Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова»(УМК «Школа России», 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ягафарова Лидия Ильясовна

Цели деятельности учителя: уточнение представлений о творчестве В. Берестова; ознакомление обучающихся со

стихотворениями В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; совершенствование навыка осознанного и

выразительного чтения.

Планируемые результаты:
Предметные:

  • знать: основные факты из биографии В. Берестова;
  • уметь: выразительно читать стихотворения В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка», формулировать простые выводы, объяснять значение слова с опорой на контекст.

Личностные:

     • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.04.2021

ФИО учителя: Хабилова Римма Юсуповна

Школа: МОУ «Аязгуловская ОШ»

ФИ студента: Ягафарова Лидия Ильясовна

Класс: 2

ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна

                       

Конспект урока по литературному чтению

Тема: «Стихи В. Берестова»

Цели деятельности учителя: уточнение представлений о творчестве В. Берестова; ознакомление обучающихся со

стихотворениями В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; совершенствование навыка осознанного и

выразительного чтения.

Планируемые результаты: 
Предметные:

  • знать: основные факты из биографии В. Берестова;
  • уметь: выразительно читать стихотворения В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка», формулировать простые выводы, объяснять значение слова с опорой на контекст.

Личностные:

     • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование:  Учебник: литературное чтение 2 класс 2 часть, Л.Ф Климанова (УМК «Школа России») раздаточный материал.

Челябинск, 2021

Этапы урока

Методы и приёмы

Вре-мя

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический

настрой

1 мин

Прозвенел звонок веселый,

Мы урок начать готовы!

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Это небольшое стихотворение будет девизом нашего сегодняшнего урока. Я надеюсь, что вы будете помогать мне и активно отвечать на вопросы.

- Садитесь

- Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на

работу.

Л: самоопределение;

Л.: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический:

проверка домашнего

задания,

выразительное

чтение

стихотворений

4 мин

- Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания. Скажите, что вам было задано?

- Я даю вам немного времени подготовиться.

- Готовы?

- Обратите внимание на критерии выразительного чтения: громкость; соблюдение нужной интонации; безошибочное чтение.

- Кто желает прочитать на оценку?

- (Имя ученика), пожалуйста. (Спрашиваю

несколько человек).

- Какую оценку поставим ребятам?

- Я с вами полностью согласна.

- Молодцы!

- Наизусть выучить одно из стихотворений Э.Н. Успенского.

- Да.

Выразительно читают

стихотворения.

Оценивают чтение одноклассников.

П.: осознанное и

произвольное построение

речевого высказывания

П.: смысловое чтение

Р.: контроль, коррекция,

оценка

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

учебный диалог

Наглядный:

демонстрация

слайдов

4 мин

 - Ребята, сейчас вы будете выполнять интересное задание. Вам нужно будет соотнести отрывок из произведения с его названием. Эти произведения мы с вами изучали ранее. Начинаем.

Мы ссорились, мирились

И спорили порой,

Но очень подружились

За нашею игрой.

- Из какого произведения этот отрывок?

- Следующий отрывок.

Гляжу с высоты

На обиду.

Теряю обиду

Из виду.

- А этот отрывок из какого произведения?

- Молодцы.

- И у нас остался последний отрывок.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота.

- Из какого произведения может быть этот отрывок?

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем из какого произведения этот отрывок.

- Рассмотрите портрет и скажите, кто на нём изображен.

- Верно. Это портрет Валентина Дмитриевича Берестова. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с его творчеством.

- Какие цели вы поставите себе на урок?

-Составим план урока

- Сегодня мы познакомимся с его стихотворениями «Знакомы»,

«Путешественники», «Кисточка»

Принимают установку учителя.

- Это отрывок из стихотворения В.Берестова «За игрой».

- Это тоже стихотворение В.Берестова.

- Мы не знаем откуда он. Так как мы ещё не изучали это произведение.

- Это портрет Валентина Берестова.

- Продолжить знакомство с произведениями В.Д. Берестова.

  1. Познакомимся с автором с биографией В. Берестова;
  2. Познакомиться с  творчеством В. Берестова;
  3. Оценить работу на уроке.
  4. Подвести итог урока.

Р.: планирование

П.: структурирование знаний

П.: осознанное и

произвольное построение

речевого высказывания в

устной форме

П.: подведение под понятие

К.: учёт разных мнений

Р.: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Словесный :

слово учителя,

учебный диалог

Наглядный: портрет

Словесный:

первичное

восприятие

стихотворения

Практический:
 анализ

стихотворения

Практический:

выразительное

чтение

стихотворения по

цепочке

Динамическая пауза

10

Мин

1 мин

- Скажите, что вы помните из биографии В.Д. Берестова?

- Сейчас я вам расскажу немного о нём, чтобы вы вспомнили.

- О человеке, произведения которого сегодня мы будем читать, можно сказать разными словами.

Он - литературовед, поэт, сказочник, переводчик, прозаик, критик.

- Валентин Дмитриевич Берестов – очень интересная личность. Он родился в 1928 году в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Сам писатель вспоминает: «Когда мне было четыре года,

в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати. Ведь именно тогда создавалась наша детская литература… Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером “Чижа” или "Дружных ребят”».

- Писать стихи он начал в детстве, тетрадку со стихами первоначально хранил в тайнике.

- Сейчас мы прочитаем стихотворение В. Берестова «Знакомый».

- Как вы думаете, о каком знакомом может идти речь?

- Хорошо, а теперь давайте проверим верны ли ваши предположения.

- Открываем учебник на стр. 150. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение выразительно, соблюдая интонацию.

Слушайте очень внимательно.

- Хотите ли вы о чем-нибудь спросить автора?

(Читаю второе четверостишие).

- Узнали вы уже что-то о друзьях? Открылся ли вам секрет?

(Читаю третье четверостишие.)

- Какие у вас появились сейчас?

(Читаю четвертое четверостишие).

- Кем оказался знакомый мальчика?

- Ожидали ли вы такой конец стихотворения?

- А теперь прочитаем стихотворение выразительно по цепочке.

- (Имя ученика), начинает.

- Молодцы!

- Ребята, скажите, о какой встрече рассказывает автор?

- Верно. Это встреча двух знакомых – мальчика и собаки.

- Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем. Встаем.

 Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

 Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

 Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

 Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

 Нам ещё работать нужно!

- Молодцы!

Отвечают на вопрос.

Высказывают предположения.

Слушают чтение стихотворения.

- Кто может бежать зимой босиком?

- Нет.

- Почему они обращали внимание на кошку? Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто?

- Щенком.

- Нет, мы не ожидали такого конца.

Читают стихотворение по цепочке.

- Автор рассказывает о встрече мальчика и собаки.

Выполняют физкультминутку

К.: учёт разных мнений

.

П.: анализ, извлечение

необходимой информации

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Р.: планирование

 К.: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: смысловое чтение

К.: выражение своих мыслей

с достаточной полнотой и

точностью

Р.: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный метод:

первичное

восприятие

стихотворения

Практический

метод:

анализ

стихотворения

Практический

метод:

выразительное

чтение

стихотворения

Словесный метод:

учебный диалог

Практический

метод:

выразительное

чтение

стихотворения

4 мин

- Посмотрите на стр. 151. Как называется следующее стихотворение?

 - Сейчас я вам прочитаю это стихотворение выразительно, соблюдая интонацию. Слушайте внимательно.

 - Понравилось ли вам это стихотворение?

- Можем ли мы его назвать юмористическим? Почему?

- Кого описывает В.Д. Берестов в этом стихотворении?

 - Какие они? Страшно ли им?

- А смогут ли они переночевать в лесу?

- Верно.

 - Как вы думаете, автор сочувствует героям или посмеивается над ними?

 - Да, вы правы.

- Прочитайте стихотворение про себя.

 - Кто желает выразительно прочитать его вслух?

 - (Имена учеников), пожалуйста.

- Умницы!

- И последнее стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся «Кисточка».

- Как вы думаете, какое будет это стихотворение? Печальное или радостное?

- Что вам помогло определить это?

- Кто желает выразительно прочитать это стихотворение?

 - (Имена учеников), пожалуйста.

- Молодцы!

Путешественники.

Слушают чтение стихотворения.

- Да.

- Да. Потому что оно шуточное и веселое.

- Автор описывает двух лыжников, которые отправились в лес с сушеными грушами.

- Им ничего не страшно, они

самоуверенные.

- Но лыжники еще дети и они не могут ночевать в лесу, да и из еды у них только груши.

- Мы думаем, что автор

посмеивается над ними. Они

говорят, что они мужчины и им ничего не страшно. Они не пропадут в глуши, так как у них есть груши.

Читают стихотворение про себя.

Несколько учеников выразительно читают стихотворение.

- Радостное.

- Иллюстрация.

Выразительно читают

стихотворение.

П.: анализ

К.: выражение своих мыслей

с достаточной полнотой и

точностью

П.: осознанное и

произвольное построение

речевого высказывания в

устной форме

П.: смысловое чтение

К.: выражение своих мыслей

с достаточной полнотой и

точностью; учёт разных

мнений

П.: смысловое чтение

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выразительное

чтение

стихотворений

4-5

мин

- Сейчас вы поработаете в парах. Для начала прочитайте про себя понравившееся вам стихотворение В.Д. Берестова.

- Теперь прочитайте стихотворение своему соседу, а он вам. Читаем в пол голоса, чтобы не мешать другим.

- Закончили? Молодцы! Кто хочет выйти к доске и выразительно прочитать стихотворение всему классу?

- (Имена учеников), пожалуйста.

- Как прочитали ребята? Какие оценки мы

им поставим? (критерии на доске)

- Отлично.

Читают стихотворение про себя.

Читают стихотворения друг другу в парах.

Выразительно читают стихотворение у доски.

Оценивают чтение одноклассников.

Р.: саморегуляция

П.: смысловое чтение

Р.: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

слово учителя,

учебный диалог

Практический:

составление

рассказа

5 мин

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека.

- кто расскажет правила работы в группе?

- (Имя ученика), пожалуйста.

- Умница.

- Ваша задача придумать какую-нибудь историю про учебные вещи. Сначала посмотрите, на что они похожи и представьте, что они живые. Подумайте, о чем они могут разговаривать.

- На это задание у вас есть 4 минуты.

- Заканчиваем. Давайте послушаем какие рассказы у вас получились.

- Умницы!

- В группе работают все, работаем вполголоса, чтобы не мешать другим.

Принимают установку учителя

Зачитывают получившиеся рассказы.

Р.: управление поведение

партнёра

П.: осознанное и

произвольное построение

речевого высказывания в

устной форме

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный:

формулирование

выводов,

обобщений.

3 мин

- Давайте подведем итог. Скажите, с какими стихотворениями мы сегодня познакомились?

- Кто их автор?

- Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось …

- Спасибо за урок! Урок окончен.

- Со стихотворениями «Кисточка»,

«Путешественники», «Знакомый».

- В.Д. Берестов

Оценивают работу.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова» (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова;развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.  ...

Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: уточнение представлений о творчестве В. Берестова; ознакомление обучающихся со стихотворениями В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кис...

Конспект урока литературного чтения "Стихи Э. Успенского" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование читательской компетентности при изучении произведений Э. Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить во...

Конспект урока литературного чтения "Стихи Э. Успенского" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  продолжение формирования читательской компетентности при изучении произведений Э. Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, памят...

Конспект урока литературного чтения "Стихи В. Берестова" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование читательской компетентности при знакомстве с творчеством В. Берестова; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки герое...

Конспект урока литературного чтения «Стихи Э. Успенского» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Стихи Э. Успенского»Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Э. Успенского; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки ...

Конспект урока литературного чтения "Стихи Э. Успенского" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со стихотворениями «Над нашей квартирой» и «Память» Э. Успенского; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения...