Сказки народов Дальнего Востока.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Целевая аудитория: возраст 4-5 классы
Аннотация: данное мероприятие поможет в занимательной форме вспомнить сказки народов Дальнего Востока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_igra_skazki_dv.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Чернявская Светлана Александровна
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского поселения «Рабочий посёлок Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края
Литературная игра.
Тема: Сказки народов Дальнего Востока.
Целевая аудитория: возраст 4-5 классы
Аннотация: данное мероприятие поможет в занимательной форме вспомнить сказки народов Дальнего Востока.
Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с народными сказками народов Дальнего Востока
Задачи: формировать умение понимать главную идею народной сказки;
развивать интерес к художественной литературе, чтению;
развивать речевые умения при пересказывании литературного
произведения;
воспитывать интерес и любовь к малой Родине.
Планируемые результаты: проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок
Предварительная работа: чтение сказок народов Дальнего Востока (смотри
Приложение №1); посещение краеведческого музея;
подготовка команды помощников;
иллюстрирование прочитанных сказок,
написание отзывов о прочитанных сказках;
знакомство с творчеством Г. Павлишина.
Оборудование: для команд приготовлены тексты сказки «Отважный сын»,
книги с иллюстрациями Г.Д. Павлишина.
Заранее для игры группа детей делится на 2 команды и команду помощников (по усмотрению воспитателя). Приглашаются члены жюри.
Ход игры.
Мы с вами читали сказки народов Дальнего Востока. Делали рисунки к сказкам, которые вам понравились, учились писать отзывы о прочитанных сказках. Сегодня наша игра поможет выявить самого внимательного читателя. И сейчас, вслед за сказочными героями мы отправляемся по дорогам прочитанных сказок, сказок – народов Дальнего Востока. На берегах Амура родились интересные добрые сказки. В сказку нас поведут «команды знатоков» и команда помощников.
А для начала, давайте вспомним, какие народы жили раньше и живут сейчас на берегах Амура. (Нанайцы, орочи, нивхи, ульчи…)
Ребята, а что такое сказка? А что значит народная сказка? (Ответы детей.) Вывод делает воспитатель. Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных событиях, приключениях. Сказку придумывали, простые люди. Сбором и записью народных сказок, занимались ученные. Они ездили по селениям, слушали, записывали сказки, чтобы передать их нам.
Итак: «Вас приглашает сказка
На конкурс знатоков,
И должен без подсказки
Здесь каждый быть готов:
Найти перо железной птицы
И встретить Мэргэна с синицей,
И рассказать толково нам
Про присказку, зачин, концовку.
Узнать, кто песенки поет
И где, какой герой живет
И побывать с ним на пиру.
Всех приглашаем на игру.
А победит та команда, которая преодолеет все трудности в пути, будет работать дружно и слаженно.
Для начала, давайте, вспомним какие части можно выделить в тексте сказки (присказка, зачин, сказочное действие, концовка, конечная присказка)
Первый конкурс.
Откройте текст сказки «Отважный сын». Задание первой команде - зачитать присказку. Задание второй команде зачитать зачин сказки. 2 детей из команды помощников кратко пересказывают сказку.
Из сказки «Отважный сын» помощники зачитывают два отрывка. 1-концовка,
2 - конечная присказка. (Участники команд должны узнать, какие части сказки были зачитаны)
Члены жюри подводят итог.
Второй конкурс
Мы с вами выяснили, кто лучше помнит названия частей сказки. Но конкурс наш только начался.
И условия нашего задания теперь таковы. От наших помощников вы услышите диалоги сказочных героев. Узнайте, герои, какой сказки ведут диалоги. (Диалог проговаривают дети из команды помощников.) Команды дают ответ. А теперь участники 1 команды кратко расскажут, как развивались события в сказке до прослушанного диалога. Участники второй команды напомнят нам, что происходило в сказке после, услышанного диалога. (Сказка «Скрипучая старушка» Смотри диалоги в приложении №2)
Жюри подводит итоги.
Третий конкурс
Молодцы, ребята, сказочных героев вы знаете. А наш путь в сказку продолжается дальше. Очень часто сказочным героям кто-то или что-то помогает найти дорогу. И вопрос таков: «Кто или какие предметы помогают
находить героям дорогу в сказках. (После ответов команд, подготовленные помощники рассказывают отрывки из сказок. Смотри приложение№3).
Жюри подводит итоги.
Мы с вами вспомнили помощников сказочных героев, которые помогали найти им дорогу. А теперь найдите в текстах сказок слова, которые помогают нам понять, что сказка появилась на берегах Амура. (Дети называют национальные слова и объясняют их.) Например: фактория – поселок, чум – дом, маунита – петля аркана, нюк – покрытие чума, оморочки – лодки.
Итак, мы с вами заметили, что в сказках необычные имена, место действия в сказках не деревня, а стойбище, лодки называются оморочки. Мы видим, что сюжеты сказок взяты из реальной жизни. В сказках не все сказочное. Напомните, чем занимаются наши сказочные герои? (Ловят рыбу, охотятся на зверя, выделывают кожу, шьют одежду, готовят себе пищу, защищают землю от врагов.)
Четвертый конкурс
Наш следующий конкурс с таким названием: «Сказка ложь, да в ней намёк». Итак, вопрос: «Чему учат сказки?» (Возможные варианты ответов смотри в приложении №4)
Подведение итогов игры
Воспитатель: Сказки прочно связаны с жизнью народа. Они учат и показывают, каким должен быть человек: добрым, умным, честным, мужественным, должен уметь прощать своих противников, уважать старших приходить на помощь другому, защищать свою Родину.
На берегах Амура родились интересные сказки. А еще красивые орнаменты и узоры.
-Для чего люди использовали орнаменты и узоры? (Украшали одежду, жилище, ковры, лодки, ножи, ложки, шкатулки…)
Рассмотрите иллюстрации к сказкам и скажите, а какие орнаменты использовали люди? (растительные и животные). Не забыть нам эти узоры помогают художники. Книги, которые изданы Хабаровским издательством, ярко иллюстрированы. Найдите фамилию художника. (Павлишин). Геннадий Дмитриевич Павлишин родился в Хабаровске. Он много путешествовал по краю. Исследовал творчество народов Севера, их культуру. Геннадий Павлишин удивительно точно и в то же время живо передает любимую им природу. Специалисты отмечают, что по рисункам художника можно изучать флору и фауну Дальнего Востока. Одни для нас сохраняют сказки, а другие народные узоры.
Приложение №1
Предварительно прочитаны сказки:
«Айога» нанайская сказка
«Березовый сынок» нанайская сказка
«Железная птица» нанайская сказка
«Отважный сын» нанайская сказка
«Охотник и тигр» нивхская сказка
«Пудин и лягушка» нанайская сказка
«Скрипучая старушка» ульчская сказка
«Тигр и мальчик» ульчская сказка
«Хозяин ветров» ненецкая сказка
«Храбрый Мэргэн» нанайская сказка
Приложение № 2
1 отрывок
Сказка «Охотник и тигр»
Ясно, здесь в тайге страшно.
- Я никого не боюсь. Нет у меня страха!
Кто бы ни напал - всех одолею.
-Не говори так. Мал ты ещё. Лучше скажи: всех боюсь
-Нет, не скажу так. Где у меня силы не хватит, там я ловкостью возьму. С любым врагом справлюсь.
-Кто тут хвастает, что всех одолеет?
-Не я это говорил, я всех боюсь. И тебя боюсь. Отверни свою голову, не гляди на меня! Я хочу выйти из шалаша!
- Кто же тут собирается со всеми справиться? Кто это тут никого не боится?
- Я никого не боюсь. Я со всеми справлюсь!
-Ну, тогда давай бороться. Если ты сильнее – меня убьешь. Если я сильнее – тебя съем. («Охотник и тигр» нанайская сказка)
2 отрывок
-Пусти переночевать меня.
-Нельзя ночевать в этом месте. Здесь живет злая старуха, ненавидящая людей. Чтобы продлить свою жизнь, она отрезает косы у молодых девушек. Я живу здесь потому, что ей прислуживаю. Ненавижу ее, а сделать ничего не могу. Уходи, пока не вернулась старуха, а то погубит она тебя.
- Не боюсь я. Теперь знаю, кому отомстить за сестру, только как это сделать?
-Слышала я от старухи, что есть у нее красивая шкатулка с костяной резьбой. Вот в этой шкатулке все ее зло хранится. Если растолочь, растереть шкатулку в порошок, старуха ничего плохого делать не будет. («Скрипучая старушка)
Приложение №3
«Хозяин ветров» ненецкая сказка (Птичка, санки)
Когда будешь на горе, прилетит к тебе птичка. Сядет она к тебе на плечо, ты не гони ее, погладь, приласкай. Потом сядь на саночки и скатись под гору. Саночки привезут тебя прямо ко входу в чум.
«Храбрый Мэргэн» нанайская сказка (стрела)
Садись на стрелу. Принесет она тебя к твоей юрте. Там ты и жди меня и стрелу береги до моего возвращения сказал и вложил стрелу в лук. Села девушка на стрелу, а Мэргэн натянул тетиву и пустил стрелу.
«Охотник и тигр» нивхская сказка (нарты)
- Ну, теперь домой отправляйся.
-Как домой пойду? Я дороги не знаю, заблужусь – говорит мальчик.
-Не заблудишься. Нарты сами поедут.
«Железная птица» нанайская сказка (перо)
Когда будешь расставаться, я дам тебе перо из своего крыла. Не теряй его. Будешь идти на охоту, брось перо и посмотри, в какую сторону оно упадет
концом. В ту сторону иди, удачливым охотником будешь и счастье своё найдешь.
Приложение №4
«Чему учат сказки»
Возможные варианты ответов.
«Железная» птица умение прощать, ценить дружбу, благодарить за помощь.
«Скрипучая старушка» - ценить дружбу. Без беды дружбу не узнаешь.
«Охотник и тигр» - доброе дело вернется к тебе добром.
«Храбрый Мэргэн» - помогать другим людям, защищать свою Родину.
«Пудин и лягушка» - человек должен трудиться, быть честным.
Аналогично по другим сказкам.
Используемая литература.
«Железная птица» - Нанайская сказка Издательство: Хабаровск "Книжное", 1982г.
«Охотник и тигр» - Нивхская сказка Сборник «Сказки народов севера» Издательство «Детская литература» Москва 1980г.
«Поэма о Приамурье» - «Изобразительное искусство» Москва 1983
«Приамурье мое» - Работы художника Г. Павлишина «Хабаровское книжное издательство» 1982
«Пудин и лягушка»- Нанайская сказка Издательство «Детская литература» Москва 1986 г.
«Скрипучая старушка»- ульчская сказка «Хабаровское книжное издательство», Хабаровск, 1979г.
Тихонова А.Е. «Твой родной край» - «Хабаровское книжное издательство» 1982г.
«Храбрый Мэргэн» Нивхская сказка Сборник «Сказки народов севера» Издательство «Детская литература» Москва 1980г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Украшения из бисера в одежде малочисленных народов Дальнего Востока"
Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа ...
Путешествие по Дальнему Востоку
Мы путешествуем по Дальнему Востоку,расматриваем карты,изучаем доклады....
Конспект занятия: "Украшения из бисера в одежде малочисленных народов Дальнего Востока"
Каждый народ имеет свою самобытную культуру. Культура каждого народа тесно связана с условиями обитания, окружающей природой и трудом человека. Культура и образ жизни этих народов являются ...
Дальний восток
презентация учеика Окружающий мир 4 класс Школа России...
СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА - РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Н. В. Храпунова(МБОУ СОШ № 58, Хабаровск)СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГОЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА- РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕВ данной статье ...
КТП "Литература Дальнего Востока" 2 класс
М. Н. Ходаковская "Лукошко" 2 класс...
Растительный мир Восточной Сибири и Дальнего Востока
Растительный мир Восточной Сибири и Дальнего Востока...