А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект и презентация урока по литературному чтению на тему А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya.docx | 12.31 КБ |
chtenie_konspekt.docx | 38.18 КБ |
chtenie_prezenatsiya_3_klass.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
жадный
глупый
глупый
Бесы беспечный
Поп трусливый
Балда весёлый
трудолюбивый
верен данному слову
наивные
жалкие
жадный
Бесы беспечный
Поп трусливый
Балда весёлый
трудолюбивый
верен данному слову
наивные
жалкие
жадный
Бесы беспечный
Поп трусливый
Балда весёлый
трудолюбивый
верен данному слову
наивные
жалкие
Предварительный просмотр:
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».
УМК: Перспективная начальная школа
Цель: познакомить учащихся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».
Задачи: 1. Познакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина и совершенствовать технику чтения учащихся;
2. Развивать умение анализировать художественное произведение;
3. Воспитывать моральные качества учащихся и интерес к чтению.
Формируемые УУД:
Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости, совместно с учителем).
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; включаться в диалог с учителем; уважать другую точку зрения.
Предметные: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать представленную информацию для получения новых знаний; наблюдать противоположные картины в художественном тексте.
Личностные: составлять личное мнение о литературно произведении, выражать его на доступном языке; формировать интерес к учению.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организация класса. | -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. -Вот звонок весёлый, Мы начать урок готовы, Будем думать и читать, И друг другу помогать. | Приветствуют учителя | Личностные УУД: - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. |
II. Речевая разминка | - В какой сказке мы окажемся, вы скажете после речевой разминки. Повторите скороговорку (медленно, хором, затем темп ускоряем.) Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят. Пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все. - Где происходит действие в скороговорке? - В начале какой сказки А.С. Пушкина мы тоже оказываемся на базаре? | На базаре В "Сказке о попе и работнике его Балде" | |
III. Определение темы и цели урока | - Сформулируйте тему урока. (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде») - Сегодня мы окунёмся в замечательный мир сказок А.С. Пушкина. - Определите цель урока. | ||
IV. Постановка проблемы | К уроку я подобрала эпиграф (читаем вместе…) Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. - Какая идея заключена в эпиграфе? - Сказка была написана 1830 году. При жизни поэта сказка не печаталась. Впервые она была напечатана В.А. Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца. Сказка начиналась так: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп . По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича. | Оценивая поступки героев, мы узнаем, чему учит эта сказка | |
III. Изучение нового материала. 1.Биография. | -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Но для начала вспомним, что мы уже знаем об А.С. Пушкине. - А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г. в Московской дворянской семье. У него были брат Лев и сестра Ольга. Летом мальчик гостил у бабушки в с.Захарово под Москвой. Здесь его воспитанием занималась Арина Родионовна Яковлева- его няня. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, он поступил в знаменитый Царскосельский Лицей для мальчиков, где его вовсе не считали талантом. По исполнению 18 лет писатель поступил служить в Коллегию иностранных дел. - Когда писателю было 32 года, он обвенчался с Натальей Гончаровой. За 5 лет в семье Пушкиных родилось 2 сына и 2 дочери. - Пушкин написал такие произведения как: поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге», роман «Евгений Онегин», «Борис Годунов», Погасло дневное светило», «Я помню чудное мгновенье» и многие другие. А на уроке сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое называется «Сказка о попе и работнике его Балде». Но сначала давайте проверим, что вы запомнили из биографии писателя. -Когда родился А.С.Пушкин? - Что вы запомнили о семье писателя? - Где родился Пушкин? - Где получил своё образование А.С.Пушкин? -Как звали жену писателя? -Сколько детей было в семье? -А кто может назвать, какие произведения были написаны А.С. Пушкиным? -Молодцы! | Слушают биографию писателя Отвечают на вопросы -А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г -Отец- Сергей Львович, мать- Надежда Осиповна Пушкина, сестра- Ольга Сергеевна Павлищева, брат- Лев Сергеевич Пушкин. -В с.Захарово, под Москвой. -В Царскосельском лицее. -Наталья Гончарова -Две дочери и два сына. - поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге», роман «Евгений Онегин», «Борис Годунов», Погасло дневное светило», «Я помню чудное мгновенье» и многие другие. | Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; этикета. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
2. Словарная работа. | -Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением, давайте рассмотрим незнакомые слова, которые нам встретятся. РАБОТА НА СЛАЙДАХ.
- Мы разобрали все незнакомые слова, теперь можем приступить к чтению текста. | Обучающиеся, опираясь на знания и свой жизненный опыт, используя толковые словари, определяют лексическое значение новых слов | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
3. Первичное чтение, чтение учителем. 4. Анализ текста после первичного восприятия 5. Чтение первой сцены по ролям 6. Работа со словарём | - Откройте учебник на странице 68-ой, приготовьтесь к слушанию и чтению текста. – Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста, затем кто-то продолжит. (Я читаю «сказку о попе и работнике его Балде»). -Какой жанр произведения? Почему? - Итак, «Сказка о попе и работнике его Балде». - Какая это сказка? - авторская, бытовая. - "Сказка о…" – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким, выразительным, простым, близким к народной речи языком. Вы прочитали дома сказку. - Назовите героев сказки. (Балда, поп, бесы). - У одного героя есть интересное имя, не Федул, не Иван-дурак, как народных сказках. Почему автор даёт ему имя Балда? - Как вы понимаете слово «балда»? - Оно имеет два значения: 1).бран., прост. "бестолковый, глупый человек"; 2). спец. "тяжелый кузнечный молот". В говорах балдА - «долговязый и неуклюжий дурень» У Пушкина Балда - личное имя, возможно, под влиянием многочисленных сказок о глупцах пушкинского Балду стали смешивать с дурнем народной сказки. - Определите главную мысль произведения. -Ребята, а сейчас мы с вами почитаем текст по цепочке, начинает первая парта первого ряда. Читаем по одному четверостишию. -Верно, молодцы! Чтение первой сцены сказки по ролям. (поп, Балда, автор) - С какой целью отправился поп на базар? (Искать работника) - Какого работника ищет поп? Прочитайте. «Не слишком дорогого » - Что на базаре делал Балда? (Ходит без дела, может и денег нет у него.) - Почему Балда согласен работать за проживание, пищу и 3 щелка? (хотел проучить, возможно ему негде жить) - Поп сразу согласился? Прочитайте. «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб …» - Чего поп боится? Расплаты - Что заставляет попа согласиться на эти условия? - Прочитайте. На что понадеялся поп? « На русский авось » Обратимся к словарю. В словаре В. И. Даля слово "авось" уже называется частицей и дается лексическое значение "может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды". Приводятся русские пословицы, где дается данное слово с этими лексическими значениями: Авось Бог поможет. Авось - вся надежда наша. На авось мужик и хлеб сеет. Держись за авось, поколе не сорвалось. (Автор изображает его глупым, жадным)-запишите в таблицу. - Как проявил себя Балда в поповском доме? (Веселый, трудолюбивый, уверенный) – запишите в таблицу. - Всем Балда нравится, а каким показан поп? (Трусливый) – запишите в таблицу. -Какую службу заказал поп Балде? (невыполнимую, набожный человек не станет водиться с нечистой силою) -Какие черты проявил герой в этой ситуации? (смелость, верен своему слову, "Буду служить…") | Чтение текста учителем, обучающиеся слушают и следят. Чтение детьми по цепочке. -Жанр этого произведения - сказка, потому что здесь вымышленные герои, волшебство. С помощью имя автор уже создаёт образ. | Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия. Личностные: эмоциональное принятие домашнего задания. Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение. |
Физминутка. | - А теперь давайте немного с вами отдохнём. Тихо, все ребята, встали, Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли? Опустили разом вниз, Тихо, тихо, все садись! | Дети повторяют движения за учителем. | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
7. Чтение по ролям | - А теперь, прочитаем текст выразительно. Читаем сказку на стр. 68-69. - Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста. -Молодцы! | Дети читаю текст выразительно. | Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; этикета. |
8. Просмотр видеоролика Беседа после просмотра м/ф Ответ на основной вопрос урока | (2 минуты) – Появляются новые герои в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их. (Вот из моря вылез старый Бес: «Зачем ты, Балда, к нам залез?» ************************** Экого послали супостата! Подожди-ка моего меньшого брата».) - Какие человеческие качества помогли Балде победить? (ум, смекалка, находчивость) – запишите в таблицу. - Каким автор показывает бесёнка? (жалкий, глупый, наивный) подтвердите текстом. - Прочитайте, как Балда вернулся с победой. Почему он рад? (всё получилось, накажет попа) - Прочитайте, как ведет себя поп, завидя Балду? (боится?) Почему? (Балда – сильный, молодой, здоровый парень) - Какими словами автор заканчивает сказку? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» - Какой хотел дать урок автор? (Сказка учит не жить за чужой счет, быть трудолюбивым и щедрым.) - Назовите основной закон сказки. (В сказках добро побеждает зло). | Дети смотрят видеоролик | Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; этикета. |
IV. Итог урока V. Рефлексия | - С творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились? - С каким произведением мы сегодня познакомились? -О чём эта сказка? -Какие ещё произведения А.С.Пушкина вы запомнили? - На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за активную работу, до свидания! | -С творчеством А.С. Пушкина -«Сказка о попе и работнике его Балде» - поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге». | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение формулировать вывод. Личностные: самооценка на основе критериев успешности УД. Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая разминка Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят. Пробежали поросята по росе, простудились, да не все.
Эпиграф Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина
Толоконный- мучной, белый
Взыскаться- искать, хотеть чего-либо
Полба- пшеница
Авось- может быть; здесь; случай, везение
Накладно- дорого
Попадья- жена попа
Поповна- дочь попа
Попёнок- маленький сын попа
Оброк- денежный сбор за пользование землёй
Бес- чёрт, нечистая сила
Супостат- враг
Мета- отметина, цель
Череда- очередь
Щелка - щелчка.
Щелка- щелчка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока внеклассного чтения "А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"
Цели урока:1. Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина2. Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»3....
Сценарий спектакля по сказке Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде" к празднику масленица для учеников 4 класса и родителей
При подготовке спектакля учащиеся класса освоили приемы игры на деревянных ложках и исполняли игровые и музыкальные номера, играя роль скоморохов на ярмарке, а так же изготовили скоморошьи колпа...
Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде"
Многие из нас проводят игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Ба...
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде"
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В иг...
Сказка о Попе и работнике его Балде. (Инсценировка по одноименной сказке А.С. Пушкина )
Инсценировка сказки А,С. Пушкина...
Тесты по сказкам А.С. Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о золотом петушке"
Тесты по сказкам А.С. Пушкина...
А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"
Дополнительный материал для уроков литературного чтения...