Д. Н Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Асеева Евгения Ивановна

Урок литературного чтения 4 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_09.02_priyomysh.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

09.02 Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

Цель: познакомить учащихся с новым разделом; расширение знаний учащихся о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка.

Задачи:

  •  отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;  учить анализировать характер и

поступки героев;

  • прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты:

1) познакомиться с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;

2) научиться выделять события, составляющие основу художественного произведения, пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя, находить в произведении средства художественной выразительности.

Материально-техническое обеспечение: портрет писателя, выставка книг Д.Н.Мамина – Сибиряка для детей, Толковый словарь, карточки.

Ход урока

  1. Мотивационный этап

-  Песня «Раненая птица» фрагмент…

-Однажды  один писатель сказал “Человек, который понимает природу – благородный, чистый, и добрый».

II. Актуализация знаний

- Ребята, мы переходим к изучению нового раздела, который называется «Природа и мы».

подумайте, чему будут посвящены  произведения в данном разделе?

- Мы поговорим с вами и о природе и о важном качестве человека, о нем говорится в стихотворении «Доброта» ( читает ученик)

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

- Что такое доброта? Назовите антоним этого слова. (зло)

- Что есть зло?

- В нашей жизни существует добро и зло, значит, люди могут творить и злые и добрые дела.

- Как вы думаете, легко ли быть добрым? Каких людей, по-вашему больше, злых или добрых?

- Человек по отношению к кому может быть добрым? ( животным, людям)

III. Подготовка  к восприятию нового материала.

- Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг.

- Читаем названия…(«Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца…», «Серая Шейка», «Сказка про Комара Комаровича…»)

- Кто автор? (Д. Н. Мамин – Сибиряк)  

- Что вы помните об этом писателе? (он родился на Урале, любил читать, была дочка Алёнушка – он ей сочинял короткие сказки «на ходу»)

-  Давайте подробнее познакомимся с биографией писателя. И помогут нам …

1. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.  

     2. Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

     Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», - говорил он.

    3. Писал  Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших». Советую всем вам её прочитать. (демонстрация книги « Аленушкины сказки»).

IV . Этап осмысления 

- А какое произведение мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата  с цифрами правого столбика.

Ш

Е

*

М

*

Ы

Р

И

П

7

4

*

5

*

6

2

3

1

- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш».

- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш? (приют, сирота, детский дом, одиночество)

Составление кластера на доске

Дети говорят, на доске записываю слова.

- Где мы можем посмотреть более точное значение слова? (В толковом словаре)

– В словаре русского языка Ожегова говорится так: Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь. А мы сегодня с вами узнаем, о каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.
- И сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.

V. Работа с учебником

1. Словарная работа

- Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

- При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл.  (На листочках слова и их значения)

Церемония  - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.

Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение.

 Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая  два водоёма.  

 Сайма - рыбацкая стоянка.  

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.

Бобылём - в одиночестве.

Увечить - физически расправляться, калечить.

Хиреет - болеет, чахнет.

Божья тварь - всё живое, созданное  Богом.

Физминутка (релаксация)

-  В этой презентации вы увидите красоту природы, а смотреть вы ее будете на фоне музыки, которая называется «Утро в лесу», а написал эту музыку композитор Эдвард Григ.

- Где мы с вами встречали это имя?

VI. Работа с текстом

- Прочитаем произведение по частям по цепочке.

- Внимание!

Мамин - Сибиряк писал  давно в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, карандашом делайте пометки, мы их объясним.

- Слушая 1 часть, исследуем:

1 часть

- Где происходят события?

- Кто герои?

- Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)…

- Итак, ответим на вопросы.

(События происходят на озере. Герои: Тарас, Соболько, лебедь)

- Как вы думаете, кто из них является Приёмышем? (Рассуждают)

- Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны.

-  Продолжив работу над 2 частью, исследуем:

2 часть

- Кто оказался Приёмышем?

-Как Приёмыш появился у Тараса?

-Помечайте непонятные для вас слова и выражения.

- Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)

 - Ответим на вопросы…

(Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей)

- Какие слова учебника характеризуют Приёмыша?

(Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)

- Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто? (Лебедь)

- Здесь лебедь – сирота, почему?

(Остался без обоих родителей)

- Продолжив работу над 3 частью, исследуем:

3 часть                                              

-Прочитав эту часть, выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь.

- Помечайте непонятные для вас слова и выражения.

- Встретились трудные слова? (Объясним)

- Внимание! Работаем в парах  в течение 3 мин.

- Зачитываем.

(Жил на озере 40 лет, жил бобылём, родные умерли, князь князем)

Прогнозирование:

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории? …

Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем:

4 часть

- Совпадёт ли ваше мнение конца истории  с авторским?

(Чтение последней части учителем)

- Встретились трудные слова? (Объясним)

- Совпало ваше мнение с авторским? (Отвечают)

- Каким автор увидел Тараса осенью?

- Почему он так сильно изменился?

- Тосковал ли старик по своему лебедю?

- Легко ли расставаться с другом?

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

- На с. 84 учебника прочитайте вопрос 4 и ответьте на него…

Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…

Друзья и расстались.

- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)

В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака – преданные, умные, умеющие любить, дружить.

Ведь творить добро – это здорово! И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.

- Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях.

Закончите  предложения: слайд …

Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

VIII.  Домашнее задание

Учеб. с. 76-84 читать

Словарная работа

Церемония  - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.

Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение.

 Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая  два водоёма.  

 Сайма - рыбацкая стоянка.  

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.

Бобылём - в одиночестве.

Увечить - физически расправляться, калечить.

Хиреет - болеет, чахнет.

Божья тварь - всё живое, созданное  Богом.

Словарная работа

Церемония  - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.

Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение.

 Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая  два водоёма.  

 Сайма - рыбацкая стоянка.  

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.

Бобылём - в одиночестве.

Увечить - физически расправляться, калечить.

Хиреет - болеет, чахнет.

Божья тварь - всё живое, созданное  Богом.

Словарная работа

Церемония  - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.

Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение.

 Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая  два водоёма.  

 Сайма - рыбацкая стоянка.  

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.

Бобылём - в одиночестве.

Увечить - физически расправляться, калечить.

Хиреет - болеет, чахнет.

Божья тварь - всё живое, созданное  Богом.

Словарная работа

Церемония  - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.

Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение.

 Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая  два водоёма.  

 Сайма - рыбацкая стоянка.  

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.

Бобылём - в одиночестве.

Увечить - физически расправляться, калечить.

Хиреет - болеет, чахнет.

Божья тварь - всё живое, созданное  Богом.