Участник вебинара
консультация по чтению

Технология работы при изучении неслышащими  обучающимися литературного текста.

Алгоритм работы с литературным текстом.

Раскрывая проблему  технологии работы  глухих обучающимся над литературным текстом, необходимо отметить следующие моменты:

  • чтение для  ребенка, в том числе с нарушением слуха, является одним из средств обучения, воспитания и развития;
  • значение чтения  состоит в том, что оно вовлекает детей  как читателей в раздумья над жизнью, над поступками и поведением людей;
  • как вид речевой деятельности чтение предполагает формирование у детей потребности  в этом процессе, и тем самым повышает мотивацию к обучению как средству познания нового.

Первоначальные знания, полученные на уроках чтения и дополненные на других занятиях, служат базой для последующего восприятия и изучения ряда самостоятельных дисциплин (географии, истории, естествознания, литературы).

      Для глухого ребенка чтение – процесс трудоемкий, связанный во многом со структурой его дефекта. И самое главная трудность – это осознание прочитанного.

       В условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения на уроках чтения учитель использует специальную методику обучения чтению и работы над текстовым материалом, с тем чтобы процесс чтения не носил механический характер, а был осмысленным и вызывал интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vebinar.docx210.21 КБ
Файл vebinar.pptx426.1 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

 «Школа — интернат № 1»

Технология работы при изучении неслышащими  обучающимися литературного текста.

Алгоритм работы с литературным текстом.

C:\Users\Учитель\Pictures\mama-s-dochkoi-chitaiut-knighu.jpg

                                           Подготовила

 

Воловик Валентина Михайловна,

                                                                             учитель высшей квалификационной категории

Хабаровск

Раскрывая проблему  технологии работы  глухих обучающимся над литературным текстом, необходимо отметить следующие моменты:

  • чтение для  ребенка, в том числе с нарушением слуха, является одним из средств обучения, воспитания и развития;
  • значение чтения  состоит в том, что оно вовлекает детей  как читателей в раздумья над жизнью, над поступками и поведением людей;
  • как вид речевой деятельности чтение предполагает формирование у детей потребности  в этом процессе, и тем самым повышает мотивацию к обучению как средству познания нового.

Первоначальные знания, полученные на уроках чтения и дополненные на других занятиях, служат базой для последующего восприятия и изучения ряда самостоятельных дисциплин (географии, истории, естествознания, литературы).

      Для глухого ребенка чтение – процесс трудоемкий, связанный во многом со структурой его дефекта. И самое главная трудность – это осознание прочитанного.

       В условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения на уроках чтения учитель использует специальную методику обучения чтению и работы над текстовым материалом, с тем чтобы процесс чтения не носил механический характер, а был осмысленным и вызывал интерес.

       Эта же проблема встанет и перед педагогами общеобразовательного учреждения, в классе которого обучается глухой ученик.

Поэтому, думается, предлагаемый вам сейчас материал вызовет у вас профессиональный интерес.

      Прежде всего я остановлюсь на некоторых особенностях восприятия текстов глухим ребенком, обусловленных  нарушением слуховой функции.

Самое главное -  необходимо понять, что научить читать глухого или слабослышащего ребенка  - это еще не значит, что проблема  решена.

     Путь становления полноценного навыка чтения у детей с нарушением слуха более длителен и своеобразен, чем у слышащего. Он тесно связан с проблемой речевого и общего развития этих детей.

      Психолого-педагогические исследования, проведенные специалистами в области образования глухих, выявили затруднения учащихся в понимании не только идейно-тематического содержания читаемого текста, но и сюжетно-событийной стороны.

      На пути к пониманию непосредственного фактического содержания встают прежде всего словарные трудности, которые обусловлены недоразвитием  или полным отсутствием речи глухого ребенка.

Незнакомыми оказываются слова:

- в прямом значении, обозначающие предметы (куница, амбар, скворечник,

  букет и др.);

- слова, обозначающие признак предмета (ленивый, жадный, прилежный);

- слова в новой грамматической форме (домиком – дом).

Т.е., усвоенные в одном значении слова не дифференцируются в новых контекстных связях.

      Для глухих и слабослышащих детей  непонятными оказываются слова и словосочетания в образных выражениях: лётная погода, река вскрылась, лед громоздится, дремучий лес, сосульки заплакали, строительная площадка и т.д.

      Непонимание приводит к неточному восприятию отдельных описываемых в литературном тексте фактов и явлений и, как следствие, к непониманию содержания текста в целом.

        Степень доступности и близости содержания текста жизненному опыту и знаниям учащихся также влияет на восприятие смысла. Наибольшие трудности по восприятию содержания для глухих детей представляют тексты общественно-исторического характера, т.к. они не связаны с наглядно-чувственным опытом.

         На понимание читаемого оказывает влияние форма и жанровые особенности текстов. Для восприятия глухих детей гораздо труднее оказывается стихотворная форма текста, чем прозаическая. Трудны для понимания басни, произведения устного    народного творчества, такие, как пословицы, волшебные сказки, загадки.

         Указанные факторы влияют на уровень понимания и приводят к тому, что учащиеся  при первичном чтении либо неправильно  воспринимают читаемое, либо воспринимают неполно, фрагментарно.

         Непонятными остаются причинно-следственные связи описанных явлений, событий, мотивы поведения героев, их характеры, главная мысль текстов.

         Высказывая мнения о прочитанном, глухой школьник будет оперировать тем небольшим количеством оценок, которое имеется у него в личном духовном опыте. Обедненность нравственных представлений отражается на словаре нравственных понятий.

        Глухие школьники  не располагают терминологией, характеризующей моральные, эмоциональные, интеллектуальные качества личности человека. Необходимо отметить, что сознательность и правильность чтения  являются необходимой базой для формирования  и развития навыков выразительного чтения, а оно, в свою очередь, способствует лучшему пониманию читаемых текстов: выразительно можно прочитать только то, что хорошо понято.

       В условиях инклюзивного обучения ребенка с нарушением слуха работа над содержанием текста требует учета обозначенных выше  особенностей.

       

На начальной ступени обучения, когда на уроках чтения глухой ребенок начинает осваивать  литературные тексты, пусть даже еще небольшие по объему,  рекомендуем проводить  предварительную работу по ознакомлением с содержанием текстов.

         Согласно требования ФГОС образования глухих детей, в штатном расписании образовательной организации должна быть введена ставка тьютора, в должностных обязанностях которого прописано сопровождение ребенка с особенностями развития в учебно-воспитательном процессе. Таковое сопровождение предполагает активную помощь глухому ребенку в усвоении программного материала, в том числе и программы по чтению.

Немаловажное обстоятельство: подобную функцию – предварительное знакомство с содержанием текста – могут осуществлять и родители обучающегося.

Такая предварительная работа будет в дальнейшем способствовать более успешной работе глухого школьника в классно-урочной системе.

На понимание текста глухим ребенком влияет ряд факторов. Основными из них являются:  

а) степень близости содержания текста к имеющемуся у ученика

    жизненному опыту и знаниям;

б) знание значений слов, входящих в состав предложений;

в) характер связей, объединяющих отдельные слова в предложения,

    предложения - в абзацы, абзацы - в рассказ;

 г) композиционно-стилистические особенности текста.

Чем больше у ребенка будет понятных слов и «жизненных шаблонов», тем быстрее он примет и поймет смысл прочитанного.

Если у ребенка есть такой накопленный шаблонный опыт, то те недостающие звенья в непонимании он легко сможет соединить в единое целое, т.е. в контексте содержания.

     Теперь обратимся к алгоритму работы над текстом.

  1. Подготовительная работа к чтению. Она предполагает подготовку  школьника к правильному  восприятию содержания. Главная цель – предупредить трудности  в понимании содержания и тем самым вызвать интерес к читаемому.  Если у ребенка недостаточный словарный запас для понимания текста, необходимо провести с ним  беседу, в которой можно дать  первоначальное представление о теме и дать некоторый словарный запас.

Возможно проведение преднамеренно организуемых мероприятий: экскурсии , просмотр одноименного мультфильма или  иллюстраций, которые можно подобрать, используя дидактические материалы или возможности Интернета. Можно провести первоначальное чтение, сопровождаемое зарисовками  педагога.

  1. После первого чтения текста (которое ученик выполняет самостоятельно и желательно вслух)  можно порекомендовать чтение по предложению. Это будет способствовать выявлению новых непонятных слов, словосочетаний,  которые необходимо объяснить школьнику  с опорой на иллюстративный материал или зарисовки. Этот этап носит название лексическая работа.
  2. После повторного чтения необходимо провести   беседу на предварительное выяснение понимания прочитанного. Если текст проиллюстрирован, можно предложить ребенку найти в тексте отрывок (или предложение), которое можно поместить под иллюстрацией. Вопросы беседы простые, без использования сложносочиненных или сложноподчиненных оборотов: о ком говорится в рассказе? (Назови героев рассказа), Как зовут мальчика? Как зовут девочку? Как зовут собаку (кошку…. белочку)?, где гуляли дети?  что они увидели? и т.д.

Вопросы должны быть конкретными, соответствовать содержанию читаемого .   Если ребенок затрудняется в ответе, адресуйте его снова к тексту, помогите найти ответ, снова повторите вопрос и дайте ребенку возможность ответить самостоятельно.

  1. Для облегчения работы над содержанием текста можно разделить его на части и проводить так называемое объяснительное  чтение. 

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих обучающихся особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью.

Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей ,  а в ряде случаев развиты даже  лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Поэтому использование наглядности при ознакомлении с текстом – обязательная форма работы.

Необходимо только, чтобы иллюстративный материал способствовал пониманию прочитанного. Опора на иллюстративный материал с полным использованием возможностей зрительного восприятия глухого школьника, объяснение непонятных слов и словосчетаний, пояснения, моделирование текстовых ситуаций – вот те формы и средства работы, которые необходимо использовать в работе над текстом.

Средством выяснения уровня понимания ребенком содержания текста будет служить такой вид работы как выполнение им зарисовки по прочитанному. Зарисовка  содержания текста (или его части) даст представление педагогу (или родителям), насколько полно ребенок понял прочитанное.

При работе с текстом необходимо, чтобы дети учились выделять в предложениях главные, опорные слова могли переходить от приближенного к более точному пониманию предложения в целом.

Вместе с тем очень важно, чтобы дети находили смысловые связи между мыслями, выраженными в отдельных предложениях, абзацах и тексте, чтобы они постепенно переходили к пониманию причинно-следственных и целевых связей между описанными событиями.

В более старших классах знакомство с литературным  текстом также начинается  с подготовительной работы. Такая работа нужна для правильного восприятия ситуации, обстановки, в которой происходит действие сюжета. Она способствует  

  1. Оживлению и расширению знаний и представлений по теме литературного текста;
  2. Ученику сообщаются новые сведения о событиях и явлениях.
  3. Идет одновременно знакомство с писателем, его жизнью и творчеством

На примере слайдов, я покажу, как происходит в 9 классе введение  в атмосферу конкретной исторический эпохи, связанной с восстанием Пугачева, при изучении  повести Пушкина «Капитанская дочка». Предварительно необходимо

  •   показать  место, где происходят события.
  •   рассказать, кто такие яицкие казаки, чем занимались.
  •   дать краткую историческую справку о самом восстании и его

  предводителе Емельяне Пугачеве, сопровождая эту информацию

  иллюстративным материалом

При необходимости дается словарь, объясняющий в доступной форме глухому школьнику  новые слова, словосочетания, понятия.

Все это будет необходимо для осмысления предназначенных для чтения произведений и понимания текста.

В каждом новом тексте дети встречаются с новыми понятиями и словами. Задача учителя - облегчить ребенку понимание того, о чем он будет читать и с чем будет знакомиться.  В словарной работе выбираются не только существительные и глаголы, которые впервые встречаются обучающемуся, но и важные второстепенные члены, которые могут способствовать пониманию содержания.

В старших классах, когда прочитываются большие по объему  произведения, психологические романы, вопросов, выясняющих осмысление конкретного содержания текста становится гораздо меньше. Здесь на первый план выходят вопросы:

  • устанавливающие причинно-следственные связи;
  • побуждающие к оценке поведения действующих лиц;
  • Связывающие читаемое с личным опытом и знаниями;
  • побуждающие к рассуждению и обоснованию своего мнения.
  1. Работа с ключевыми словами текста.

Такая работа приносит большую пользу в 5-6 классах, когда закладывается активный словарь глухого ребенка.

Школьнику можно предложить   выписать из прочитанного текста основные глаголы, относящиеся к действиям главных героев. Важные (в понимании детей глаголы или  существительные) учащиеся выписывают в тетради. И тогда  становится видно, насколько дети правильно понимают смысл прочитанного. Если выписываются  глаголы, то с помощью отглагольных вопросов  можно выписать и зависимые слова, которые связаны с этими глаголами по тексту, чтобы в дальнейшем на основе данного материала можно было составить пересказ  прочитанного. На фронтальной работе  можно провести   обсуждение правильности выбранных словосочетаний.

В 5-6 классах при знакомстве и разборе содержания нового текста также можно пользоваться зарисовками, но более схематичными, нежели в младших классах . Здесь важен не сам процесс рисования, а рисование с целью выявления степени  усвоения прочитанного.

Зарисовки можно выполнять :

  • К отдельному эпизоду (при знакомстве с произведением)
  • Ко всему произведению (на заключительном этапе работы с текстом перед составлением плана или при подготовке к пересказу)
  1. Следующий вид работы – это выборочное чтение.
  • Выборочное чтение используется при ответах на вопросы репродуктивного, эвристического и обобщающего характера. Чтобы ответить на эти вопросы, надо найти и выбрать из текста тематически объединенные факты.
  • В других случаях выборочное чтение является доказательством своего мнения, оценки.
  • При работе над характеристикой действующих лиц (при описании внешности действующего лица)
  • При выделении главной мысли прочитанного.

Выборочное чтение помогает акцентировать внимание на важных деталях. Из определенного ряда деталей можно выявить определенную связь событий и понять причинно следственные связи данного отрывка в произведении.

  1. Остановливаясь на таком виде работы с текстом как самостоятельное составление вопросов к прочитанному. Можно сказать, что – это очень трудная задача для  глухого ребенка. Здесь нужно не только понять смысл прочитанного, но и построить грамматически правильную конструкцию вопросительного предложения, в котором был бы смысл и связь с прочитанным.

Понимание учащимися  значений вопросов: где?куда?откуда?сколько?когда?зачем? и почему? дают возможность учителю выявить степень понимания прочитанного ребенком. Используя такой вид работы на уроке, можно:

  • Составить вопросы к определенному прочитанному абзацу или части текста;
  • Составить вопросы ко всему прочитанному произведению;
  1. Составление плана к прочитанному произведению или отрывку – это сложный, развивающий мышление и речь, вид работы. Начиная с 5 класса  на уроках литературного чтения  необходимо  учить школьника  составлять простой план по:
  • по зарисовкам
  • по выписанным из текста ключевым словам
  • по иллюстрациям к тексту
  • по вопросам учителя

Школьник получает возможность  находить границы эпизодов, выделять главную мысль, формулировать ее либо словами из текста, либо своими слова, что, надо отметить,  вызывает у них большие затруднения.

В старших классах после прочтения произведения учащимся предлагается посмотреть  фильм, если таковой есть. Не желательно, чтобы дети смотрели фильм до знакомства с текстом, потому что:

  • Они теряют интерес к самостоятельному чтению и работе над содержанием;
  • Содержание фильма и самих произведений может отличаться совершенно другим видением определенного сюжета режиссером фильма,  и это может ввести школьника в заблуждение и заставить неправильно трактовать ход сюжета .

Плюсы  просмотра фильма после прочтения произведения:

  • Закрепляется прочитанное

Формируется умение сравнивать увиденное и прочитанное. 

А сейчас хочу вам показать отрывки из урока литературы в 7 классе по произведению Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и просмотренному кинофильму Роберта Земекеса «Изгой». Урок литературы назывался «Человек в экстремальной ситуации»

На примере данного урока хочу показать, какие виды работы были использованы.

Цель:

  1. Образовательная:
  • Обобщить знания по прочитанному отрывку из романа  Д.Дефо «Робинзон Крузо».
  • Определить человеческие качества Робинзона и Джейка, которые им помогли выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.
  • Развивать умения анализировать и сравнивать поступки людей в экстремальных условиях на примерах прочитанного произведения и просмотренного  кинофильма, рассуждать, обосновывать сое мнение, делать обоснованные выводы.
  1. Развивающая:
  • Способствовать развитию интереса к зарубежной литературе.
  • Совершенствовать развитие речевых навыков, сравнительно-сопоставительного анализа.
  • Способствовать развитию образного, абстрактного мышления.
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать чувства сопереживания, качества, помогающие противостоять жизненным трудностям.

Задача  урока  была

  1.  Сравнить две истории, истории выживания людей на необитаемом острове – историю Робинзона из прошлого, написанную английским писателем Д.Дефо и историю современного «робинзона» Джейка из кинофильма «Изгой». А в конце урока  учащимся предлагалось  ответить на такой вопрос: какие человеческие качества помогли нашим героям выжить на острове?  И возможно сравнить, чьи условия жизни оказались труднее?
  1. На доске записан словарь:
  • Объяснение новых слов
  • Словарь, который необходим детям для выполнения заданий.
  1. задания:  (тестовые) ( с самопроверкой). Нужно было вспомнить и сравнить некоторые моменты из жизни героев, которые провели время на острове и выбрать правильные ответы.
  2. Следующий вид задания : C:\Users\user\Desktop\выступление\2017-03-20_155857.jpg

работа с книгой.  (Выборочное чтение)

  • Учащимся было предложено найти в тексте и прочитать  первые ощущения Робинзона, после того, как он понял, где он оказался.
  • Найти в тексте описание труда Робинзона Крузо
  1. Вспомнить, каким трудом занимались герои на острове
  2. Далее проходила работа в группах 
  • Первая группа составляла свои вопросы к определенной части текста,
  •  а вторая группа составляла вопросы к просмотренному отрывку кинофильма. Далее  был перекрестный опрос в группах.
  1. На уроке я использовала такой вид работы как игра. Учащимся необходимо было выбрать из предложенных предметов те, которые они хотели иметь, если бы попали в такую ситуацию как герои.
  2. Последний вид задания – это была рефлексия. Учащимся предлагалось с помощью словаря, записанного на доске составить ответ на вопрос: Какие черты характера помогли героям выжить в экстремальной ситуации? И записать вывод в тетрадях.

Приучать ребенка к чтению литературных текстов, а особенно глухого, для которого строчки из книги иногда не несут информации, необходимо через совместную работу взрослого и ребенка. Мало просто читать, пусть и совместно, произведение, надо разбирать его, ставить вопросы и отвечать на них, анализировать поступки героев, прогнозировать их дальнейшие действия, ставить себя на их место.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология работы при изучении неслышащими обучающимися литературного текста. Алгоритм работы с литературным текстом. Подготовила Воловик Валентина Михайловна учитель начальных классов Хабаровск

Слайд 2

чтение для ребенка является одним из средств обучения, воспитания и развития; значение чтения состоит в том, что оно вовлекает детей как читателей в раздумья над жизнью, над поступками и поведением людей; чтение предполагает формирование у детей потребности в этом процессе, и тем самым повышает мотивацию к обучению как средству познания нового.

Слайд 3

Незнакомыми оказываются слова: в прямом значении, обозначающие предметы (куница, амбар, скворечник, букет); слова, обозначающие признак предмета (ленивый, жадный, прилежный); слова в новой грамматической форме (домиком – дом).

Слайд 4

На понимание текста глухим ребенком влияет ряд факторов: а) степень близости содержания текста к имеющемуся у ученика жизненному опыту и знаниям; б) знание значений слов, входящих в состав предложений; в) характер связей, объединяющих отдельные слова в предложения, предложения - в абзацы, абзацы - в рассказ; г) композиционно-стилистические особенности текста.

Слайд 5

Подготовительная работа Главная цель – предупредить трудности в понимании содержания и тем самым вызвать интерес к читаемому. экскурсии просмотр одноименного мультфильма или иллюстраций Можно провести первоначальное чтение, сопровождаемое зарисовками педагога К отдельному эпизоду Ко всему произведению

Слайд 6

Лексическая работа Это будет способствовать выявлению новых непонятных слов, словосочетаний, которые необходимо объяснить школьнику с опорой на иллюстративный материал или зарисовки

Слайд 7

Беседа на предварительное выяснение понимания прочитанного Вопросы беседы простые, без использования сложносочиненных или сложноподчиненных оборотов: о ком говорится в рассказе? (Назови героев рассказа), Как зовут мальчика? Как зовут девочку? Как зовут собаку (кошку…. белочку)?, где гуляли дети? что они увидели? и т.д. Вопросы должны быть конкретными, соответствовать содержанию читаемого . Зарисовки по прочитанному

Слайд 8

Повесть «Капитанская дочка» Предварительно необходимо: показать место, где происходят события. рассказать, кто такие яицкие казаки, чем занимались. дать краткую историческую справку о самом восстании и его предводителе Емельяне Пугачеву, сопровождая эту информацию иллюстративным материалом

Слайд 9

Вопросы, направленные на: Устанавливливание причинно-следственных связей; Побуждение к оценке поведения действующих лиц; Связывание читаемого с личным опытом и знаниями; Побуждение к рассуждению и обоснованию своего мнения

Слайд 10

Выборочное чтение используется при ответах на вопросы репродуктивного, эвристического и обобщающего характера. Чтобы ответить на эти вопросы, надо найти и выбрать из текста тематически объединенные факты. В других случаях является доказательством своего мнения, оценки. При работе над характеристикой действующих лиц (при описании внешности действующего лица) При выделении главной мысли прочитанного.

Слайд 11

Составление плана по зарисовкам по выписанным из текста ключевым словам по иллюстрациям к тексту по вопросам учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...

Сертифика участника вебинара "Учим читать выразительно художественные произведения.

Сертификат участника вебинара "Учим читать выразительно художественные произведения...

Сертификат участника Всероссийского вебинара "Активизация речи у детей с ТНР с помощью интерактивных упражнений.

Прослушала вебинар по теме :" Активизация речи у детей с Т.Н.Р. с помощью интерактивных упражнений"...

Сертификаты участника вебинаров

Сертификаты участника вебинаров...