М.Пришвин "Выскочка"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения в 4 классе на тему: М.М. Пришвин "Выскочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 572.74 КБ |
konspekt_uroka.docx | 313.41 КБ |
rabochiy_list.docx | 139.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выскочка - это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
МОДЕЛИ ЖАНРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - сказка - пословица - стихотворение ? - загадка - рассказ 1, 2, 3 - считалка
ТЕМЫ ЧТЕНИЯ КРАСНЫЙ О РОДИНЕ ЖЁЛТЫЙ О ДЕТЯХ ОРАНЖЕВЫЙ О ЛЮДЯХ ЗЕЛЁНЫЙ О ПРИРОДЕ КОРИЧНЕВЫЙ О ЖИВОТНЫХ ГОЛУБОЙ О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ФИОЛЕТОВЫЙ О ВОЛШЕБСТВЕ
ЦЕЛЬ: п ознакомиться с произведением М.М. Пришвина «Выскочка»; у читься характеризовать и оценивать поступки героев произведения; у читься правильно и выразительно читать произведение; п онять идею произведения.
ЭТАПЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КУЛЬМИНАЦИЯ ЗАВЯЗКА РАЗВЯЗКА ВСТУПЛЕНИЕ ЗАВЕРШЕНИЕ
СЛОВАРЬ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЭПИТЕТ – слово, прилагаемое к названию предмета или явления, чтобы выделить, подчеркнуть и красочно, образно обозначить его признак. СРАВНЕНИЕ – образное выражение, характеризующее один предмет или явление путём сопоставления с другим. МЕТАФОРА – слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – слово или выражение, изображающее неодушевлённый предмет как одушевлённый.
Предварительный просмотр:
Тема. М.М. Пришвин «Выскочка»
I этап. Мобилизующий
Рассмотрите таблицы. Прочтите имя и фамилию автора по направлениям стрелок. Определите первую часть темы урока.
Работа в рабочих листах
О | А | И | Л | Д | Ж | |||||||
И | Х | Н | Е | И | Р | |||||||
М | У | И | В | Ш | П |
- Впишите имя, фамилию автора в первый прямоугольник.
Прочитайте слоги от последнего к первому. Определите вторую часть темы урока. Запишите её во второй прямоугольник.
А К Ч О К С Ы В
- Как вы понимаете, кто такой выскочка?
- Обратимся к толковому словарю Ожегова. Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
- Обозначьте жанр и тему произведения моделью.
Красный цвет - о Родине
- сказка Жёлтый цвет - о детях
Оранжевый цвет – о людях
- рассказ зелёный цвет - о природе
Коричневый цвет – о животных
- стихотворение голубой цвет - о приключениях
- Отталкиваясь от темы и используя опорные слова на облачках, сформулируйте цель урока. Помните: цель может состоять из нескольких частей.
УЧИТЬСЯ
ПОЗНАКОМИТЬСЯ ПОНЯТЬ ОЦЕНИВАТЬ
Цель урока: познакомиться с новым произведением М.М. Пришвина, учиться характеризовать главных действующих лиц, оценивать поступки героев, учиться правильно и выразительно читать произведение, понять идею произведения.
Тема урока поставлена, цель урока определена, приступаем к её реализации.
II этап. Решение учебной задачи
- Из каких этапов состоит любое произведение?
кульминация
завязка развязка
вступление заключение
- Этот треугольник нам будет встречаться на протяжении всего урока.
- Кто является главными участниками событий данного рассказа? Дайте характеристику каждому герою.
ВЬЮШКА СОРОКА
БЕЗДОМНАЯ КРИКЛИВАЯ
ИЗМОЖДЁННАЯ НЕУГОМОННАЯ
ОТКОРМЛЕННАЯ УМНАЯ
ДРУЖЕЛЮБНАЯ ЗАНОСЧИВАЯ
ОХОТНИЧЬЯ СМЫШЛЁННАЯ
ЗЛАЯ ЖАЛКАЯ
СТОРОЖЕВАЯ ОБЩИПАННАЯ
ПРЕДАННАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ
ВЕСЁЛАЯ ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ
- Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (Сравнение)
Весёлая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
Эпитеты – весёлая собачка
Метафоры – колечко хвоста, хвост поленом
- А для описания сороки М.М. Пришвин использует художественный приём – иронию.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове.
- Разберём каждый этап произведения.
1этап. Вступление
- Какой породы была Вьюшка? (Вьюшка была охотничьей собакой)
- Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.
(Бия - Бьюшка – Вьюшка).
- Как вы думаете, почему? (Вьюшку все любят)
-Какое отношение автора к собаке? (с любовью, нежностью, обращается ласково).
- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?
«...Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом – это означало тревогу и начало бдительности…»
На доску вывешивается 1 картинка
2 этап. Завязка
- Как сорокам удалось украсть косточку? (хитростью: одна отвлекала, другая украла).
- Почему автор назвал сороку Выскочкой? (Сорока была не такая как все, она лезла вперед других сорок).
- Как вы думаете, почему она так поступила? (хотела показать себя храброй).
«…Говорят, что в семье не без урода ...» - так Пришвин назвал сороку.
- Как вы понимаете это выражение.
- Почему автор выбрал именно эти слова? (Они помогают показать характер героев).
Отношение автора к Выскочке, по-вашему мнению, каково?
(Добродушно-насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой с мягкой иронией).
На доску вывешивается 2 картинка
3 этап. Кульминация
- На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?
- Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?
На доску вывешивается 3 картинка
4 этап. Развязка
Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.
На доску вывешивается 4 картинка
5 этап. Заключение
- Автор хотел показать нам, что для того, чтобы чего-то добиться в коллективе, важно прислушиваться к нему. Нужно правильно рассчитывать свои силы. Неоправданная самоуверенность и самолюбие закончились для птицы позором. И такое бывает не только в животном мире.
- Ребята, рассмотрите графические модели эмоций и чувств и расположите их по порядку в соответствии с текстом произведения. (в рабочих листках приклеить).
- Вначале урока была поставлена цель.
- Какие части цели удалось реализовать?
- Какая работа оказалась невыполненной? (учиться правильно и выразительно читать произведение).
Игра «Радиотеатр»
Оценивание отрывков с помощью карточек «Учусь оценивать»
РЕФЛЕКСИЯ
Предварительный просмотр:
Тема:
О | А | И | Л | Д | Ж | |||||||
И | Х | Н | Е | И | Р | |||||||
М | У | И | В | Ш | П |
- Рассмотрите таблицы. Прочтите имя и фамилию автора по направлениям стрелок.
ВЬЮШКА ВЫСКОЧКА
- Прочитайте слоги от последнего к первому. Определите вторую часть темы урока.
А К Ч О К С Ы В
БЕЗДОМНАЯ ПЕРЕЛЁТНАЯ
ИЗМОЖДЁННАЯ КРИКЛИВАЯ
ОТКОРМЛЕННАЯ НЕУГОМОННАЯ
РЕЗВАЯ ОТВАЖНАЯ
ДРУЖЕЛЮБНАЯ УМНАЯ
ОХОТНИЧЬЯ ВОРОВАТАЯ
СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ СВОЕНРАВНАЯ
ЗЛАЯ СМЫШЛЁННАЯ
СТОРОЖЕВАЯ ГЛУПЕНЬКАЯ
ПРЕДАННАЯ ВРЕДНАЯ
ПОДВИЖНАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ