И.А. Бунин «Листопад», 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект и презентация урока по литературному чтению И.А. Бунин «Листопад», 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docx | 31.9 КБ |
905460.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: изучение нового материала
Тема: И.А. Бунин «Листопад».
Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина, познакомить учащихся со стихотворением «Листопад».
Задачи:
- учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
- учить выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения;
- развивать навыки выразительного чтения, творческие способности, детей, внимание к образным средствам языка;
- воспитывать любовь к природе, чуткое и бережное отношения к слову.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», презентация, проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I.Организационный момент | 1)Приветствие - Здравствуйте, ребята. 2)Эмоциональный настрой - Прозвенел звонок для нас, Всех ребят собрал он в класс, Чтобы дети не ленились, с удовольствием учились Всем здоровья пожелаем И урок наш начинаем. | Взаимное приветствие. | Личностные УУД: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку; Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; |
II.Проверка домашнего задания | -И прежде чем перейти к теме урока, проверим домашнее задание. -Скажите, о чём говорит вам фраза «Уж сколько раз твердили миру»? - Назовите авторов басен? - Кто прочитает и объяснит мораль басни «Голубь, который хочет пить»? -Кто прочитает и объяснит мораль следующую басню Эзопа «Бесхвостая лисица» - Кто прочитает и объяснит мораль басни Крылова «Крестьянин и работник». - Продолжите высказывание: Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение, в котором… | О баснях Крылов, Эзоп Читают басни Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. В начале или в конце содержится нравоучение-мораль, действующими лицами обычно выступают животные. | Познавательные УУД: читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; |
III.Сообщение темы и цели урока | - Чтобы узнать тему нашего урока, обратите внимание на экран. - Сейчас вы просмотрите видеоролик. После просмотра я буду задавать вам вопросы. - Назовите автора отрывка музыкального произведения, которое мы с вами прослушали. - Как называется это произведение? -Правильно. Это отрывок из произведения Антонио Вивальди «Времена года». - А какое время года показано в видеофрагменте? - Правильно, это осень. -А какая бывает осень? - Ребята, чем интересна пора золотой осени? - Правильно, ребята. Золотая осень - самая яркая пора осени: деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, накидывают золотые одежды из стремительно желтеющих листьев; листопад, хороводом кружась, устилает листьями влажную от частых дождей землю; многие певчие птицы на пути в теплые края; запасаются кормом на зимовку многие животные. - Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину «Осенний лес»? - «В багрец и золото одетые леса,» – писал А.С.Пушкин. Объясните значение слова «багрец». - Золотой цвет листьев. Это какой? - Художники и поэты изображают окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы. - Сегодня нам предстоит знакомство со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад». Научимся выразительно читать стихотворение, находить поэтическое средства языка. | Внимательно слушают Антонио Вивальди «Времена года» Осень Поздняя, ранняя, дождливая, унылая, золотая. Деревья стоят в своём прощальном уборе, заряжают дожди, а земля становится мокрой и грязной. Жёлтые, оранжевые, красные Густой, тёмный оттенок красного Жёлтый, янтарный, лимонный | Познавательные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; |
IV.Изучение нового материала | 1) Биография И.А.Бунина -Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года под Воронежем, в родовитой, но бедневшей дворянской семье. Детство прошло в деревне среди «моря трав, хлебов и цветов». Слушая предания и песни, он ран обнаружил артистические способности. Писать Иван Алексеевич начал рано, в возрасте семи - восьми лет. Первое стихотворение вышло в печать в 1887 году, когда Бунину было 17 лет. Но Иван Алексеевич писал не только стихи, но и прозу: рассказы и повести. В январе 1920 года писатель вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он стал лауреатом Нобелевской премии ( высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8ноября 1953 года, он умер. - Детство и юность писателя прошли на природе. Вся поэзия Бунина освещена солнечным блеском. Только человек с высокой поэтической душой мог так чувствовать и так писать. Мир природы передает Бунин в своих стихах . . . Лес становится героем маленькой поэмы «Листопад». 2)Словарная работа - Ребята, перед тем как начать чтение поэмы, разберем непонятные слова, которые встретятся в тексте: Терем-дом с красивой башней. Вдова - женщина, у которой умер муж. Подсед - ярус молодых деревьев. Пурпурный - ярко-красный. Злато - золото. Пророчит - предсказывает. Оцепененье - неподвижность. Призор - присмотр. Зазимок - первый снег. Туриный рог - рог тура, дикого быка. Горностаевый шугай - женский сарафан или кофта с отделкой из меха горностая. Чертог - прекрасный дворец. Стожары - созвездие. 3) Чтение 1 части - Открываем учебник на ст. и находим «Листопад». - Сейчас вы прослушаете 1 часть поэмы. Ваша задача следить по учебнику и внимательно слушать. После прочтения я буду задавать вопросы. -Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами. - Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса? - Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом? - Терем - это высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками. - Кто жил в теремах? - Для них строили деревянные теремные дворцы. Они были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема. - Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? - Какие деревья напомнили ему вышки? - Верно, они очень стройные и похожи на вышки. - Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? - Есть ещё и клёны. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале. - Какие листья у клёнов? - Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте. - Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой, запахом. - Где стоит терем? Найдите эти строки. - Найдите и прочитайте отрывок, каким изображается двор? - А теперь прочитаем 1 часть. Будем читать по цепочке. (9 чел.) 4)Чтение 2 части -Переходим ко 2 части поэмы. -Продолжаем прослушивание, вы внимательно слушаете и следите, после прочтения я буду задавать вопросы. - Какое настроение у вас после прослушивания? - Почему слово «Осень» поэт пишет с заглавной буквы? -Какова Осень в представлении поэта: весёлая или грустная? - Как вы догадались? -Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? -Как мы будем читать это стихотворение: быстро или медленно? -Почему не следует торопливо читать это стихотворение? -А теперь прочитаем 1 часть. Будем читать по цепочке. (7 чел.) | Внимательно слушают Лиловый – сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой – о лазури; синий – просветы неба, вышина; серебро – о паутине; белый – лепесток Он, как терем, нарядный и пёстрый Князья, бояре Листья берёзы Ёлочки Просветы в небо между клёнами Золотые, красные, багряные, лиловые, некоторые бывают смешанные: жёлто – красные Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца. Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора… Печальное,грустное Имя хозяйки лесного терема Грустная Т.к. описывается увядание природы Медленно | Регулятивные УУД: высказывать свое предположение на основе учебного материала; Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; |
Физминутка | - А сейчас немного отдохнем и представим, что мы с вами находимся в лесу. Встаем и выходим из-за парт. - На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы - Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы искать. Ну, а по команде «шесть», Всем за парты тихо сесть! | Встают из-за парт и повторяют движения | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
5)Чтение 3 части -Переходим к 3части поэмы. Сначала прослушаем ёё, вы внимательно слушаете и следите, после прочтения я буду задавать вопросы. -Каким настроением наполнена эта часть? -Почему? -Приведите примеры из текста. -Какое природное явление произошло? - Предвестником чего является зазимок? -А теперь прочитаем 3 часть. Будем продолжать чтение по цепочке. (6 чел.) 6)Чтение 4 части -Переходим к последней части поэмы. Заканчиваем прослушивание аудиозаписи, вы внимательно слушаете и следите, после прочтения я буду задавать вопросы. -Что хотел показать автор в этой части? - В каком образе выступает Осень? - Чем заканчивается поэма? -А теперь прочитаем 4 часть. Будем продолжать чтение по цепочке. (9 чел.) | Появление зазимка Предвестником зимы Красивая осень не долговечна, всё может быстро изменится и поэтому, мы должны ценить каждый погожий осенний денёк | Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике; | |
V.Итог урока | -С каким автором мы сегодня познакомились? - А какое произведения И.А.Бунина мы читали? - Какие чувства выразил поэт в стихотворении? - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? - Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, как это делал И.А. Бунин. -Проведем анализ своей работы. Если у вас не возникло затруднений -поднимите кулачок правой руки, если у вас возникли затруднения в понимании текса- поднимите кулачок левой руки, если вы не поняли материала урока- поднимите оба кулочка. -Вы сегодня все хорошо поработали. Наше занятие подошло к концу. Урок окончен до свидания. | И.А.Бунин Листопад Оценивают свою работу | Регулятивные УУД: отслеживание учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
Листопад
Словарная работа Терем-дом с красивой башней. Вдова - женщина, у которой умер муж. Подсед - ярус молодых деревьев. Пурпурный - ярко-красный. Злато - золото. Пророчит - предсказывает. Оцепененье - неподвижность.
Призор - присмотр. Зазимок - первый снег. Туриный рог - рог тура, дикого быка. Горностаевый шугай - женский сарафан или кофта с отделкой из меха горностая. Чертог - прекрасный дворец. Стожары - созвездие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе И. А. Бунин "Листопад"
Презентация к уроку литературного чтения , проведенного в 4 классе по теме: И. А. Бунин "Листопад"....
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Бунин "Листопад"
Данная презентация позволит более полно предпть содержание урока...
Урок по теме Иван Бунин Листопад. 4 класс
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И. Бунин. Листопад."...
Урок по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад" для 4 класса.
Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование....
Презентация по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад" для 4 класса.
Красочная презентация воспитывает любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы....
Урок чтения по теме "Осенний вернисаж". (И.А.Бунин «Листопад»), 4 класс
Тип урока: комбинированный. Изучение нового материала ( стихотворение И.Бунина "Листопад"). Чтение стихов об осени других авторов. Слушание музыки, рисование картин на тему "Осень". ...
И. Бунин Листопад. Урок литературного чтения в 4 классе.
Урок построен с применением личностно-ориентированных технологий, педагогики сотрудничества. При построении урока использовала элементы интеграции....