Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова»(УМК «Школа России», 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели деятельности учителя: уточнение представлений о творчестве В. Берестова; ознакомление обучающихся со
стихотворениями В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; совершенствование навыка осознанного и
выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать: основные факты из биографии В. Берестова;
- уметь: выразительно читать стихотворения В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка», формулировать простые выводы, объяснять значение слова с опорой на контекст.
Личностные:
• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 20.04.2021 | ФИО учителя: Хабилова Римма Юсуповна |
Школа: МОУ «Аязгуловская ОШ» | ФИ студента: Ягафарова Лидия Ильясовна |
Класс: 2 | ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна |
Конспект урока по литературному чтению
Тема: «Стихи В. Берестова»
Цели деятельности учителя: уточнение представлений о творчестве В. Берестова; ознакомление обучающихся со
стихотворениями В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; совершенствование навыка осознанного и
выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать: основные факты из биографии В. Берестова;
- уметь: выразительно читать стихотворения В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка», формулировать простые выводы, объяснять значение слова с опорой на контекст.
Личностные:
• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Учебник: литературное чтение 2 класс 2 часть, Л.Ф Климанова (УМК «Школа России») раздаточный материал.
Челябинск, 2021
Этапы урока Методы и приёмы | Вре-мя | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | Прозвенел звонок веселый, Мы урок начать готовы! Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. - Это небольшое стихотворение будет девизом нашего сегодняшнего урока. Я надеюсь, что вы будете помогать мне и активно отвечать на вопросы. - Садитесь | - Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на работу. | Л: самоопределение; Л.: формирование мотивации к обучению; |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: проверка домашнего задания, выразительное чтение стихотворений | 4 мин | - Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания. Скажите, что вам было задано? - Я даю вам немного времени подготовиться. - Готовы? - Обратите внимание на критерии выразительного чтения: громкость; соблюдение нужной интонации; безошибочное чтение. - Кто желает прочитать на оценку? - (Имя ученика), пожалуйста. (Спрашиваю несколько человек). - Какую оценку поставим ребятам? - Я с вами полностью согласна. - Молодцы! | - Наизусть выучить одно из стихотворений Э.Н. Успенского. - Да. Выразительно читают стихотворения. Оценивают чтение одноклассников. | П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П.: смысловое чтение Р.: контроль, коррекция, оценка |
III. Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация слайдов | 4 мин | - Ребята, сейчас вы будете выполнять интересное задание. Вам нужно будет соотнести отрывок из произведения с его названием. Эти произведения мы с вами изучали ранее. Начинаем. Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. - Из какого произведения этот отрывок? - Следующий отрывок. Гляжу с высоты На обиду. Теряю обиду Из виду. - А этот отрывок из какого произведения? - Молодцы. - И у нас остался последний отрывок. Над бумажным над листом Машет кисточка хвостом. И не просто машет, А бумагу мажет, Красит в разные цвета. Ах, какая красота. - Из какого произведения может быть этот отрывок? - Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем из какого произведения этот отрывок. - Рассмотрите портрет и скажите, кто на нём изображен. - Верно. Это портрет Валентина Дмитриевича Берестова. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с его творчеством. - Какие цели вы поставите себе на урок? -Составим план урока - Сегодня мы познакомимся с его стихотворениями «Знакомы», «Путешественники», «Кисточка» | Принимают установку учителя. - Это отрывок из стихотворения В.Берестова «За игрой». - Это тоже стихотворение В.Берестова. - Мы не знаем откуда он. Так как мы ещё не изучали это произведение. - Это портрет Валентина Берестова. - Продолжить знакомство с произведениями В.Д. Берестова.
| Р.: планирование П.: структурирование знаний П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П.: подведение под понятие К.: учёт разных мнений Р.: целеполагание |
IV. «Открытие» нового знания Словесный : слово учителя, учебный диалог Наглядный: портрет Словесный: первичное восприятие стихотворения Практический: стихотворения Практический: выразительное чтение стихотворения по цепочке Динамическая пауза | 10 Мин 1 мин | - Скажите, что вы помните из биографии В.Д. Берестова? - Сейчас я вам расскажу немного о нём, чтобы вы вспомнили. - О человеке, произведения которого сегодня мы будем читать, можно сказать разными словами. Он - литературовед, поэт, сказочник, переводчик, прозаик, критик. - Валентин Дмитриевич Берестов – очень интересная личность. Он родился в 1928 году в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Сам писатель вспоминает: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати. Ведь именно тогда создавалась наша детская литература… Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером “Чижа” или "Дружных ребят”». - Писать стихи он начал в детстве, тетрадку со стихами первоначально хранил в тайнике. - Сейчас мы прочитаем стихотворение В. Берестова «Знакомый». - Как вы думаете, о каком знакомом может идти речь? - Хорошо, а теперь давайте проверим верны ли ваши предположения. - Открываем учебник на стр. 150. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение выразительно, соблюдая интонацию. Слушайте очень внимательно. - Хотите ли вы о чем-нибудь спросить автора? (Читаю второе четверостишие). - Узнали вы уже что-то о друзьях? Открылся ли вам секрет? (Читаю третье четверостишие.) - Какие у вас появились сейчас? (Читаю четвертое четверостишие). - Кем оказался знакомый мальчика? - Ожидали ли вы такой конец стихотворения? - А теперь прочитаем стихотворение выразительно по цепочке. - (Имя ученика), начинает. - Молодцы! - Ребята, скажите, о какой встрече рассказывает автор? - Верно. Это встреча двух знакомых – мальчика и собаки. - Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем. Встаем. Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам ещё работать нужно! - Молодцы! | Отвечают на вопрос. Высказывают предположения. Слушают чтение стихотворения. - Кто может бежать зимой босиком? - Нет. - Почему они обращали внимание на кошку? Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто? - Щенком. - Нет, мы не ожидали такого конца. Читают стихотворение по цепочке. - Автор рассказывает о встрече мальчика и собаки. Выполняют физкультминутку | К.: учёт разных мнений . П.: анализ, извлечение необходимой информации К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Р.: планирование К.: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П.: смысловое чтение К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Р.: саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный метод: первичное восприятие стихотворения Практический метод: анализ стихотворения Практический метод: выразительное чтение стихотворения Словесный метод: учебный диалог Практический метод: выразительное чтение стихотворения | 4 мин | - Посмотрите на стр. 151. Как называется следующее стихотворение? - Сейчас я вам прочитаю это стихотворение выразительно, соблюдая интонацию. Слушайте внимательно. - Понравилось ли вам это стихотворение? - Можем ли мы его назвать юмористическим? Почему? - Кого описывает В.Д. Берестов в этом стихотворении? - Какие они? Страшно ли им? - А смогут ли они переночевать в лесу? - Верно. - Как вы думаете, автор сочувствует героям или посмеивается над ними? - Да, вы правы. - Прочитайте стихотворение про себя. - Кто желает выразительно прочитать его вслух? - (Имена учеников), пожалуйста. - Умницы! - И последнее стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся «Кисточка». - Как вы думаете, какое будет это стихотворение? Печальное или радостное? - Что вам помогло определить это? - Кто желает выразительно прочитать это стихотворение? - (Имена учеников), пожалуйста. - Молодцы! | Путешественники. Слушают чтение стихотворения. - Да. - Да. Потому что оно шуточное и веселое. - Автор описывает двух лыжников, которые отправились в лес с сушеными грушами. - Им ничего не страшно, они самоуверенные. - Но лыжники еще дети и они не могут ночевать в лесу, да и из еды у них только груши. - Мы думаем, что автор посмеивается над ними. Они говорят, что они мужчины и им ничего не страшно. Они не пропадут в глуши, так как у них есть груши. Читают стихотворение про себя. Несколько учеников выразительно читают стихотворение. - Радостное. - Иллюстрация. Выразительно читают стихотворение. | П.: анализ К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П.: смысловое чтение К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений П.: смысловое чтение |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: выразительное чтение стихотворений | 4-5 мин | - Сейчас вы поработаете в парах. Для начала прочитайте про себя понравившееся вам стихотворение В.Д. Берестова. - Теперь прочитайте стихотворение своему соседу, а он вам. Читаем в пол голоса, чтобы не мешать другим. - Закончили? Молодцы! Кто хочет выйти к доске и выразительно прочитать стихотворение всему классу? - (Имена учеников), пожалуйста. - Как прочитали ребята? Какие оценки мы им поставим? (критерии на доске) - Отлично. | Читают стихотворение про себя. Читают стихотворения друг другу в парах. Выразительно читают стихотворение у доски. Оценивают чтение одноклассников. | Р.: саморегуляция П.: смысловое чтение Р.: контроль, коррекция, оценка |
VII. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя, учебный диалог Практический: составление рассказа | 5 мин | - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. - кто расскажет правила работы в группе? - (Имя ученика), пожалуйста. - Умница. - Ваша задача придумать какую-нибудь историю про учебные вещи. Сначала посмотрите, на что они похожи и представьте, что они живые. Подумайте, о чем они могут разговаривать. - На это задание у вас есть 4 минуты. - Заканчиваем. Давайте послушаем какие рассказы у вас получились. - Умницы! | - В группе работают все, работаем вполголоса, чтобы не мешать другим. Принимают установку учителя Зачитывают получившиеся рассказы. | Р.: управление поведение партнёра П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 3 мин | - Давайте подведем итог. Скажите, с какими стихотворениями мы сегодня познакомились? - Кто их автор? - Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Продолжите фразы: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось … - Спасибо за урок! Урок окончен. | - Со стихотворениями «Кисточка», «Путешественники», «Знакомый». - В.Д. Берестов Оценивают работу. | Р: анализировать собственную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова» (2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова;развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение. ...
Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: уточнение представлений о творчестве В. Берестова; ознакомление обучающихся со стихотворениями В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кис...
Конспект урока литературного чтения "Стихи Э. Успенского" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности при изучении произведений Э. Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить во...
Конспект урока литературного чтения "Стихи Э. Успенского" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: продолжение формирования читательской компетентности при изучении произведений Э. Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, памят...
Конспект урока литературного чтения "Стихи В. Берестова" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности при знакомстве с творчеством В. Берестова; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки герое...
Конспект урока литературного чтения «Стихи Э. Успенского» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: «Стихи Э. Успенского»Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Э. Успенского; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки ...
Конспект урока литературного чтения "Стихи Э. Успенского" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со стихотворениями «Над нашей квартирой» и «Память» Э. Успенского; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения...