывает 2-3 строчки и после этого получает кратковременный отдых. Это хорошо при просмотре диафильмов. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Просмотр диафильмов лучше проводить перед сном.
4. Многократное чтение. Упражнение «Эх, раз! Еще раз!»
Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.
Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!
Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.
Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.
А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!
Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее. На этом же отрывке производится чтение с переходом на незнакомую часть текста. Даете задание читать этот отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ученик прочитывает знакомую часть до конца, и родитель не останавливает его. Он переходит на незнакомую часть текста.
Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать в том же повышенном теме.
Его возможностей хватает ещё на полстрочки или строчку, но если ежедневно проводить 3 таких упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном теме будет увеличиваться.
5. Развитие оперативной памяти. Это делается с помощью зрительных диктантов, предложенных профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Если в первом наборе предложения из 8 букв, то в восемнадцатом – из 47 букв. Время работы с наборами составляет примерно два месяца. За это время память ребенка и скорость чтения развиваются настолько, что он может прочитать и запомнить за 8 секунд предложение из 11 слов. Непременное условие проведение диктантов – это проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то такая тренировка не развивает. Для детей это упражнение назовем «Расколдуй предложения».
Для того, чтобы расколдовать предложения, нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.
Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:
- Покажите ребенку первую карточку.
- Школьник читает предложение и старается запомнить.
- Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
- Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
- Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста, буквы в первом предложении диктанта. Их 8.
Во втором – 9,
в третьем – 10,
в четвертом и пятом по 11,
в шестом уже 12.
Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.
Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.
Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи. 6.Стимулирование желание читать. Этому помогает ежедневный учёт успехов. В течение 1 минуты ребенок читает текст, замечает до какого слова достал, затем пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневнике. Изо дня в день проводится эта работа. Последующие результаты свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ученика к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.
7.Упражнения на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Упражнение «Пол-яблока»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-яблока, представить себе как выглядит целое? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Упражнение «Потерянные буквы, слова». Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?
Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.
Книжн... полочка.
Нов... футболочка.
Больш... ложка.
Рыж... кошка.
Еще вот такую фразу:
Бобик все котлеты съел,
Он делиться не .......
И еще вот такие:
Ок-ок-ок — мы построим .......
Юк-юк-юк — поломался наш ......
Задача: прочитать, угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки. Высокий уровень антиципации станет хорошей опорой для вашего ребенка в работе с текстовой информацией, а процесс чтения станет более динамичным и качественным.
Вырежьте вместе с вашим ребенком «решетку» из картона или плотной бумаги, которая при наложении на текст будет закрывать, например, каждую четвертую букву или две буквы из пяти. Альтернативой «решетки» может стать прозрачная бумага с нанесенными краской на ней точками, полосками и т.д., которые спрячут часть букв или слов.
Можно придумать и другие варианты похожих упражнений. Главное, чтобы вы, используя вспомогательные средства, усилили словесную и буквенную недостаточность текста. Тогда, читая, ваш ребенок будете вынужден прогнозировать и предвосхищать, а значит, воспринимать информацию более активно.
Эффективны также такие упражнения.
Упражнение «Глаз – алмаз» Таблицы Шу́льте — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения.
5 | 10 | 19 | 14 | 2 |
11 | 28 | 30 | 26 | 20 |
3 | 17 | 1 | 21 | 15 |
24 | 9 | 22 | 12 | 4 |
13 | 18 | 6 | 25 | 23 |
8 | 7 | 27 | 16 | 29 |
Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.
Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.
И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.
Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.
Задача ребенка:
- на счет один найти и показать пальцем единицу;
- на счет два – двойку;
- три – тройку и т.д.
Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.
В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.
Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.
Упражнение «Идем по следу»
На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:
рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак
Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.
Благодаря этому упражнению, увеличивается угол обзора зрения и скорость чтения.
Упражнение “Буксир”. Взрослый читает со скоростью доступной детям, а дети стараются читать про себя, следить и поспеть за взрослым. Проверку проводить путем внезапной остановки.
Упражнение “Молния” заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной скорости. По команде “Молния” ребенок читает с ускорением в течение 20 сек. вначале, затем продолжительность увеличить до 2х минут.
Упражнение “Разведчик” используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также активного внешнего проговаривания при чтении. По команде “Читать про себя” дети прикладывают палец левой руки к плотно сжатым губам.
Упражнение «Книжка-хулиганка»
Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. Сначала можно делать отметки карандашом, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Иногда описанная работа положительных результатов не приносит.
Ошибки родителей.
1. Отсутствие целевой установки. Родитель сам не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и не может убедить ребенка в необходимости тренировки.
2. Нерегулярные замеры скорости не позволяют ученикам следить за своими успехами.
3. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко.
Важной задачей воспитания и обучения в настоящее время является также развитие интереса к чтению. И здесь ведущую роль должна играть семья.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
* Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. Дарите книги, обязательно с надписью.
* Систематически читайте ребенку, рассказывайте сказки. Дети младшего возраста очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает, помогает снять напряжение.
* Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи. Ребенку лучше не слышать и не знать споры родителей и бытовые темы, но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
* Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора и компьютера. Чаще устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух ещё интереснее, чем маленьким.
* Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
* Рассказывайте детям об авторе прочитанной книги.
* Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
* Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
* Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
* Собирайте дома различные словари: толковый, орфографический, словарь строения слов и т.д.;
вырабатывайте привычку обращаться к словарям и работать с ними.
* Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были книги различной тематики.
* Обязательно запишите ребенка в библиотеку, время от времени ходите туда вместе с ним.
Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников
Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...
рекомендации родителям для увеличения техники чтения
рекомендации родителям для увеличения техники чтения...
урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения.
урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения....
урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения.
урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения....
Рекомендации родителям по совершенствованию навыков чтения
Рекомендации родителям по совершенствованию навыков чтения...
Рекомендации родителям по совершенствованию техники чтения и развитию читательского интереса у детей
Это материал для родителей.Как научить ребенка скорочтению и привить интерес к книге в век компьютеров.Рассматриваются ряд занимательных упражнений для детей....
Рекомендации родителям по улучшению техники чтения
Рекомендации родителям по улучшению техники чтения...