Скрибицкий "Жаворонок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
создание условий для полноценного восприятия произведения Г.Скребицкого «Жаворонок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Г.Скребицкий "Жаворонок".
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютерная презентация, запись с пением жаворонка, видеоролик, карточки с заданием для парной и групповой работы, цветовые сигналы.
Литература: учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс (ч.2).
Цель урока: создание условий для полноценного восприятия произведения Г.Скребицкого «Жаворонок»
Предметные задачи:
- продолжить работу по формированию основ читательской деятельности, анализировать художественное произведение, работать с пословицами;
- способствовать развитию навыка правильного осознанного чтения целыми словами, обогащению словаря учащихся;
- содействовать развитию творческих способностей учащихся, воспитанию нравственно-этических качеств, любви и бережного отношения к природе.
Метапредметные задачи: способствующие формированию УУД
- регулятивных: учить принимать участие в учебном сотрудничестве, принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
- познавательных: осознанно строить речевое высказывание, строить сообщение в устной форме;
- коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
Личностные УУД: способствовать формированию умения выражать свои эмоции в любви к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в обсуждении, осознанно строить речевое высказывание.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности. Организационный этап.
Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Составление плана работы.
У.- Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Время не теряем,
Урок мы начинаем!
У. – Садитесь. Проверьте все ль на месте,
Все ль в порядке.
Книжки, ручки и тетрадки
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Открываем тетради, записываем число.
2. Проверка домашнего задания
Цель: Проверить дом. задание.
- Что было задано на дом?
(рассказывают стихи Барто «Апрель»)
- Оцени работу своего одноклассника
(Ребята ставят оценки, поясняют почему)
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Согласовать цель и тему урока.
- Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы. О весне написано много литературных произведений
- Почему весну называют красной? Слайд
Сегодня мы продолжаем изучать произведения о весне.
У. - Итак, кого считали вестниками весны?
( Птицы - вестники весны).
У. - Предлагаю взять карточки, вспомнить приметы о птицах и восстановить предложения.
Карточки для работы в парах.
1 ряд: Увидал грача весну -.......
встречай.
провожай.
2 ряд: Увидал скворца –
весна у крыльца.
зима у крыльца
3 ряд: Жаворонок летит ….
к теплу.
к холоду.
-Оцените работу пары (сигнальные карточки)
- - О каких птицах сложены приметы? Перечислите. Рисунки с изображением птиц. Слайд.
У. - Эти птицы прилетают к нам первыми. Они возвещают о приходе долгожданной весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение.
4. Постановка учебной задачи.
Одной из этих птиц посвящен наш урок.
- Отгадайте загадку и узнаете название произведения, над которым мы сегодня будем работать.
Хочет - прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт,
И с собой тепло несёт.
(жаворонок) Слайд
Внизу есть подсказка в виде зашифрованного слова. Подсказка «Внимательные глазки».
С этим словом что-то сталось:
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи!
с ж с а с в с о с р с о с н с о с к с (жаворонок)
- кому будет посвящен урок? Слайд
Полина подготовила нам информацию об этой птичке
(Эта маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Она серого цвета голова украшена небольшим хохолком, Крик — негромкое «чрр-ик», песня — долгая звонкая трель. Часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко. Житель лугов и степей, гор и полей. Жаворонки относятся к перелётным птицам, но они не улетают далеко от места гнездовья и одними из самых первых возвращаются назад. Массовый прилёт начинается ещё тогда, когда не сошёл снег, в самом начале марта. Жаворонки прилетают очень рано – как только возникают проталины. Жаворонки ищут еду на земле, могут разыскивать ещё не вылезших
после зимовки насекомых и их личинок. Гнезда у жаворонка на земле, еду находят тоже только на земле. Насиживают яйца жаворонки (этим занимается самка) в среднем недели две. Выкармливают птенцов оба родителя дней десять. Докармливают вне гнезда приблизительно столько же. А когда птенцы подрастают, приступают ко второй кладке.
22 марта на Руси отмечался праздник «Жавонки»)
- Как праздновался этот праздник мы уже говорили на внеклассном мероприятии «День птиц», Слайд Александра нам напомнит. (Рассказ. 22 марта в праздник «Жаворонки» Были такие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны и хорошего урожая) Слайд
- Спасибо, девочки! Мы выяснили, что жаворонка в народе почитали и считали вестником весны . А вот почему жаворонка считают вестником весны. Слайд Вот это и будет главным вопросом, на который мы с вами должны будем ответить в ходе урока.
У. - А поможет нам в этом разобраться произведение Георгия Скребицкого «Жаворонок» . Запишем тему урока в тетрадь. Слайд
- Каковы задачи нашего урока?
Задачи урока Слайд
- узнаем новое о жаворонке
- жанр и тему произведения
- как автор относится к этой птице
- основную мысль произведения
5. Открытие нового.
Прежде чем мы будем прослушивать произведение, проведем словарную работе, т.е. познакомимся с лексическим значением слов, которые вам могут быть не понятны.
- трепетать ( крылышками) –замахать крылышками
- трущоба - труднопроходимое место щелка – маленькая щель.
- пригорки – небольшой холм, бугор
- лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз).Сдайд
Прослушивание произведения – видеоролик.Слайд
- есть, ещё непонятные слова?
ФИЗМИНУТКА
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. Слайд
6.Работа с текстом.
Беседа по содержанию.
- Какое произведение мы прочли?
- кто автор?
-Понравилось вам произведение? Чем?
- Жанр произведения?
- Тема произведения?
- Основную мысль произведения? (Важна не внешность, а поступки. Если от песни становится радостнее всем вокруг, никто уже не думает, как выглядит жаворонок. Скребицкий замечательно описал, какие чувства вызывает мелодия жаворонка: никто, слушая ее, не задумывается о том, что это лишь невзрачная птичка. Любить природу, радоваться весне) Слайд
7. Первичное закрепление
- прежде мы будем читать. Разминка для язычка: Пара птиц порхала, порхала, да выпорхнула Слайд
-Читаем текст «цепочкой» по абзацам.
- После текста вопросы. Каждый выбирает на листочке номе вопроса. Готовит на него ответ. (жребий) (ответы детей)
- А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока почему жаворонка считают первым вестником весны?
(Потому что именно его песня разбудила, заставила всё в природе двигаться: вылезать из щёлок и трещинок, греться и расправлять крылышки, усики и ножки....Зашевелились не только крохотные насекомые, но и толстые и ленивые звери...Всё в природе пришло в движение. Всё пробудилось от зимней спячки.) Слайд
8. Работа по группам.
У нас 3 группы.
1 группа – на столе карточки со словами. Восстанови загадку и отгадай.
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришёл ... (апрель)
3 группа - на столе карточки со словами. Восстанови скороговорку. Потренируйся ее произносить.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
9. Рефлексия
На доске жаворонки на красном, жёлтом и зелёном цвете.
У. - Если вы работали активно, правильно отвечали на вопросы учителя – жаворонок зелёного цвета, если вы были не очень активными, возникали трудности – жаворонок жёлтого цвета, если вам было трудно и непонятно – жаворонок красного цвета.
- Оценки выставление.
10. ДЗ Выучить наизусть понравившийся абзац.
,