Л.Толстой "Старый дед и внучек"
план-конспект урока по чтению
Л.Толстой "Старый дед и внучек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.tolstoy._staryy_ded_i_vnuchek.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Л. Толстой «Старый дед и внучек».
Цели:
- Познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
- Развивать умение выделять главную и второстепенную информации; пополнить словарный запас;
- Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое.
Получат возможность научиться: размышлять над прочитанным; давать нравственную оценку поступкам героев.
Метапредметные УУД:
Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыкам и смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.
Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные УУД:
Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Художественная задача: показать взаимоотношения между членами семьи, уважения, заботы к пожилым людям.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
-Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.
Посмотрите на слайд и скажите - О чём говорит это солнышко? Слайд1
- Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!
- Садитесь! Мы начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
Речевая разминка. (Для отработки дикции.)
- Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку Слайд 2
Папа, мама, брат и я –
вот и вся моя семья.
- Прочитайте
- жужжащим чтением,
- с удивлением,
- сердито,
- весело,
- с вопросительной интонацией,
- чётко и быстро
- Подготовка к первичному восприятию текста.
Антиципация (предугадывание) содержания текста по иллюстрации к нему.
Посмотрите внимательно и скажите:
- Кто изображен на иллюстрации?
- Где сидит отец мальчика? (сидит за столом)
- Что он делает? (Обедает)
- А это кто? (Дедушка)
- Где сидит дедушка? (за печкой)
- А почему дед сидит за печкой во время обеда? Где должны сидеть члены семьи, когда обедают?
- Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Какие лица у членов семьи (грустные или весёлые)?
Посмотрите на ВТОРУЮ иллюстрацию. А сейчас где сидит дед? ( Со всеми вместе за столом)
- Какие лица у всех? (весёлые)
- Как вы думаете, что произошло в семье ?
- Об этом мы узнаем, прочитав рассказ Л.Н. Толстого .
- Как вы думаете, кто будет самым главным героем этого рассказа?
-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку слайд7
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый …(дед)
- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
-Прочитайте, как называется рассказ «Старый дед и внучек»
- Прочитайте, кто написал этот рассказ? (Л. Толстой)
V. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) родился 9 сентября в имении Ясная Поляна в дворянской семье. В 9 лет остался сиротой, воспитывался в Казани, получил домашнее образование. В 1859г. Открыл школу для бедных детей.
Л.Н.Толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину, создал «Азбуку» для детей. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.
VI. Первичное восприятие текста.
Чтение текста.
- Работа над произношением трудных слов.
Не ходили[и],уши [ы], у него [иво], невестка [и], раз [с], в чашке [ф], ухаживать [жы].
- Поработали над произношением трудных слов. А сейчас можем приступать к чтению рассказа?
- Но сначала мы посмотрим на слайд. Автор нам на урок прислал новые слова. Мы должны их прочитать, понять, запомнить и употреблять в речи.
2. Словарная работа с опорой на иллюстрацию.
Невестка – это жена сына.
Лоханка – деревянная круглая или продолговатая посуда
для стирки белья, мытья посуды.
Дощечки – манзалар.
Слаживать – что-то делать, мастерить.
- Образцовое чтение учителем.
Я прочитаю рассказ, слушайте очень внимательно.
4. Первичное проверка понимания.
- Ребята, вам понравился рассказ?
- С какими действующими лицами вы познакомились?
- Кто из героев вам больше всех понравился?
VII. Физминутка.
Раз, два, три, четыре
Кто живёт в нашей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой, щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
VIII. Перечитывание текста учениками.
- Жужжащее чтение
- Бинарное чтение
- Выборочное чтение
IX. Работа в парах.
- Найдите вопросы к рассказу на стр. 53. Будем работать парами. Первая пара берёт первый вопрос и отвечает на него и т.д.
X. Чтение диалога
(-Кто будет Мишей? А кто папой?)
XI. Пересказ прочитанного;
XII. Вспомните с 1 класса стихотворения про бабушку и дедушки:
У меня есть дедушка, Мы с моею бабушкой
Как зима седой. Старые друзья,
У меня есть дедушка Очень уж хорошая
С белой бородой. Бабушка моя.
- Как вы читаете эти стихи? (радостно или грустно?) Почему?
-Потому, что мы читаем эти строки с гордостью, что у нас есть дедушка и бабушка.
- Есть ли в вашей семье пожилые люди? (Есть ли у вас дедушка и бабушка?)
XIII. Работа в группах.
- Ребята сейчас будем работать в группах
-Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец . Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.
-1группа объяснит смысл пословицы под №1;
(1когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну.
2когда в семье все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего ее не сломит.)
-2 группа объяснит смысл пословицы под№2;
(Когда человек почитает своих родителей и прислушивается к их советам, это помогает ему избежать многих ошибок.)
-3 группа объяснит смысл пословицы под №3.
(Это значит что дети приносят родителям как радость так и горе. Смысл в том что если ребенок радуется, то радуются и родители, а вот если случилось горе, то родителям горе.
(идет работа в группах )
Теперь давайте проверим, посмотрите на слай3
Вся семья вместе… … тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает… …детки же и горе.
Детки - радость… …и душа на месте.
- Что общего у этих пословиц? (1 группа)
- Как вы понимаете слово «семья»? (2 группа)
- Зачем люди создают семьи? (3 группа)
XV. Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы.
В недружной семье добра не бывает (Русская пословица)
Старого уважай, малого воспитай. (Тувинская пословица)
- Какая пословица подходит к рассказу Л. Толстого «Старый дед и внучек»?
Итог урока.
- А помогаете ли вы своей бабушке (дедушке)?
- Как нужно относиться к бабушке и дедушке?
- Многие молодые люди неуважительно и невнимательно относятся к пожилым людям, не думая, что когда-то и к ним будут относится также. Давайте любить, уважать и ценить пожилых людей. Относится к ним так, как хотелось бы, чтобы относились к вам. Пожилые люди нуждаются в нас, в нашем тепле и ласке.
- Чему научил вас этот рассказ и его герои? Как нужно относиться к бабушке и дедушке?
( Нужно относиться с уважением. Ведь они родили и вырастили ваших родителей и еще заботятся о вас. А когда они стали старые, государство им платят пенсию).
- Подведя итог урока, прочитаем народную мудрость с доски.
- Чтобы в старости спокойно жить, умей стариков уважать и любить. (народная мудрость)
Рефлексия.
Вы довольны своей работой?
- Подумайте и продолжите своими словами предложения:
Я почувствовал...
Я задумался....
Я понял...
- Продолжите первое предложение.
- Продолжите второе предложение.
- Продолжите третье предложение.
-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.
Домашнее задание
- Написать мини-сочинение «Мой дедушка»
- Нарисовать иллюстрации к рассказу
Оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтеня по теме: "Старый дед и внучек" Л. Н. Толстой
УМК: «Школа России». Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисков...
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» УМК: «Школа России». Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...
Сказка про Деда, Внучку и Мышку-Полевку
Эту сказку мы с сыном придумали по заданию учителя в 3 классе для урока литературы. Такие творческие задания преподаватель дает часто и дети этому ничуть не удивляются. Рассказы их появляются быстро и...
Две внучки.Новогодний утренник.
Новогодний утренник для начальных классов...
Сценарий новогоднего утренника "Две внучки"
Сценари новогоднего утренниека для детей младшего звена....
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания по тексту....
Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек" 2 класс. "Школа России"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Старый дед и внучек"...