Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС
статья по чтению (4 класс)

Кучевская Ольга Владиславовна

Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Цель этой работы в начальной школе - заложить основы грамотного чтения. На уроках литературного чтения, внеурочной деятельности, занятиях по развитию речи, классных часах можно работать над формированием ученика – читателя.

В статье приводятся конкретные приёмы работы по этой теме: карточки учащихся, закладки, открытки, шкатулка словарных слов, мероприятия «Как готовиться газета» , « Любимые журналы детства»   и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_o_knigah.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

                Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                               средняя общеобразовательная школа № 58

                                                       Методическая тема:

«Формирование читательской самостоятельности младших
школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»
   

                                                                                   Отчет по работе над методической темой

                                                                                   учителя начальных классов

                                                                                    Кучевской О.В.  

                                                         2019 – 2020 г.

                                                      Санкт - Петербург

По данной методической теме я работаю второй год. Использую различные приемы, методы и формы работы.

Карточки учащихся «Прочитанные книги».

У каждого учащегося в классе была карточка, на которую приклеивается значок за каждую прочитанную книгу. Значки различались по форме, в зависимости от темы и толщины книги. В конце года подвели итог. Отметили победителей.

Применяется такая форма работы как ведение читательского дневника, где фиксируется

Ф.И. автора, название книги, краткое содержание, вопросы, которые возникли при чтении, чему учит книга, личное отношение, отзыв.

На лето рекомендован список литературы.

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Морис Метерлинк «Синяя птица»

Оскар Уайльд «Мальчик - звезда»

Феликс Зальтен «Бемби»

Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Г. – Х. Андерсен «Снежная королева» «Сидень»

Л. Андреев «Кусака»

Л. Воронкова «Девочка из города»

В. Осеева «Бабка».

Также обсуждали книги, прочитанные по собственному выбору.

М. В. Бойкина «Литературное чтение. Дневник читателя».

Из этого пособия использую задания выборочно. Заполнили анкету читателя.

  1. Меня зовут…
  2. Я живу в городе…
  3. Я люблю читать книги о…
  4. Мои любимые писатели и поэты…
  5. Моя любимая книга…
  6. Мое любимое место для чтения…
  7. Я люблю обсуждать прочитанное с…
  8. Если мне предложат самому написать книгу, то я напишу о…

Дети прочитали свои анкеты. Выполнили задания из разделов «Как найти нужную книгу», «Как выбрать книгу», «Читаем детскую переодическую литературу».

В пособии имеется список литературы для чтения.

Печатная тетрадь Крыловой «Работа с текстом».

 В тетради представлены отрывки текстов разных жанров. Разработаны различные задания, требующие многократного возвращения к тексту с целью поиска необходимой информации. Определить тему, главную мысль, составить план, поработать с лексическим значением слов.

Гостимская Е.С. Мишина М.И.  «Внеклассное чтение 3 – 4 класс. Дидактические материалы. В пособии содержится разнообразный материал для литературных утренников. Викторины, игры, кроссворды.

Изготовление закладок.

Дети делали дома закладку. На ней записывали автора, название, тему книги. Почему они советуют прочитать эту книгу. Закладками ребята обменялись со своим соседом по парте.

Изготовление открыток.

Рисовали на открытке иллюстрацию к книге, писали название, автора.

Выписывали цитаты из книги, которые произвели наибольшее впечатление.

Такие открытки дарили другу – однокласснику.

В классе появилась шкатулка, в которую кладем записки с непонятными словами.

С одной стороны листочка записываем слово, с другой – толкование слова из словаря. На обобщающем уроке вытаскиваем и повторяем.

Мероприятие «Мои любимые журналы детства».

На классном часе выступают по 10 минут 3 семьи, родители с детьми. Мама рассказывает о своем любимом журнале детства. Например, «Юный натуралист» 1979г., «Костер», «Мурзилка», «Веселые картинки». Потом рассказывает ребенок о современном журнале «Юный натуралист», « Саша и Маша», « Понимашки»,

«Фиксики».

  1. Какие рубрики есть в журнале?
  2. Развивалки, лабиринты?

Можно сравнить какие задания были в прошлые годы. Как эти задания выглядят в современном виде?

По окончании мероприятия можно сделать блиц – листок. На нем приклеить фото выступающих и детский рассказ.

Мероприятие «Как готовится газета»

Начать можно с небольшой презентации.

Далее класс делится на группы для выполнения заданий.

  1. Каждая группа получает фотографию, может быть из жизни школы.

Задание. Придумать название статьи и кратко рассказать содержание статьи.

  1. Каждая группа получает карточку с отрывками фраз. Выполнить такое же задание.

Затем нужно распределить роли в группах. Выбрать главного редактора, как капитана корабля, помощника редактора, фотографа, дизайнера.

Группы получают задание представить перед классом 1 страницу газеты:

название газеты, как часто издается, дата, номер, эмблема, статьи первой полосы.

Гл. редактор от каждой группы представляет свою газету (лучше это сделает ребенок, который хорошо говорит)

Важным направлением является работа с библиотеками.

Во второй четверти была экскурсия в районную библиотеку « Книгопарк», где познакомились с библиотекой , послушали лекцию с презентацией « Творческие дети разных времен»

Данная методическая тема для меня интересна, но еще не до конца изучена.

Хотелось бы подробнее познакомиться с работами самой Светловской.

Т.к. разработка теории формирования читательской самостоятельности принадлежит ей.  Хотелось бы поработать над внеурочной деятельностью

 «Чтение с увлечением» с опорой на программу по внеурочной деятельности М.В. Бойкиной.

Также создать условия для расширения жанрового и тематического разнообразия -  проза и стихи, художественная и научно – популярная литература, книги о сегодняшнем дне и о прошедшем, произведения классиков и современных авторов , фольклор – сказки, произведения русских авторов , переводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.Полноценный навык чтения - эт...

«Формирование читательской самостоятельности младших школьни-ков через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

laquo;Формирование читательской самостоятельности младших школьни-ков через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»...

Программа самообразования «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС».

laquo;Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»....