Упражнения по развитию навыка чтения.
статья по чтению

Ибрагимова Жасмина Алимирзоевна

Чтение  играет  очень важную роль   в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Как  научить детей  читать  быстро, рационально, эффективно  и  сознательно?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_po_razvitiyu_navyka_chteniya.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения  по  развитию  навыка  чтения.

Чтение  играет  очень важную роль   в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Как  научить детей  читать  быстро, рационально, эффективно  и  сознательно?

В процессе  чтения совершенствуется   оперативная память и устойчивость   внимания. От этих двух  показателей  в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать  невозможно, так  как громкое чтение  как средство извлечения информации  нерационально. При  чтении  «про  себя» скорость  чтения  намного   возрастает. При   этом  учёные   и практики сходятся  во  мнении, что  большинству учащихся вполне  доступна  скорость  чтения 120  слов  в  минуту. Как  же  научить ребёнка   осознанно   и правильно читать, сформировать навык  работы с  разными  видами  текстов,  определить   уровень  понимания  прочитанного? Как   привести    учащихся вообще  к  пониманию  смысла  текста , к пониманию и запоминанию условия арифметической  задачи, грамматического  правила  и задания  при  однократном  чтении, научить  вычленять  главное  в  научно- познавательной  статье, учебном  тексте?

Наверное, каждый   учитель  задумывается    над  этими  вопросами и каждый  старается  по- своему  решить   проблему  совершенствования  навыков   чтения, стремится к тому, чтобы уроки  чтения  оставляли  заметный  след  в  сознании    каждого ученика, были  наделены    на  то, чтобы  двигать детей  в  их  идейно- нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом   развитии, развивали     у школьников  интерес к книге, любовь к чтению, прививали   им  полезные  для  жизни и дальнейшей   учёбы  умения   и навыки.

И. несмотря  на  многие  усилия, в классе  всегда  оказывается  группа  слабо читающих  детей. У них работа  с  книгой  вызывает  умственную  перегрузку, а это   приводит   к нежеланию  читать. И, в конечном счёте, к отставанию  в учёбе.

Интерес  к  чтению   возникает  в  том  случае  , когда  читатель  свободно  владеет  осознанным  чтением  и  у него  развиты  учебно - познавательные  мотивы чтения.

Одним  из  вариантов  повышения качества  чтения  в  начальных  классах  является  целенаправленное  управление  обучением  чтению.  В  процессе   работы  формируются  навыки  осознанного  чтения  и  умения  самостоятельно  работать с текстом  с  помощью  системы  специальных  упражнений  и  способов  действий, активно  влияющих  на  основные  параметры  чтения: осмысление, технику, выразительность.

Какие же  упражнения  использую  в  работе  по  совершенствованию  навыков  чтения?

Все  упражнения  разделены  на  4  группы :

  • для  развития   сознательного чтения,
  • для  формирования  правильности  чтения,
  • для  развития  беглости  чтения,
  • для  развития  выразительности  чтения.

. 1. Упражнения  для  развития  сознательного  (осознанного) чтения.

Первая  группа -логические  упражнения

А) Что  общего в  словах      и чем  они  различаются?

Мел-мель, мал-мял,  мыл –мил.

-Б) Назови  одним  словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

Туфли, сапоги,  тапочки, кроссовки;

В)Какое  слово  лишнее:

Ель, сосна, кедр, осина;

Гриб, ландыш, ромашка, василёк;

Г)  Путём  перестановки  букв  составь  слово

У к л б о ,  с н о а с , у п к с ;

Д) Составь  новое  слово , взяв у   каждого  первый  слог:

  Колос,  рота, ваза – корова

Е) Составь  новое слово, взяв у  каждого   второй слог:

    Змея, рама – яма

   Укор, бузина, тина – корзина.

Ж)  Аналогично  взяв  3,4 и т. д.  слоги.

З) Раздели  слова  на  группы

   Корова, шкаф, стул, диван,  коза,  овца,     стол.

И)К выделенному  слову  подбери  нужные  по  смыслу  слова:

ТРАВА: клевер, кедр, щавель , подорожник, лиственница , одуванчик.

Вторая  группа – игры  по  составлению  слов  со  словами.

  1. Найди  слово  в  слове

Гроза – роза,  газета – газ, поднос – нос  и  т. д.

  1. Шарады.

Начало-     голос птицы,

Конец- на дне  пруда.

А целое         в   музее

Найдёте  без  труда.  (картина)

3. Ребусы, загадки.

  1. Найди  животное  среди  строк:

Насос  сосёт   речную  воду,

И  шланг  протянут  к  огороду.

Среди  кустОВ  царит  покой,

Здесь  хорошо  бродить  одной.

Третья   группа- работа  с  деформированными  предложениями, текстами;  незаконченными  рассказами.

1.Составь  предложение  из  слов.

2  Расположи  предложения   по  порядку, чтобы  получился  текст.

3. Составь  предложения    к  теме  по  опорным  словам.

Четвёртая  группа – работа  с  текстом (учебник)

  1. Прочитай  текст, самостоятельно  ответь  на  вопросы, написанные  на  доске
  2. Расположи  части  текста  по  порядку.
  3. Выбери  заголовок  из  предложенных.
  4. Расставь  заголовки  частей   по порядку  содержания  текста.
  5. Составь  вопросы  к  тексту.
  6. Выборочное  чтение.
  7. Составление  плана  текста,  и  т.д.

2. Упражнения  для формирования  правильности   чтения.

   Первая  группа- упражнения,  направленные  на  развитие  внимания,    памяти.

1.Назови  предложенные  картинки, продолжи ряд.

-ель,сосна,берёза, ….

2.Опиши  предмет(показать  и убрать)

3.Повтори , что         сказал  учитель(6 слов  попарно, сходных  чем-то  по  звучанию)

Бочка-почка,  бабушка -бабочка,  кошка-ложка.

4.Выбери  слова  на  данный звук  из  текста.

5Произносятся  слова. Надо  выбрать  только те,  в  которых 2  слога,3,4, и т.д.

6.Аналогично  с ударением.

7.  «Фотоглаз».

Вторая  группа.- упражнения  со  словами.

     1Чтение  слов,  отличающихся  одной  буквой.

Мел-мель-мыл-мыль-мал-мял-;

Мышка-мошка-мишка-миска.

2.Чтение  слов , в написании которых  имеются одинаковые  буквы.

Куст-стук , сосна-насос,  мех-смех, мышка-камыш, марка- рамка и т.д.

3.Чтение слов, имеющих  одинаковые  приставки, окончания.

  1. Лесенки.

Ч –

Ч __ __

Ч__ __ __

Ч__ __ __ __

Ч__ __ __ __ __

5.Выяснение  лексического  значения  слова.

3.Упражнения  для  развития беглости  чтения.

Первая  группа- упражнения   для  расширения  поля  зрения.

1 .Работа  по  созерцанию  зелёной  точки.(на карточке, на  картинке  ставим  зелёную  точку и концентрируем  взгляд  на  ней. В это  время  называем  предметы  справа, слева, вверху, внизу.

2.Работа  по  таблице  Шульте.

-Развитие  поля  зрения  по  горизонтали:

 8  4   7                                                       22   9  14  18  7

2  1   5                                                        3   12   6   23   20

6   3   9                                                       21   4  1  25  15

                                                                   13   5   24   11   17

                                                                    10  8   19   2   16

   Развитие  поля   зрения  по   вертикали:

Карточка  №1                                                                                        Карточка  №2

13   33   9   4   26                                                                       26   31   23   5   21  

3   22   19   2   30                                                                       17   3   35   11   29

28   31   12   24   6                                                                     14   22   8   24   6

7   10   21   27   14                                                                      20   33   27   16   13

35   18   1   16   8                                                                        12   30   18   2   34

23   5   29   32   11                                                                       1   7   25   28   9

15   34   17   25   20                                                                     32   10   15   4   19

3. Работа  со  словарными   блоками,  по  вертикали которых  спрятано  слово.

   *                                     *                                     *      

сОк                               СВета                                иВа

ноСки                           мЕсто                                крЕсло

сАм                               каТок                                клеТка

                                     куКла                                куКла

                                     магАзин                            рАк

(Дети  читают  слова, а  сами  глазами  следят  по  буквам, над   которыми  стоит  снежинка.)

4.  Тексты  зрительных  диктантов

5.Фотоглаз.

6.«Кто быстрее?»(У каждого  ученика  по  2-3  текста. Требуется  найти  данное предложение.

Вторая  группа -упражнения  для  активизации органов  речи.

  1. Артикуляционная  гимнастика:

-гласные , согласные,  сочетания, открытые      и закрытые   слоги;

-Слова, трудные  для  произношения.

  1. Скороговорки.
  2. Чистоговорки.
  3. Различные  виды  чтения:
  • шепотом, громко, про себя;
  • хоровое  чтение;
  • чтение  в  парах;
  • чтение  одновременно  с  ведущим;
  • чтение  с  убыстрением темпа;
  • чтение  с  переходом  на  незнакомый  текст,
  • чтение  в  темпе  скороговорки;
  • чтение  «спринт»;
  • жужжащее  чтение  и  т. д.

4 Упражнения  для  развития выразительность  чтения.

      1.Чтение  слова  с   различными  оттенками  интонации.

      2. Чтение  фразы с интонацией , соответствующей  конкретной ситуации.

     3.Упражнения  на  дыхание.

     4.Упражнения  для  развития   голоса.

    5.Упражнения  для дикции.

  6. Прочитать, передавая  радость,  печаль, возмущение,   гордость, в зависимости от текста.

   7.Чтение  по  ролям.

  8.И  т.  д.

 Большая  роль  в  правильном  руководстве  детским  чтение  принадлежит  семье. Поэтому родителям  предлагаю следующие  рекомендации:

  1.  Занятия  чтением  должны  вызывать  положительные  эмоции и создавать  хорошее  настроение  у  ребёнка.
  2. При выборе  книг  опираться  на  желания  ребёнка.
  3. Начинать  самостоятельное  чтение  книг  надо  с  книг  с  большими  рисунками.
  4. Литература  должна  быть  разнообразной
  5. Время выбранное  для  чтения  не должно  ущемлять  других  интересов  ребёнка.
  6. Организовать  семейное  чтение.
  7. Для  совместного  чтения  выбирать  интересную          и занимательную  книгу, Чтобы  дети  с  удовольствием  ждали  вечера.
  8. Читать  вслух  по  очереди.
  9. Продолжительность  домашнего  чтения  не  должно  превышать 45 минут.
  10. После  чтения  важно  завоевать  доверие  у  ребёнка, чтобы  он  захотел  поделиться  своими  впечатлениями.
  11. Всячески  поддерживайте, одобряйте    и хвалите, особенно  неуверенного   в  себе  ребёнка.
  12.  И  конечно, невозможно  воспитать  любовь к книге  без  навыков  культурного  обращения  с  ней.  Надо  приучать ребёнка  любить  книгу.