статья "Выразительное чтение в начальной школе"
статья по чтению (3 класс)
Выразительное чтение в начальной школе
На уроках литературного чтения, каждый учитель стремится к тому, чтобы наши учащиеся, закончив начальную школу , умели вдумчиво и грамотно читать. Главная задача педагога - обеспечить полноценное восприятие текста.
В современной школе большое внимание уделяется осознанному и выразительному чтению. Это одна из основных и непростых задач в литературном чтении и в тоже время, неотъемлемая часть любого урока в начальной школе.
Осознанность чтения
Иногда после прочтения какого-то рассказа, отрывка, начинаешь задавать ребенку вопрос, а ученик не знает, что ответить, о чем он читал. В глазах - полная растерянность и непонимание. А может, он и не стремился понять, вникнуть в суть прочитанного, читал, но думал о чем-то другом? Из-за того, что дети не могут вдумчиво читать, выстраивать диалог с автором, не могут прослеживать цепочку событий - не могут анализировать текст и не могут отвечать на вопросы. Это трудно, но, необходимо. Уже начиная с начальной школы, я считаю, этому надо учить детей. Здесь и приходит на помощь диалоговое чтение.
Диалоговое чтение
Это прием работы с текстом во время его чтения, достаточно новый приём для сегодняшней школы, это естественная беседа с автором через текст. Это чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст. Ученики ОС «Школы 2100» овладевают элементами такой методики в 1-м и 2-м классах, а в 3 - 4 классах дети учатся вести диалог самостоятельно.
Диалоговое чтение учит ребенка видеть в тексте отношение автора к героям, к ситуации, а это возможно лишь в ходе вдумчивого («медленного») чтения. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
- задавать свои, которые должны быть краткими, чтобы не "заболтать" текст и не отвлекаться от содержания, а способствовать его глубокому пониманию;
- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
- включать воображение.
Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста. О. В Чиндилова и Е. В Бунеева в статье «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа» пишут: «Диалог с автором через текст и комментированное чтение обеспечивают полноценное восприятие и понимание основных смыслов любого текста, «погружение» в текст читателей самого разного возраста».
Выразительное чтение
Большое внимание для развития выразительного чтения следует уделять средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Читая выразительно, дети не совсем точно определяют остановки, которые необходимо соблюдать при чтении:
- запятая - пауза на счет раз;
- точка с запятой, тире, двоеточие – пауза на счет раз, два (длиннее);
- точка, знаки вопроса, восклицательный знак – пауза на счет раз, два, три.
С первого класса надо знакомить учащихся с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией. Правильное дыхание - это здоровье!
Предлагаю такие упражнения для развития выразительности:
- Встать, расправить плечи, голову держать прямо.
Глубокий вдох на счет 1-5 (про себя). Задержка дыхания про себя на счет 1-3, выдох на счет 1-5.
- И. П. то же.
На счет 1-2 глубокий вдох, 1 - задержка.
Выдох - плавный счет от 1 до 10, 15, 20, 25, увеличивая каждый раз.
- И. П. то же.
Глубокий вдох 1-3 задержка, 1 - выдох плавный на ф, с, ш (звуки берем любые).
- И. П. то же.
На выдохе пословица или поговорка. Длинные идут с добором воздуха.
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок. Лучший голос средней силы и высоты.
Упражнения для развития голоса:
- Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделать глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки м – н – л.
- Повторить то же, что и 1, добавляя гласные звуки.
Подобные упражнения помогают пользоваться 6 рычагами: громко - тихо, выше - ниже, быстро - медленно.
Упражнения для развития дикции.
Они облегчают дыхание, работу голосовых связок.
1. Учитель: Дети:
- Кто хочет разговаривать, Мы будем разговаривать
Тот должен выговаривать, И будем выговаривать,
Всё правильно и внятно, Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно.
2.Вдох. Пауза, произносим гласные звуки. Сначала беззвучно, а затем убыстряя темп, шёпотом, тихо, громче, громко (а, о, у, ы, и).
3. Произнесение согласных и гласных: ви- ве- ва- во- вы- ви.
4. Произносим тройное сочетание согласных, гласных, согласных: вдох, пауза. С активной артикуляцией звуков (е я ё ю) и т. д.
5. Работа со скороговорками, вырабатывает чистоту звука, а затем интонацию с помощью задания. Прочитать скороговорку с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.
Главное средство речевой выразительности – интонация.
При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям. Поэтому нужно учить детей нужной интонации. Предлагаю упражнения, которые способствуют развитию интонации.
Задания:
- Прочитай текст, передавая радость, возмущение, гордость, печаль, ласку.
- Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию, интонацию радости, страха, гордости. Вырази удивление, огорчение и т. д.
- Прочитай предложение, выражая восхищение, сочувствие, совет.
- Прочитай предложение, выделяя голосом то слово, которое подчеркнуто: Артемон принес цветы Мальвине. Изменяется ли смысл, как, почему?
- Прочитай предложение с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной.
Постепенно дети учатся выделять главное в содержании, подбирать интонацию, ставить логическое ударение, делать паузы, передавать своё отношение к прочитанному.
Литература
1. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа», Журнал «Начальная школа плюс До и После», 2012 г. (school2100.com)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выразительное чтение в начальной школе
На уроках литературного чтения, каждый учитель стремится к тому, чтобы наши учащиеся, закончив начальную школу , умели вдумчиво и грамотно читать. Главная задача педагога - обеспечить полноценное восприятие текста.
В современной школе большое внимание уделяется осознанному и выразительному чтению. Это одна из основных и непростых задач в литературном чтении и в тоже время, неотъемлемая часть любого урока в начальной школе.
Осознанность чтения
Иногда после прочтения какого-то рассказа, отрывка, начинаешь задавать ребенку вопрос, а ученик не знает, что ответить, о чем он читал. В глазах - полная растерянность и непонимание. А может, он и не стремился понять, вникнуть в суть прочитанного, читал, но думал о чем-то другом? Из-за того, что дети не могут вдумчиво читать, выстраивать диалог с автором, не могут прослеживать цепочку событий - не могут анализировать текст и не могут отвечать на вопросы. Это трудно, но, необходимо. Уже начиная с начальной школы, я считаю, этому надо учить детей. Здесь и приходит на помощь диалоговое чтение.
Диалоговое чтение
Это прием работы с текстом во время его чтения, достаточно новый приём для сегодняшней школы, это естественная беседа с автором через текст. Это чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст. Ученики ОС «Школы 2100» овладевают элементами такой методики в 1-м и 2-м классах, а в 3 - 4 классах дети учатся вести диалог самостоятельно.
Диалоговое чтение учит ребенка видеть в тексте отношение автора к героям, к ситуации, а это возможно лишь в ходе вдумчивого («медленного») чтения. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
- задавать свои, которые должны быть краткими, чтобы не "заболтать" текст и не отвлекаться от содержания, а способствовать его глубокому пониманию;
- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
- включать воображение.
Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста. О. В Чиндилова и Е. В Бунеева в статье «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа» пишут: «Диалог с автором через текст и комментированное чтение обеспечивают полноценное восприятие и понимание основных смыслов любого текста, «погружение» в текст читателей самого разного возраста».
Выразительное чтение
Большое внимание для развития выразительного чтения следует уделять средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Читая выразительно, дети не совсем точно определяют остановки, которые необходимо соблюдать при чтении:
- запятая - пауза на счет раз;
- точка с запятой, тире, двоеточие – пауза на счет раз, два (длиннее);
- точка, знаки вопроса, восклицательный знак – пауза на счет раз, два, три.
С первого класса надо знакомить учащихся с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией. Правильное дыхание - это здоровье!
Предлагаю такие упражнения для развития выразительности:
- Встать, расправить плечи, голову держать прямо.
Глубокий вдох на счет 1-5 (про себя). Задержка дыхания про себя на счет 1-3, выдох на счет 1-5.
- И. П. то же.
На счет 1-2 глубокий вдох, 1 - задержка.
Выдох - плавный счет от 1 до 10, 15, 20, 25, увеличивая каждый раз.
- И. П. то же.
Глубокий вдох 1-3 задержка, 1 - выдох плавный на ф, с, ш (звуки берем любые).
- И. П. то же.
На выдохе пословица или поговорка. Длинные идут с добором воздуха.
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок. Лучший голос средней силы и высоты.
Упражнения для развития голоса:
- Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделать глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки м – н – л.
- Повторить то же, что и 1, добавляя гласные звуки.
Подобные упражнения помогают пользоваться 6 рычагами: громко - тихо, выше - ниже, быстро - медленно.
Упражнения для развития дикции.
Они облегчают дыхание, работу голосовых связок.
1. Учитель: Дети:
- Кто хочет разговаривать, Мы будем разговаривать
Тот должен выговаривать, И будем выговаривать,
Всё правильно и внятно, Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно.
2.Вдох. Пауза, произносим гласные звуки. Сначала беззвучно, а затем убыстряя темп, шёпотом, тихо, громче, громко (а, о, у, ы, и).
3. Произнесение согласных и гласных: ви- ве- ва- во- вы- ви.
4. Произносим тройное сочетание согласных, гласных, согласных: вдох, пауза. С активной артикуляцией звуков (е я ё ю) и т. д.
5. Работа со скороговорками, вырабатывает чистоту звука, а затем интонацию с помощью задания. Прочитать скороговорку с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.
Главное средство речевой выразительности – интонация.
При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям. Поэтому нужно учить детей нужной интонации. Предлагаю упражнения, которые способствуют развитию интонации.
Задания:
- Прочитай текст, передавая радость, возмущение, гордость, печаль, ласку.
- Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию, интонацию радости, страха, гордости. Вырази удивление, огорчение и т. д.
- Прочитай предложение, выражая восхищение, сочувствие, совет.
- Прочитай предложение, выделяя голосом то слово, которое подчеркнуто: Артемон принес цветы Мальвине. Изменяется ли смысл, как, почему?
- Прочитай предложение с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной.
Постепенно дети учатся выделять главное в содержании, подбирать интонацию, ставить логическое ударение, делать паузы, передавать своё отношение к прочитанному.
Литература
1. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа», Журнал «Начальная школа плюс До и После», 2012 г. (school2100.com)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. Рекомендуемый список литературы для чтения в начальной школе.
список литературы для чтения в начальных классах...
Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.
По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует ф...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Алгоритм проектирования урока литературного чтения с применением технологии изучающего чтения в начальной школе
Алгоритм проектирования урока литературного чтенияс применением технологии изучающего чтения в начальной школе I. Подготовка учителя к работе в технологии изучающего чтения1. Чтение текста.2. Определе...
ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....