Открытый урок "В. Бианки "Подкидыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Открытый урок с применением технологии кртического мышления по произведению В. Бианки "Подкидыш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения с применением технологии критического мышления по произведению В. Бианки «Подкидыш»
Цели урока:
Продолжить работу по ознакомлению учащихся с разделом русской литературы «Детям о природе», познакомить с рассказом В. Бианки «Подкидыш»;
Работать над развитием эмоционально – творческого восприятия содержания текста с опорой на жизненный опыт детей, развивать индивидуальные способности каждого ребенка, моделируя на уроке ситуацию активной работы;
Воспитывать бережное отношение к природе, восприятие природы как единого целого, способность оценивать свои поступки и поступки других, учиться на чужих ошибках.
Познакомить с «Методом 6 шляп» при работе с текстом.
Оборудование урока: комплект текстов для чтения, презентация, шляпы.
Ход урока.
Психологический настрой на урок.
Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!
Мотивационный этап урока.
- Сегодня у нас необычный урок. На моём столе лежат 6 шляп. Как вы думаете, зачем? А зачем мы их будем одевать? Об этом вы узнаете чуть позже, а сейчас я расскажу вам историю, которая произошла с одним первоклассником Вовой.
1. Однажды Вова пришел домой и сказал (надеваю БЕЛУЮ шляпу):
- Нам сегодня учительница дала домашнее задание, сделать кормушку для птиц.
2. (надеваю КРАСНУЮ шляпу)
-Ой, - сказала младшая сестрёнка, мне жалко птичек. Им так холодно и голодно
3. (надеваю ЧЁРНУЮ шляпу)
- Какую еще кормушку?- возмутился дедушка. Что это ваша учительница придумала? Зима давно прошла, сейчас весна, птицы сами найдут себе корм!
4. (надеваю ЖЁЛТУЮ шляпу)
А тётя Валя заметила: «Как здорово, что вы не только изучаете природу, но и помогаете птицам, подкармливаете их. Как же интересно у вас в 1 классе!!!»
5. (надеваю ЗЕЛЁНУЮ шляпу)
А мама предложила: «Можно под одной крышей сделать две кормушки: одну сверху поменьше, вторую снизу побольше».
6. (надеваю СИНЮЮ шляпу)
- Так, - казал папа, сейчас мы пойдем в гараж, возьмем там инструменты и дощечки, а вечером будем мастерить кормушку.
-Что скажете? Зачем я надевала разные шляпы? (я играла разные роли, и каждая шляпа соответствовала какому-нибудь одному члену семьи.)
- Родственники Вовы одинаково отнеслись к его заданию сделать кормушку?
- И мы сегодня с вами будем примерять разные шляпы, будем играть разные роли. А поможет нам в этом рассказ Виталия Бианки «Подкидыш».
Знакомство с писателем.
Виталий Валентинович Бианки. Родился Виталий Бианки в Петербурге в 1894 году. С природой его познакомил отец, который был орнитологом. Он брал сына с собой на охоту и на прогулку. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверушку. Научил его узнавать птиц по полету, зверя - по следу и - самое главное - научил сына записывать свои наблюдения. Когда Виталий вырос, то эти записки превратились в удивительные рассказы и сказки для детей.
- Кого называют подкидышем?
- Кого называют приёмышем.
- В тексте нам встретится слово каменка. Кто такая каменка нам расскажет Артём (сообщение Артёма)
- Кто пеночка-пересмешка расскажет Ксюша.
Знакомство с текстом.
А сейчас познакомимся с текстом. Я начинаю читать, все остальные следят.
– Чьё гнездо разорили мальчишки?
- Кто решил спасти последнее яичко?
- Что же он сделал?
- Найдите в тексте, как выглядело яйцо каменки.
- А яйцо пересмешки.
- Что же тревожило автора после того, как он подложил яйцо? (Найдите этот абзац и прочитайте его).
- В какой момент подкидыш превратился в приёмыша? (Найдите это место, прочитайте).
- Как приёмыш отблагодарил свою новую маму? (Прочитайте)
- Какие странности были в тексте?
Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться
Два – нагнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять- руками помахать
А на шесть – тихонько сесть.
Так мы работаем с текстами всегда. А сейчас мы посмотрим на этот рассказ другими глазами, и помогут нам в этом наши 6 цветных шляп. Шляп 6, синяя шляпа достается учителю, так как ее функции следить за выполнением работы всех групп. Остальные шляпы достанутся по одной каждой группе. Выберите в своей группе, кто сегодня будет ответственным за работу. На счет «пять» этот человек должен встать.
1. БЕЛУЮ шляпу носит УЧЁНЫЙ.
Белый цвет – цвет листа бумаги, на котором ученый пишет, считает. Ученый доверяет только фактам: что, где, когда.
Задание – найти в тексте ответы на конкретные вопросы.
- Сколько яиц было в гнезде каменки?
- Сколько яиц разбили мальчишки?
- Сколько яиц отложила в гнездо пеночка-пересмешка?
- Через сколько дней должны были вылупиться птенцы пересмешки?
- На какой день птенчик каменки смог согреть своим телом яйца пересмешки?
(Отдаю задание и одеваю шляпу ответственному)
2. ЖЁЛТУЮ шляпу носит ОПТИМИСТ.
Жёлтый цвет – цвет солнышка, жизни. Оптимист во всем видит только хорошее, ищет какие-то достоинства.
Задание – Что хорошего увидели вы в этом рассказе? Кого и за что можно похвалить?
3. ЧЁРНАЯ шляпа – у КРИТИКА.
Черный цвет - цвет черной мантии судьи. Он ищет недостатки, говорит о том, что здесь неправильно.
Задание – Что плохого вы увидели в этом рассказе? Кого и за что можно покритиковать?
4. КРАСНАЯ шляпа у ЛИРИКА.
Красный цвет – цвет сердца, которое отвечает за чувства, эмоции.
Задание – Какие чувства испытывал Виталий Бианки на протяжении этого рассказа?
Сострадание, сочувствие.
Растерянность, замешательство.
Тревога, беспокойство.
Радость.
Удивление.
Страх, отчаяние.
Удовлетворённость, умиротворённость.
5. ЗЕЛЁНАЯ шляпа у КРЕАТИВЩИКА.
Зеленый – цвет растений, которые могут вырасти в самых необычных местах. Креативщики – это люди, которые предлагают новые идеи, альтернативные пути решения проблем.
Задание: Как иначе можно было решить эту проблему?
После выполнения заданий каждая группа отвечает. И подводится итог.
Задание: Чему учит рассказ Виталия Бианки?
В своём рассказе Бианки призывает любить природу. Бережно относиться к окружающему миру. Логически автор даёт понять, что доброму человеку в поступках откликнется добром. Рассказ учит любить и беречь природу, не разорять птичьи гнезда и не творить в лесу зла деревьям и прочим лесным обитателям.
Рефлексия
Лестница успеха (слайд) Расположите себя на лестнице успеха. (Встаньте те, кто расположил себя на 1 ступени и так далее.)
Подведение итогов
- С каким рассказом вы сегодня познакомились? С интересного было в рассказе? Чем мы сегодня занимались? Для чего вы надевали разные шляпы? Какую шляпу вы хотели бы примерить на следующем уроке?
Ребята, спасибо большое вам за урок! Вы совсем справились. Молодцы.
Белая шляпа
Задание – найти в тексте ответы на конкретные вопросы.
- Сколько яиц было в гнезде каменки?
- Сколько яиц разбили мальчишки?
- Сколько яиц отложила в гнездо пеночка-пересмешка?
- Через сколько дней должны были вылупиться птенцы пересмешки?
- На какой день птенчик каменки смог согреть своим телом яйца пересмешки?
Желтая шляпа
Задание – Что хорошего увидели вы в этом рассказе? Кого и за что можно похвалить?
Чёрная шляпа
Задание – Что плохого вы увидели в этом рассказе? Кого и за что можно покритиковать?
Красная шляпа
Задание – Какие чувства испытывал Виталий Бианки на протяжении этого рассказа?
Зеленая шляпа
Задание: Как иначе можно было решить эту проблему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"
Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....
открытый урокв 1 классе по Обучению грамоте
Знакомство с буквой и звуком Г...
Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"
Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...